Қандастар Ассамблея

ІІ.Консолидирующая роль казахов

02.04.2014 2354
В условиях тоталитарного режима народам было позволено знать только историю СССР.

В условиях тоталитарного режима народам было позволено знать только историю СССР. Это особенно касалось национальных меньшинств. Поэтому сами казахи, а тем более казахстанцы не знали истории нашей земли. И не их вина в этом. На массовом уровне должна быть осмыслена непрерывная историческая связь национальной государственности на протяжении столетий, борьбы за независимость многих поколений казахов, прародителей жителей современного Казахстана, обретшего все черты государства в терминах и понятиях конца двадцатого века.

Всякого рода измышлениям об отсутствии в прошлом государственности у казахов необходимо поставить серьезный заслон. В этой связи хотел бы обратить внимание на то, что понятия "государственность" и "государство" не означают одно и то же. Когда мы говорим о государственности, то имеем в виду не только территорию, а весь комплекс политико-правовых отношений, социальных и культурно-духовных начал, на основе которых только и возможно функционирование общества как целостной системы. В этом смысле государственность у казахов существовала издревле. Другое дело - оформление казахского государства как политико-правового образования. Известно, что оно произошло в XV веке. Но прискорбно то, что среди исследователей еще нет единой точки зрения по поводу конкретной даты образования казахского государства. Вот тут как раз огромное направление идеологической работы. Как можно вести речь о патриотическом воспитании подрастающего поколения, когда мы сами до сих пор блуждаем по всем писаным и неписаным источникам в поисках начала собственного государства? Вот где неотложная задача исторической науки.

                                              

* * *

Граждане Казахстана должны уважать государственный язык страны и быть готовыми изучать и знать его, имея в виду, что это – родной язык большин­ства населения страны и что он будет доминировать в будущем именно как государ­ственный язык.

В этом контексте нам следует избавляться от такого положения, когда казахская письменность воспринимается как периферическая версия ки­риллицы, что, естественно, не позволяет отно­ситься к ней с должным уважением.

Предлагаемый переход на латиницу же позво­лил бы наиболее эффективно способствовать освоению казахского языка представителями других этносов, адаптации технологического потенциала Казахстана в мировое информационное пространство, а также культурной интеграции в тюрко-язычный мир.

Это вызовет также уважение у носителей ка­захского языка к языкам других народов страны. Наша позиция - встречное движение, взаимоуважение. Другого не дано.

В наших условиях базой межэтнической интеграции должна стать общегражданская принадлежность, политическое самоопределение людей с судьбами казахстанской государственности.

Проще говоря, одним из оснований идеологической работы должен стать принцип не только этнического, но и гражданского самоопределения граждан.

Историческая память, национальное согласие и демократические реформы - гражданский выбор народа Казахстана

(из доклада на четвертой сессии АНК, 6 июня 1997 года)

Ұқсас материалдар