Қандастар Ассамблея

Кызылкениш был построен как миссионерский форт

28.08.2014 3062
Кызылкениш был построен как миссионерский форт

Исторические факты дают основание предполагать, что дворец Кызылкениш в Кентских горах построил в первой половине ХVII века шорец Хондулен-Убаши. На это предположение наталкивает и вторая часть имени — Убаши. Убаши (Убуши) в современном казахском языке имеет значение «верующий». Это значит, что Кызылкениш был построен в самом начале установления казахско-джунгарских взаимосвязей как миссионерский форт. Здесь уместно будет сказать и о дальнейшей судьбе Хундулен-Убашы. Во второй половине ХVII века (1652) Жангир хан погиб в сражении, а Джунгарский Батыр-хунтайши усилил свое военное могущество. Такое положение дел оказалось неблагоприятным для Хундулен-Убаши. В конце концов он в 1663 году уезжает к своим калмыкам-родичам на берега Волги. (Г.О. Авляев. Об основных этапах этногенеза калмыков // В кн. Историческая динамика расовой и этнической дифференциации населения Азии. — М., 1987. — С. 113). Позже, когда присутствие калмыков-джунгар в казахской степи сократилось до минимума, потомки султана Барака, правившие в окрестностях Каракаралы и Кента, стали собственниками дворца Кызылкениш. Владельцем дворца был и Кокжал Барак, убивший известного хана Абулхаира. Его потомок Бокей, в начале ХIХ века правивший Центральным Казахстаном, проводил в этом дворце зиму. Кости Бокейхана и акына Жанака покоятся в одной могиле на реке Нуре, если двигаться от Караганды в направлении Акмолы. Алихан Бокейханов — потомок этого Бокея. От Бокея — Батыр султан, потом Мырзатай, потом — Нурмухамбет, а потом уже Алихан, в последующем один из основателей партии «Алаш». Позже дворцом владели потомки Бокейхана Жамантай, Шынгыс, Жолды, Акбай и многие другие. В конце ХIХ века Кызылкениш настолько обветшал, что его стали использовать как загон для скота (Байжумыр Докей. Указанное соч). Можно было бы на этом поставить точку в повествовании о Кызылкенише, однако есть много легенд и преданий, перемежающихся с историческими фактами и сведениями. Поэтому продолжим наш рассказ. Сказания и легенды, связанные с Кызылкенишем, содержатся в записках и исследованиях В. Никитина (1896, 1898), В. Докея (1900), Н. Коншина (1901), А. Жолды (1905), Л. Чермака (1909), И. Чеканинского (1928) (См. указанные сочинения). Эти легенды, за незначительными разночтениями, имеют одну общую канву. Согласно одной из них хан калмыков, живущий на Волге, выдал свою дочь за Джунгарского хана и отправил ее в далекий путь в сопровождении 40 подруг и 40 нукеров-воинов. Проводником у них был казахский батыр. Зима выдалась в тот год очень холодная, и путники надолго застряли в Кентских горах. Нукеры, следуя желаниям девушки-царевны, построили здесь дворец. Во время шестимесячной зимовки царевна сдружилась с казахом-батыром и забеременела от него. Джунгарский хан заставил много страдать и мучиться родившегося внебрачного ребенка. Он боялся, что полукровка вырастет и станет ему врагом. Чтобы сделать его неполноценным человеком, он вырезал ему спинные хрящи. Однако сын казаха-батыра вырос, возмужал, отомстил хану и на быстроногом скакуне вернулся в родные края... В разных легендах по-разному звучат имена персонажей. Хан калмыков — Галдан-Серен, батыры калмыков — Айда, Тлеуке, царевна — Лауке, Елеуке. Имена разные, а канва одна.

Акселеу Сейдимбек, "Мир казахов"

Ұқсас материалдар