Қандастар Ассамблея

Развитие цветной металлургии в Древней Степи

28.08.2014 1950
Развитие цветной металлургии в Древней Степи

Упоминая о скифах и племенах, входящих в их состав (аргипах, аримасах, грифах, исседонах, саках и массагетах), обитавших на территории Казахстана, авторы древних хроник не оставляют без внимания и особое развитие в то время цветной металлургии. «Из золота и меди у них все вещи, — писал отец истории Геродот. — Все металлические части копий, стрел и боевых секир они изготовляют из меди, а головные уборы, пояса и перевязи украшают золотом». Как не вспомнить в связи с этим захоронение «Золотого человека», обнаруженное совсем недавно у Иссыка. Исследователи обнаружили, что орудия и оружие, упоминаемые в известных поэмах «Илиада» и «Одиссея», были изготовлены только из меди. Возможно, это было свидетельством исторической реальности торговых и других сношений древних греков со скифами. Следует считать наличие слова «жез» в значении «медь» в древнегреческом языке одним из доводов в пользу данной гипотезы. Несомненно, что развитие металлургического производства было одним из факторов, способствовавших широкому распространению у кочевых народов изделий, выполненных в так называемом «зверином стиле». Наиболее яркие и типичные из них преимущественно были сделаны из бронзы, меди, золота и серебра и других цветных металлов. Более подробно об этом мы еще будем говорить ниже. Убедительно свидетельствует о том, что наши предки знали рудное дело, богатство нашего языка, зафиксировавшего в себе издревле идущие термины металлургического производства, так или иначе связанные с ним понятия. Кен — «руда», кеншi — «подземные сокровища, ископаемые», кенші — «рудокоп, шахтер», кен ошағы — «месторождение руды», кенқазған — «рудник», кен шоқы — «рудный холм», қалайы — «олово», қалайышы — «оловянных дел мастер», қалайылау — «покрывать оловом», қола — «бронза», қолоба — «сплав металлов», мырыш — «цинк», мыршым — «цинковые шарики» (для народной игры), қорғасын — «свинец», жез — «медь, желтая медь», мыс — «красная медь», бақыр — «темно-коричневая медь» и т.п. Все эти образования в казахском языке свидетельствуют о древности профессии металлургов и самого металлургического производства на территории Казахстана. Лучшим топливом для плавильных печей, как известно, является уголь, который использовался кочевниками для этих целей с незапамятных времен. Само слово «көмiр» (уголь) этимологически фиксирует в себе процесс его добывания, выработки: оно восходит к глагольному корню «көм», «көму» в значении «закапывать, копать, раскапывать (что-либо)» и означало первично «нечто находящееся под землей; то, что нужно откопать». О древности знакомства с каменным углем и о значимости его в хозяйственной жизни жителей степей говорят древние верования и представления, до сих пор бытующие в казахском фольклоре.

Акселеу Сейдимбек, "Мир казахов"

Ұқсас материалдар