Куда движется образовательная система страны?

27.04.2016 1997
Об отчетной встрече министра образования и науки Ерлана Сагадиева с общественностью

В ходе встречи с министром образования и науки Ерланом Сагадиевым были освещены основные направления развития системы образования страны.

Ерлану Сагадиеву выпала честь начать масштабное внедрение той огромной работы, которая велась несколькими министрами до него и началась почти 15 лет назад по поручению Президента. В рамках выступления главы ведомства перед общественностью, предоставляем вашему вниманию полную картину нововведений и предложений министра:

Министр образования и науки РК Ерлан Сагадиев:

- Обновленная программа обучения, которую внедряют в сферу образования, была подготовлена в рамках плана Нации  "100 шагов". Его направления:
1. Инфраструктура. 
В этом году планируется ввод в действие 34 новых школ. Начнётся строительство еще 42 школ. После внедрения образования с 6 лет, потребуется дополнительно 180 тысяч мест в школах. В связи с этим, задача ведомства привести в строительство школ частный капитал.

Вместе с тем министерство планирует подключить все школы и ВУЗ-ы к широкополосному интернету. В этом году 2500 школ подключаются к установленной цели, дополнительно планируется подключение 1500 школ. К 2020 году ведомство наметило охватить интернетом 90 % учеников, 90 % учителей. 100% студентов ВУЗ-ов. Как говорит министр, интернет станет основной платформой образовательной системы.
Широкополосный интернет обеспечит массовость и повсеместность внедрения новых форм образования. Во-первых, быстрое выравнивание уровня обучающихся по всей стране и уровня педагогов по всей стране. Во-вторых, значительно увеличится скорость внедрения новых форм образования. В-третьих, появится возможность ускоренно интегрировать школьников и студентов в мировое образовательное пространство. В-четвертых, дистанционное обучение решит значительную часть малокомплектных школ. В-пятых это позволит перейти на административный и финансовый контроль школ и ВУЗ-ов в режиме онлайн.

2. Обновление содержания.

В середине 80-х годов развитые страны пришли к выводу, что надо переходить со знаковой модели образования, где человек очень много запоминает цифр, дат, к так называемой функциональной грамотности, где он умеет и понимает, как применять свои знания, умеет их искать, быстро читает, умеет связывать большие блоки информации логическим способом и т.д. Они начали переходить на эту модель, и к середине 1990-х годов в целом процесс закончился. В 1997 году страны ОЭСР договорились о том, как они будут измерять уровень знаний восьмиклассников  между странами. В 2000-м году прошел PISA тест. В сентябре этого года все школы республики начинают переходить на такую модель образования, основанную на функциональной грамотности. Внедрение будет по этапным.

Хочу официально заявить, что на этом эксперименты закончились. Данная учебная модель внедрена в 100 школ. И в эти школы стоит очередь из 20 человек на 1 место. В списке образовательных учреждений с обновленным форматом входят КТЛ, НИШ, Дарын и т.д. В этом году 73 000 преподавателей первых классов пройдут обучение летом для перехода в обновленное содержание. 

Так же данная обновленная модель позволит перейти в 5-дневную учебную неделю и сократить количество предметов. Это в среднем от 18-19 предметов к 13-14 предметам. Министр дополнительно пояснил, что нововведения будут проходить по этапно, в течение 4-х лет.

Те 700 обученных преподавателей, которые будут обучать остальных 73 000 учителей, вначале тренинга были скептически настроены. Но по окончанию курсов, вышли оптимистами. Они его считают очень удобным, более полезным и гораздо более прогрессивным как для ребенка, так и для преподавателей.

3. Развитие трехъязычия.

Первое, зачем это надо. Сегодня уже не секрет, что конкурентоспособность зависит от знания английского языка. Об этом неустанно говорит наш Президент. Начинать надо со школ и постепенно наращивать объемы знаний, для того, чтобы к старшей школе подойти и пройти предметное обучение. Но здесь важно понять, что наиболее важный смысл внедрения трехъязычного образования в Казахстане это тотальное знание нашего населения казахского языка. Приоритет изучения казахского языка был, есть и остается. Поэтому, во всех школах, включая русскоязычные школы, помимо казахского языка и литературы в старших классах в обязательном порядке еще и история Казахстана будет преподаваться на казахском языке.

Согласно обновленной программе в русскоговорящих школах часы на преподавания казахского языка и преподавания предметов на казахском языке увеличиваются за 12 лет более чем на 300 часов.

Наша молодежь исторически наиболее подготовлена к трехъязычному образованию. Если посмотреть на другие нации, которые растут в 2, 3, 4-язычной среде, уровень знаний у них не ухудшается, он только улучшается.

Теперь о предметном трехъязычии. Никто с 1-го сентября этого года предметное трехъязычие внедрять не собирается.  Согласно программе только в 10 и 11 классе  с сентября 2019 года, то есть через 3 года, и только по 4 предметам (химия, физика, биология, информатика) преподавание будет вестись на английском языке.

4. Финансовая самостоятельность школ.

Мы хотим представить финансовую самостоятельность как школам так и ВУЗ-ам. Самый главный механизм это подушевое финансирование в школах. Вырастит конкуренция среди школ. Мы хотим все бухгалтерии госдуарственных школ и ВУЗ-ов объединить в одну в казначейскую систему, чтобы ее видели МОН, акимат и родительский комитет.

Напомним, во время встречи с министром была организована информационная площадка, где отраслевые департаменты и профильные комитеты Министерства консультировали и отвечали на вопросы граждан. 


Ұқсас материалдар