Қандастар Ассамблея

Мечеть. Большой Ак сарай и Малый Ак сарай.

02.02.2013 2848
В северо-западном отсеке здания располагается крестообразный в плане зал – мечеть. Она перекрыта двойным куполом. Для образования квадратного основания купола здесь, впервые в архитектуре Средней Азии, были использованы конструкции с пересекающимися арками. Через проемы шестнадцати окон, устроенных в сплошь покрытом сталактитами куполе, свет ниспадает на лепные украшения ниш и парусов. Главный вход в мечеть в коридоре джульбарсхан-хана выделен арочной нишей, украшенный в верхней части ганчевыми сталактитами. В центре западной стены мечети сохранился уникальный михраб, выполненный в технике набора резной мозаики. В П-образном обрамлении, на картуше и в четырех ячейках сталактитов михраба располагаются надписи. Мозаичный бордюр изразцовой панели стен мечети местами сохранил старинную позолоту. По описанию М.Е. Массона, в мечети, после окончания пятничной молитвы (намаз) дервиши исполняли особый вид радений – «зикр-и арра», в ходе которого распевали стихи Ходжа Ахмеда Йасави. По свидетельству очевидцев из числа русских и европейских путешественников, за его исполнением наблюдали огромные массы населения. Помещение мечети через коридор – «джульбарсхан-хана» имеет выходы в китапхану (библиотеку) и центральный зал здания – казандык. Между усыпальницей и мечетью расположено помещение зийарат-ханы, где большинство совершающих паломничество (зийарат) могут ближе всего подойти к месту погребения святого. Только забранной решеткой дверной проем отделяет зийарат-хану от комнаты с могилой святого. Схожее помещение располагается к востоку от усыпальницы. Оба помещения имеют крестовый свод – исключительно редко используемый в средневековых памятниках Средней Азии. По мнению Л.Ю. Маньковской, «по оригинальности и изобретательности эти своды можно считать одной из лучших находок зодчего». В северо-восточном отсеке здания располагаются Большой Ак сарай и лежащий напротив Малый Ак сарай. Название помещений связано не с их цветом («Ак сарай» означает в дословном переводе «Белая палата, дворец»), а с использованием их в качестве дворцовых помещений в ХVІ–ХVІІІ вв., когда в Туркестане размещалась резиденция казахских ханов Старшего и Среднего жузов, на что в свое время обратил внимание Т.К. Басенов. Большой и Малый Ак сарай имеют проходные галереи на втором ярусе. В юго-западном отсеке здания располагалась халимхана (ас-хана), служившая кухней для приготовления ритуального блюда «халим», по В.А.Гордлевскому – «атаала-коже». В помещении располагается крупная печь с двумя котлами. До настоящего времени здесь хранятся старинные деревянные корыта на носилках – «шара», на которых киселеобразная каша выносилась в казандык, где следовала раздача этого особого кушанья бедным и странникам. В юго-восточной части здания располагается большое купольное помещение с колодцем в центре – кудукхана. Источник: Жаңарған, жасарған Оңтүстік. Алматы, 2012 г.

В северо-западном отсеке здания располагается крестообразный в плане зал – мечеть. Она перекрыта двойным куполом. Для образования квадратного основания купола здесь, впервые в архитектуре Средней Азии, были использованы конструкции с пересекающимися арками. Через проемы шестнадцати окон, устроенных в сплошь покрытом сталактитами куполе, свет ниспадает на лепные украшения ниш и парусов. Главный вход в мечеть в коридоре джульбарсхан-хана выделен арочной нишей, украшенный в верхней части ганчевыми сталактитами.

В центре западной стены мечети сохранился уникальный михраб, выполненный в технике набора резной мозаики. В П-образном обрамлении, на картуше и в четырех ячейках сталактитов михраба располагаются надписи.

Мозаичный бордюр изразцовой панели стен мечети местами сохранил старинную позолоту. По описанию М.Е. Массона, в мечети, после окончания пятничной молитвы (намаз) дервиши исполняли особый вид радений – «зикр-и арра», в ходе которого распевали стихи Ходжа Ахмеда Йасави. По свидетельству очевидцев из числа русских и европейских путешественников, за его исполнением наблюдали огромные массы населения. Помещение мечети через коридор – «джульбарсхан-хана» имеет выходы в китапхану (библиотеку) и центральный зал здания – казандык.

Между усыпальницей и мечетью расположено помещение зийарат-ханы, где большинство совершающих паломничество (зийарат) могут ближе всего подойти к месту погребения святого. Только забранной решеткой дверной проем отделяет зийарат-хану от комнаты с могилой святого. Схожее помещение располагается к востоку от усыпальницы. Оба помещения имеют крестовый свод – исключительно редко используемый в средневековых памятниках Средней Азии. По мнению Л.Ю. Маньковской, «по оригинальности и изобретательности эти своды можно считать одной из лучших находок зодчего».

В северо-восточном отсеке здания располагаются Большой Ак сарай и лежащий напротив Малый Ак сарай. Название помещений связано не с их цветом («Ак сарай» означает в дословном переводе «Белая палата, дворец»), а с использованием их в качестве дворцовых помещений в ХVІ–ХVІІІ вв., когда в Туркестане размещалась резиденция казахских ханов Старшего и Среднего жузов, на что в свое время обратил внимание Т.К. Басенов. Большой и Малый Ак сарай имеют проходные галереи на втором ярусе.

В юго-западном отсеке здания располагалась халимхана (ас-хана), служившая кухней для приготовления ритуального блюда «халим», по В.А.Гордлевскому – «атаала-коже». В помещении располагается крупная печь с двумя котлами. До настоящего времени здесь хранятся старинные деревянные корыта на носилках – «шара», на которых киселеобразная каша выносилась в казандык, где следовала раздача этого особого кушанья бедным и странникам. В юго-восточной части здания располагается большое купольное помещение с колодцем в центре – кудукхана.

Источник: Жаңарған, жасарған Оңтүстік. Алматы, 2012 г.

Ұқсас материалдар