Моральные вопросы среднего образования

16.09.2014 2936
Общеизвестно, что в сфере среднего образования Казахстана существует достаточно много проблем. Все они приводят к тому, что наши школьные таланты не раскрывают свой потенциал и не получают качественного среднего образования.

Общеизвестно, что в сфере среднего образования Казахстана существует достаточно много проблем. Например, нехватка качественных специалистов (преподавателей), низкое качество книг по предметам, внерабочие нагрузки на преподавателей и т.д. Подобные проблемы можно исчислять до бесконечности. Главное, все они приводят к тому, что наши школьные таланты не раскрывают свой потенциал и не получают качественного среднего образования. Для решения данного вопроса у нас открылись специализированные школы, так называемые школы для одаренных (гимназии и лицеи). Среди них стоит выделить областные школы-интернаты «Дарын», Казахско-турецкие лицеи, Назарбаев интеллектуальные школы. Эти школы отбирают самых умных, интеллектуальных юношей, которые получили начальное среднее образование в рядовых школах и дают им соответственное высококачественное знание. На первый взгляд, это оптимальное решение проблемы, закон естественного отбора в действии. Одаренные школьники продвигаются вперед, а простые остаются на своих местах. Однако, мы не должны игнорировать слабые стороны данной системы.

Эти слабые стороны я рассматриваю в двух аспектах.

Изначально в каждом классе учатся по меньшей мере 2-3 успешных юношей. Так как их навыки и  умения относительно на высоком уровне, преподаватели с первых лет относятся к ним более внимательно, давая отдельные задания и проводя дополнительные часы занятия. После 6-го или 7-го (или 8-го) класса, лучшие ученики класса, как это бывает у нас, уходят в более продвинутые школы (вышеуказанные лицеи, гимназии). Это порой не радует тех учителей, которые всеми своими силами старались дать лучшее своему ученику. Вы можете осуждать этих преподавателей, «Почему они не радуются за новые возможности своего воспитанника?». Вполне адекватный вопрос. Однако, когда дело касается чувства самодостоинства, возникает проблема. Преподаватели делают очень много усилий, чтобы раскрыть потенциал учеников и когда приходит время пожинать плоды, эти ученики уходят в продвинутые школы. Естественно, что эти ученики в дальнейшим достигают очень многого и все их титулы и награды причисляются выпускающим школам. Первоначальные преподаватели тоже хотят признания того, что в достижении таких высот они также сыграли немалую роль. Но для этого нет правовых основ. Баллы, очки или рейтинги им не достаются. Если эта тенденция будет продолжаться, у преподавателей простых школ появится равнодушие по отношению к одаренным юношам. Нет мотивации. Это первый аспект.

Второй аспект связан со школьниками, которые являются лидерами своих классов, школ. Предположим, что в одном классе (уже в продвинутой школе) собрались 30 учеников и все они лидеры своих первоначальных школ. В новой школе, в новом классе, заново идет борьба за лидерство и в итоге 2-3 ученика станут новыми лидерами, остальные станут рядовыми школьниками. В результате, мы потеряли более двадцати лидеров. Параллельно, на прежних простых школах идет другой процесс. Когда был лидер, он тянул класс и даже школу вперед, давая своим сверстникам боевой дух. Его ставили в примеры подражания. Его амбиции и перспективы не позволяли другим негативно влиять на него. Наоборот это он позитивно влиял на других менее успешных школьников. Лишенный лидера, отличника и успешного ученика, старый класс будет развиваться уже в ином направлении. Уже нет того друга, одноклассника, который своими достижениями (в спорте, в учебе) давал дополнительную энергию и для школьников и для преподавателей. Постепенно в классе начинают превалировать совсем иные ценности. Парни начинают увлекаться курением, алкогольными напитками, а девушки портятся с ранних лет. Конечно, здесь главную роль играет родительское воспитание, но тем не менее вышеуказанное мнение тоже имеет свою силу.

Вы можете сказать, что оставаясь в прежней школе, ученик не получит нормальной конкуренции, которая есть в продвинутых школах. В ответ я могу сказать, что конкуренцию можно создать и в простой школе. Воспитанники участвуют в межшкольных соревнованиях, конкурсах, а также есть ежегодные предметные олимпиады. Чем не конкуренция?! Причем никто не отменял конкуренцию внутри школы.

Уделение особого внимания специализированным школам, возможно, в  определенной мере решает проблемы среднего образования. Однако, я считаю, что это частичное решение. Необходимо рассмотреть системный подход.

Да, при «естественном отборе», хорошие школьники становятся лучшими, но сколько таких лучших мы сделаем в итоге?

Когда, мы думаем с точки зрения своей семьи, своего ребенка, то все мы одобряем «естественный отбор». Но на уровне государства мы проигрываем. Я против того, чтобы 1 процент всех школьников был самым умным, остальные 99 процентов менее образованным.

Я не против специализированных школ, наоборот, я считаю, что там качество образования на высоком уровне. Но надо думать о всех средних школах, о всех учениках.

Дархан Өмірбек

Автор фото: Искандер Салиходжаев

Ұқсас материалдар