Қандастар Ассамблея

Музыкальное наследие диаспор Казахстана: истоки и современность

29.05.2014 3982
Музыкальное наследие диаспор Казахстана: истоки и современность

Впервые в казахстанском музыкознании полноценно изучено музыкальное творчество народов, населяющих Казахстан, которое до сих пор не предпринималось в отечественной гуманитарной науке. Отдельные отчеты о деятельности культурных центров, редкие статьи в СМИ и на интернет-сайтах, краткий анализ творчества отдельных мастеров в изданиях, посвященных изучению истории музыкального искусства многочисленных национальных диаспор, дают лишь отрывочные представления об искусстве представленных народностей. Актуальность и недостаточная разработанность этих проблем послужили основанием к проведению данного исследования.

В ходе научного исследования был произведен процесс изучения творчества композиторов многообразных национальных диаспор в контексте становления и развития музыкального искусства Казахстана: сбор, опись и поиск исторических документов, подтверждающих основные причины и мотивы переселения разных народов на территорию Казахстана; изучение специфических (исконно национальных) особенностей и жанровых проявлений в музыке русских, уйгурских, корейских, киргизских, татарских, каракалпакских, дунганских, ногайских, азербайджанских авторов и других народов Казахстана; обозначение духовных ценностей диаспор, проживающих в республике, которые в комплексе образуют многокрасочную палитру культурного пронстранства. А также выявлен индивидуальный вклад каждой диаспоры в общую, единую систему художественных тенденций и направлений. Научная новизна  обусловлена также комплексным, многосторонним подходом к изучению искусства многочисленных этносов  Казахстана, рассмотрению феномена национальных особенностей и жанровых проявлений в контексте заявленной идеи первым Президентом Республики Казахстан Н.Назарбаевым о толерантности и единстве с различных методологических подходов, включающих этнографию, этномузыкологию, культурологию, музыкальную фольклористику.  

Ранее нами в статье «Основные этапы реализации научно-исследовательского проекта «Музыкальное искусство народов Казахстана», опубликованной в Международной газете Турецкого этнокультурного центра РК «Ахыска» от 28 июня 2013 года, были освещены некоторые вопросы по реализации данного проекта. На сегодняшний день сотрудниками отдела музыковедения освещены многие проблемы в изучении музыкального искусства диаспор в Казахстане, в частности по теме «Традиционное и современное музыкальное творчество русских Казахстана», выполненной известным в Республике ученым, член-корреспондентом РК, доктором искусствоведения, профессором С.А.Кузембай исследованы проблемы бытования на современном этапе традиционной народной художественной культуры русских Казахстана, определены формы и виды музыкального фольклора, обобщенно рассмотрены религиозные праздники, народные празднества при проведении Святок, Масленицы, Дня славянской письменности, Дня России, Дня Пушкина и т.п., проанализированы (лирические, обрядовые, календарные) песни, так и народные хоровые произведения. Это – «Родные истоки», «Масленица», «Летят утки», «По, над горочкой», «На камне белый цвет», шуточные «Валенки». «Ах, мамочка», «Эх, бабоньки», свадебная «У нас ныне белый день», обрядовая «Венки Купалы» и мн. др. Доминантной идеей работы выдвигается мысль о возрождении в республике национальной духовности русских, их стремление восстановить и далее развивать истоки славянской культуры под общим шаныраком Независимого Казахстана.

В разделе «Фольклорная и профессиональная музыка корейцев Казахстана», написанном кандидатом искусствоведения, доцентом Мусагуловой Г.Ж. за 2013 год была проведена определенная работа по изучению многочисленных обычаев и обрядов корейской диаспоры. Исследованы различные виды обрядового фольклора (годовщина ребенка, церемония совершеннолетия, бракосочетание, 60-летие, погребальные процедуры, а также обряд жертвоприношения). В связи с этим изучены и различные виды и формы искусства представленного народа – песенно-обрядовые, ритуальные песни, старинные песенные жанры. Вместе с тем изучен творческий портрет представителей корейской диаспоры – доктора филологических наук, профессора композитора – Тен Чу и композитора А.Стригоцкого. Проведены встречи, беседы, интервью с профессиональными композиторами корейской диаспоры, внесшими определенный вклад в изучение казахской профессиональной музыки. Проанализированы произведения Тен Чу, выделяющиеся национальным колоритом, исходящим от корейского народного мелоса, своеобразием гармонического, полифонического письма и оркестровой фактуры. Среди них кантата «Пхеньян», симфоническая поэма «Страна утренней свежести», «Драматическая сюита», сюита «Праздник урожая», многочисленные песни, а также 5-ти частная драматическая сюита для симфонического оркестра под заголовком «11.09.1937 17 час 30 мин СТАЛИН». Разобраны все 5 частей сочинения, которые имеют следующие названия: «Приказ и волнения», «Отчаяние», «Воспоминание о Родине», «Обида» и «Плачь».

В разделе кандидата искусствоведения Казтугановой А.Ж. «Қазақ және қырғыз халықтарының аспапты музыкасының сабақтастығы» за истекший период исследована проблема взаимосвязи инструментальной музыки казахского и киргизского народов, а также отличия их инструментов. Была прослежена схожесть, сохранение и реконструкция древних струнно-щипковых инструментов комуза и домбры, выявлены в сравнении взаимосвязь и отличия настроя, звукоряда и формы инструмента. Вместе с тем рассмотрены истоки и развитие широко распространенных инструментов ооз комуз и шаң қобыз. Сделан сравнительный анализ, изучена история зарождения, развития, прослежен опыт пропаганды и сохранения. В связи с этим были расшифрованы и проанализированы кюи для шаң қобыза и ооз комуза, таких композиторов как Адамкалы Байбатыров «Тагылдыр тоо», Қаромолдо Орозова «Насихат», кыргызские народные кюйи «Жастар», «Кербез» и др., а также казахские народные кюй «Қыз ұзату», «Қыз зары», «Қыз мұңы», «Шаңқобыз толғауы» и др. В сравнении изучаются их музыкальные особенности (мелодия, ритм, темп, форма и т.д.), история создания, стилевые и жанровые особенности, а также отличительные черты – высота, звукоряд, соотношение голоса (бурдон) и инструментальной партии.

По результатам научной экспедиции были собраны свадебно-обрядовые, похоронные, трудовые песни, речитативный жанр – терме, инструментальные произведения, исполненные на ооз комузе, а также авторские произведения, записанные от информаторов Кыргызской диаспоры города Актау. Кроме того, систематизированы материалы о национальной одежде, прикладном искусстве, мероприятиях и праздниках проводимых Кыргызским этнокультурным центром «Ала-тоо».

По теме научного проекта «Традиционная музыка казахстанских каракалпаков» кандидата искусствоведения Турмагамбетовой Б.Ж. представлены сведения об искусстве жырау и баксы данного этноса, то есть, исполнителях героических (баксы, аккомпанирующие себе игрой на кобызе) и любовных дастанов (баксы, аккомпанирующие себе игрой на дутаре), проанализированы 25 каракалпакских песен из сборника известного этнографа А.В.Затаевича «Песни разных народов». Так же рассмотрены другие источники исследования: «Каракалпакская народная музыка» (1959, 8-том), «Каракалпакские народные песни» (1959), «Қарақалпақ фольклоры» (многотомник, 2007), «Музыкальная культура каракалпакского народа дооктябрьского периода» (Т.Адамбаев, 1967) и т.д.

В научной экспедиции  по городу Актау был собран музыкальный фольклор каракалпаков и сделана его аудиозапись. Были проанализированы косыки (песни) Бердак баксы «Бозатау», «Дембермес», сделаны расшифровки народных и лирических произведений «Қыз бен жігіт айтысы», «Мейман-дұр», «Өтерсен», «Болмаса» и др. в исполнении информаторов, нотирован косык «Айдынлар» известного каракалпакского композитора М.Жийемуратова. Также собраны и систематизированы сведения об обрядах и традициях, национальной одежде и праздниках данного этноса.

В разделе «Стабильные и мобильные элементы в традиционной музыке казахстанских азербайджанцев» кандидат искусствоведения Касимова З.М. особое внимание уделяет разным этапам становления и развития музыкального искусства, жанрам, историческим предпосылкам, инструментарию, характеристике творчества видных деятелей, отдельных произведений, а также общим теоретическим основам стилистики азербайджанской музыки.

Вместе с тем изучено искусство ашугов – сказителей, певцов народных легенд и поэм, а также вокально-инструментальных и эстрадных коллективов, исполняющих традиционные и современные азербайджанские сочинения, с характерными особенностями музыкального языка в плане ладо-гармонической, метро-ритмической основы, тембрового, образно-тематического строя.

Раздел НИП «Современное состояние музыкального искусства уйгуров Казахстана», выполненный магистром искусствоведения Домуллаевой Х.И.  посвящен изучению деятельности современного вокально-инструментального коллектива «Дияр» в Казахстане, а также современному состоянию музыкального искусства уйгуров Казахстана.  Автором была дана информация о знаменитых деятелях искусств уйгурской диаспоры Казахстана. Среди них Бурханов А.М. (гл.дирижер Уйгурского театра им. К.Кужамьярова), Саитова Г.Ю. (балетмейстер), народные самородки Кибирова З. (село Малабай Чиликского района), Розахунова А. (село Чунджа Уйгурского района) и др. В результате исследования творческой деятельности уйгурской вокально-инструментальной группы записан полный репертуар ансамбля (на электроном носителе) – состоящий из традиционных и современных произведений, нотированы образцы из репертуара ансамбля такие как: «Той», «Азиз дияр», «Өмүр шундақ өтиду» и др.

Таким образом изучение музыкального искусства азиатских, славянских и тюркоязычных народов, освещение деятельности крупных культурных центров разных этносов и т.п. позволили определить вклад названных этносов в историю развития Казахстана и пути сохранения традиционного фольклорного наследия и вообще самобытной культуры каждого из них. И в этой связи научный проект «Музыкальное искусство народов Казахстана», выполняемый отделом музыкального искусства Института литературы и искусства им.М.О.Ауэзова имеет свою актуальность, новизну и социально-политическую значимость на государственном уровне.

Основным стержнем исследования предстала проблема сохранения, пропаганды и функционирования полижанрового и многопланового фольклорного музыкального наследия народов многонационального Казахстана и обогащение традиционной культуры во взаимодействии с Ассамблеей народа Казахстана. В нынешнем году в связи с завершением выполнения вышеуказанного грантового проекта сотрудниками отдела музыкального искусства идет активная подготовка коллективной монографии, посвященной исследуемой тематике. На наш взгляд, продолжение в изучении подобной актуальной и малоисследованной, вместе с тем интересной и значимой проблематики непосредственно имеет основополагающее значение. Исследование культурных аспектов многочисленных диаспор, проживающих в Республике на современном этапе внесет определенный вклад в развитие музыкального искусства независимого Казахстана.            

 

Мусагулова Гульмира Жаксыбековна

Кандидат искусствоведения, доцент

заведующая отделом

музыковедения

                                                                                         Института литературы и искусства им.М.О.Ауэзова

                                                                       Член Союза композиторов Республики Казахстан

 

Ұқсас материалдар