Қандастар Ассамблея

Туркестан – столица Казахского ханства

02.02.2013 13236
Туркестан – район Средней Сырдарьи был окончательно включен в состав Казахского ханства (1470 – 1847) в ХVІ веке. Необходимо отметить, что этот регион традиционно принадлежал тем тюркским государствам, которые доминировали в Великой Степи. Первым из казахских ханов, кто разместил свою ставку в г. Туркестане, был Есим хан (1598 – 1614; 1627 – 1628). О своем трехмесячном прибывании у Есим хана в его резинденции в г. Туркестане написал знаменитый историк и хивинский правитель Абу-л-Гази. Одним из казахских ханов, чья власть распространялась и на Туркестан, был Турсун-Мухаммад-хан (1613 – 1627). Востоковед П. Лерх в ходе своей поездки 1867 г. в Туркестан просмотрел пятнадцать грамот, присланных на имя туркестанского святого от различных владетелей, среди которых была и грамота хана Турсуна, датированная 1035/1625 – 1626 годом. В г. Туркестане казахские ханы принимали иностранных послов. В русских источниках сохранилось описание приема российских послов 22 июля 1694 г. Тауке ханом (1652 – 1717). Примечательно, что в ходе этих переговоров казахский хан потребовал равноправных отношений, заявляя, что и турецкий султан, и персидский хан не выше его: «Турской де салтан или кизылбашский шах чем его, Тевки хана, выше? Таковы ж, что и он». В период с 1719 по 1724 гг. с небольшими перерывами резиденцией старшего хана казахов Абу-л-Хайра (1718 – 1748) являлся г. Туркестан. В 1724 г. Абу-л-Хайр освободил г. Туркестан от джунгар. Около года он удерживал город и окрестные селения под своим контролем, но в начале 1725 г. под напором намного превосходящих сил противника был вынужден оставить Южный Казахстан. В Туркестане происходили торжественные церемонии возведения на престол казахских ханов. Примечательно сообщение о торжественном избрании старшим казахским ханом Абылая: «... в 1771 г. ... все наши знатные и именитые люди, ханы казахского юрта Уч-алач, города и степные окраины, а также знатные люди Туркестанского юрта согласились в том, чтобы поставить меня главным над всеми ханами. По нашему обычаю и по правилам предшествующих ханов, в городе Туркестане, где скончался наш святой хазрет Ходжа Ахмад Йасави, над его могилой была прочитана Фатиха, и я был поднят ханом ...». Таким образом мавзолей Ходжа Ахмеда Йасави служил местом коронации верховного правителя казахов в период позднего средневековья. Приезд казахских ханов в г. Туркестан происходил торжественно. По сообщению источника 24 июня 1744 года: «Как Абулмамет хан к городу стал подьезжать, то ему такая от оного встреча учинена, что почти ни одного человека в городе не осталось ... Причем и церемонию сделали игранием в медные трубы, и имеющийся у них, по их манеру, которые длиною больше сажени ..., так и битьем в бубны глинянные, подобные горшкам с кожаными покрышками. А сверх того, подвели ему на поклон три коровы, кои обернув по их манеру, круг его, хана в трижды в знак весьма радостного его приему... хан поехал в город особливо. И как въехал, то во-первых, заехал в главную их мечеть, где сказывают называемый ими святой лежит ...». В г. Туркестане проводились собрания высшей казахской знати. В источнике зафиксирован приезд в июле 1744 г. в г. Туркестан знаменитого казахского бия Толе Алибек улы: « ... приезжал в Туркестант из Большой Орды знатнейший кайсаченин Тюля бий, который и в Ташкенте больше хана владельцем почитается, для свидания с ним Абулмамет ханом». В 60-е гг. XVIII в. возникла реальная угроза китайского вторжения в Казахстан и Среднюю Азию. В 1762 г. к хану Абулмамбету (1734 – 1771) и Абылай султану явились китайские послы, которые сообщили о намерении богдыхана с наступлением весны послать войско для принесения жертвы, по китайскому обычаю, у гробницы Ходжа Ахмеда в Туркестане. В 1763 г. в связи с угрозой войны в Туркестане собрался курултай, где, по некоторым данным, участвовало 6 тысяч влиятельных лиц Казахстана. На курултае было принято решение о поддержке казахами антицинской коалиции мусульманских народов Средней Азии во главе с афганским шахом Ахмад-шах Дуррани (1747 – 1773). Объединение мусульманских правителей Центральной Азии, оказало отрезвляющее воздействие на политику китайского правительства. Туркестан являлся одним из центров конфессионального образования и средневековой науки, так как в городе функционировали ряд мектебов и медресе, о которых упоминает туркестанский автор Абд ал-Гафур Туркистани. Некоторые письма казахского хана Каипа имеют подписи служителя мавзолея Ходжа Ахмеда Йасави. И в XVIII в. мавзолей Ходжа Ахмеда Йасави оставался местом захоронения представителей высшей казахской знати. В Туркестане похоронены Тауке (1680 – 1715), Жолбарыс (1720 – 1740), Абулмамбет (1739 – 1771) и другие ханы. Рядом с мавзолеем Ходжа Ахмеда Йасави для хана Есима (1598 – 1614) был выстроен отдельный мавзолей. Из ханских погребений только могила знаменитого Абылая (1771 – 1781), была исследована комплексно. Умерший в возрасте семидесяти лет, Абылай хан был погребен в коридоре, перед порогом восточного проема усыпальницы Ходжа Ахмеда. В старину этот коридор называли «Абылай-ханой» по имени погребенного здесь хана. По данным нескольких независимых источников на могилу Абылая был поставлен надгробный камень, известный как «айна тас» – «камень-зеркало». Археологическое вскрытие могилы и антропологическое изучение скелета дали результаты, позволившие идентифицировать его с Абылай ханом. В Туркестане были захоронены такие выдающиеся личности казахской истории как знаменитый би Казыбек Келдибекулы, Богенбай батыр, Жанибек батыр. В период позднего средневековья мавзолей Ходжа Ахмеда Йасави оставался одной из самых почитаемых святынь для всех народов Центральной Азии. В советский период мавзолей рассматривался в большинстве случаев лишь как памятник средневековой архитектуры, а не как пантеон, где были захоронены многие выдающиеся представители казахского народа, не как исторический памятник, при котором происходили судьбоносные для истории Степи события. В ходе ремонтных и реставрационных работ была передвинута со своих мест большая часть надгробных камней, не были изучены и разрушены погребения, располагавшиеся под ними и вокруг них. В этот период исчезли хранившиеся в библиотеке мавзолея старинные рукописи, в 1959 г. пропали два молотка с входных дверей усыпальницы мавзолея, представляющие собой уникальные творения средневековых мастеров. С обретением независимости Казахстан проводит большую работу по сохранению национального культурного наследия. Республика Казахстан, как суверенное государство, в 1994 г. присоединилась к конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия. Согласно договоренностям Казахстана с Турцией в 1993 – 1995 гг. турецкими специалистами были проделаны работы по усилению оснований и фундаментов мавзолея Ходжа Ахмеда Йасави. Первым памятником, который был внесен Казахстаном в «Предварительный список памятников Всемирного наследия» от Республики, стал мавзолей Ходжа Ахмеда Йасави. Комитет Всемирного наследия на XXVII сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, состоявшейся 30 июня – 5 июля 2003 года в Париже, единогласно принял решение о включении мавзолея Ходжа Ахмеда Йасави в «Список Всемирного наследия ЮНЕСКО». Реставраторы Казахстана продолжают изучать состояние памятника, описывают проблемы, возникшие в результате последней реставрации сооружения, разрабатывают рекомендации по нормализации температурно-влажностного режима мавзолея. Источник: Жаңарған, жасарған Оңтүстік. Алматы, 2012 г.

Туркестан – район Средней Сырдарьи был окончательно включен в состав Казахского ханства (1470 – 1847) в ХVІ веке. Необходимо отметить, что этот регион традиционно принадлежал тем тюркским государствам, которые доминировали в Великой Степи. Первым из казахских ханов, кто разместил свою ставку в г. Туркестане, был Есим хан (1598 – 1614; 1627 – 1628). О своем трехмесячном прибывании у Есим хана в его резинденции в г. Туркестане написал знаменитый историк и хивинский правитель Абу-л-Гази.

Одним из казахских ханов, чья власть распространялась и на Туркестан, был Турсун-Мухаммад-хан (1613 – 1627). Востоковед П. Лерх в ходе своей поездки 1867 г. в Туркестан просмотрел пятнадцать грамот, присланных на имя туркестанского святого от различных владетелей, среди которых была и грамота хана Турсуна, датированная 1035/1625 – 1626 годом. В г. Туркестане казахские ханы принимали иностранных послов. В русских источниках сохранилось описание приема российских послов 22 июля 1694 г. Тауке ханом (1652 – 1717). Примечательно, что в ходе этих переговоров казахский хан потребовал равноправных отношений, заявляя, что и турецкий султан, и персидский хан не выше его: «Турской де салтан или кизылбашский шах чем его, Тевки хана, выше? Таковы ж, что и он».

В период с 1719 по 1724 гг. с небольшими перерывами резиденцией старшего хана казахов Абу-л-Хайра (1718 – 1748) являлся г. Туркестан. В 1724 г. Абу-л-Хайр освободил г. Туркестан от джунгар. Около года он удерживал город и окрестные селения под своим контролем, но в начале 1725 г. под напором намного превосходящих сил противника был вынужден оставить Южный Казахстан.

В Туркестане происходили торжественные церемонии возведения на престол казахских ханов. Примечательно сообщение о торжественном избрании старшим казахским ханом Абылая: «... в 1771 г. ... все наши знатные и именитые люди, ханы казахского юрта Уч-алач, города и степные окраины, а также знатные люди Туркестанского юрта согласились в том, чтобы поставить меня главным над всеми ханами. По нашему обычаю и по правилам предшествующих ханов, в городе Туркестане, где скончался наш святой хазрет Ходжа Ахмад Йасави, над его могилой была прочитана Фатиха, и я был поднят ханом ...». Таким образом мавзолей Ходжа Ахмеда Йасави служил местом коронации верховного правителя казахов в период позднего средневековья.

Приезд казахских ханов в г. Туркестан происходил торжественно. По сообщению источника 24 июня 1744 года: «Как Абулмамет хан к городу стал подьезжать, то ему такая от оного встреча учинена, что почти ни одного человека в городе не осталось ... Причем и церемонию сделали игранием в медные трубы, и имеющийся у них, по их манеру, которые длиною больше сажени ..., так и битьем в бубны глинянные, подобные горшкам с кожаными покрышками. А сверх того, подвели ему на поклон три коровы, кои обернув по их манеру, круг его, хана в трижды в знак весьма радостного его приему... хан поехал в город особливо. И как въехал, то во-первых, заехал в главную их мечеть, где сказывают называемый ими святой лежит ...».

В г. Туркестане проводились собрания высшей казахской знати. В источнике зафиксирован приезд в июле 1744 г. в г. Туркестан знаменитого казахского бия Толе Алибек улы: « ... приезжал в Туркестант из Большой Орды знатнейший кайсаченин Тюля бий, который и в Ташкенте больше хана владельцем почитается, для свидания с ним Абулмамет ханом».

В 60-е гг. XVIII в. возникла реальная угроза китайского вторжения в Казахстан и Среднюю Азию. В 1762 г. к хану Абулмамбету (1734 – 1771) и Абылай султану явились китайские послы, которые сообщили о намерении богдыхана с наступлением весны послать войско для принесения жертвы, по китайскому обычаю, у гробницы Ходжа Ахмеда в Туркестане. В 1763 г. в связи с угрозой войны в Туркестане собрался курултай, где, по некоторым данным, участвовало 6 тысяч влиятельных лиц Казахстана. На курултае было принято решение о поддержке казахами антицинской коалиции мусульманских народов Средней Азии во главе с афганским шахом Ахмад-шах Дуррани (1747 – 1773). Объединение мусульманских правителей Центральной Азии, оказало отрезвляющее воздействие на политику китайского правительства.

Туркестан являлся одним из центров конфессионального образования и средневековой науки, так как в городе функционировали ряд мектебов и медресе, о которых упоминает туркестанский автор Абд ал-Гафур Туркистани. Некоторые письма казахского хана Каипа имеют подписи служителя мавзолея Ходжа Ахмеда Йасави.

И в XVIII в. мавзолей Ходжа Ахмеда Йасави оставался местом захоронения представителей высшей казахской знати. В Туркестане похоронены Тауке (1680 – 1715), Жолбарыс (1720 – 1740), Абулмамбет (1739 – 1771) и другие ханы. Рядом с мавзолеем Ходжа Ахмеда Йасави для хана Есима (1598 – 1614) был выстроен отдельный мавзолей. Из ханских погребений только могила знаменитого Абылая (1771 – 1781), была исследована комплексно. Умерший в возрасте семидесяти лет, Абылай хан был погребен в коридоре, перед порогом восточного проема усыпальницы Ходжа Ахмеда. В старину этот коридор называли «Абылай-ханой» по имени погребенного здесь хана. По данным нескольких независимых источников на могилу Абылая был поставлен надгробный камень, известный как «айна тас» – «камень-зеркало». Археологическое вскрытие могилы и антропологическое изучение скелета дали результаты, позволившие идентифицировать его с Абылай ханом. В Туркестане были захоронены такие выдающиеся личности казахской истории как знаменитый би Казыбек Келдибекулы, Богенбай батыр, Жанибек батыр. В период позднего средневековья мавзолей Ходжа Ахмеда Йасави оставался одной из самых почитаемых святынь для всех народов Центральной Азии.

В советский период мавзолей рассматривался в большинстве случаев лишь как памятник средневековой архитектуры, а не как пантеон, где были захоронены многие выдающиеся представители казахского народа, не как исторический памятник, при котором происходили судьбоносные для истории Степи события.

В ходе ремонтных и реставрационных работ была передвинута со своих мест большая часть надгробных камней, не были изучены и разрушены погребения, располагавшиеся под ними и вокруг них. В этот период исчезли хранившиеся в библиотеке мавзолея старинные рукописи, в 1959 г. пропали два молотка с входных дверей усыпальницы мавзолея, представляющие собой уникальные творения средневековых мастеров.

С обретением независимости Казахстан проводит большую работу по сохранению национального культурного наследия. Республика Казахстан, как суверенное государство, в 1994 г. присоединилась к конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия. Согласно договоренностям Казахстана с Турцией в 1993 – 1995 гг. турецкими специалистами были проделаны работы по усилению оснований и фундаментов мавзолея Ходжа Ахмеда Йасави.

Первым памятником, который был внесен Казахстаном в «Предварительный список памятников Всемирного наследия» от Республики, стал мавзолей Ходжа Ахмеда Йасави. Комитет Всемирного наследия на XXVII сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, состоявшейся 30 июня – 5 июля 2003 года в Париже, единогласно принял решение о включении мавзолея Ходжа Ахмеда Йасави в «Список Всемирного наследия ЮНЕСКО». Реставраторы Казахстана продолжают изучать состояние памятника, описывают проблемы, возникшие в результате последней реставрации сооружения, разрабатывают рекомендации по нормализации температурно-влажностного режима мавзолея.

Источник: Жаңарған, жасарған Оңтүстік. Алматы, 2012 г.

Ұқсас материалдар