Қандастар Ассамблея

30-40 годы ХХ века

02.02.2013 6661
В результате массовых политических репрессий 30-х, 40-х и 50-х годов пострадали более 3 тысяч жителей области. Из 58 руководящих работников области 36 были приговорены к высшей мере наказания. Среди них – первый секретарь обкома партии А. Досов, председатель облисполкома В. Случак, ответсекретарь облисполкома Б. Иржанов, редакторы областных газет П. Грехнев, Р. Жуманкулов и многие другие. Несмотря на все это, в области проводилась экономическая, социальная и культурная модернизация. И этим началась совершенно новая страница в ее истории. Большое влияние на развитие области, в том числе экономики и культуры, оказала индустриализация. К моменту образования Южно-Казахстанской области было завершено строительство Туркестано-Сибирской железной дороги. Железная дорога была проложена по территории Арысского, Сайрамского, Тюлькубасского районов Южно-Казахстанской области. Главной задачей транспортной магистрали Турксиб была поставка в Среднюю Азию и южные районы Казахстана леса из Сибири и кузнецкого угля. Развивалась промышленность: цветная металлургия, химическая, каменноугольная, нефтяная и строительная отрасли. Началось активное использование местных сырьевых ресурсов. За год до образования области как самостоятельной административной единицы, в 1931 году, в Шымкенте началось строительство одного из самых крупных предприятий области – свинцового завода. Его сооружали на окраине города, на берегу реки Бадам. Свою первую продукцию гигант цветной металлургии выдал в 1934 году, через три года с момента строительства. Первая очередь завода производила свинца в два раза больше, чем все действующие свинцовые заводы Советского Союза. В итоге, по мощности он стал первым в Союзе и третьим в мире предприятием такого типа. В это же время велось строительство Ачисайского и Кантагинского рудников, обогатительных фабрик, ТЭЦ, разрабатывались Ленгерские угольные шахты. Такой мощный строительный бум вызвал необходимость строительства новых железнодорожных веток и целых отдельных рабочих поселков. Чтобы обеспечить все новые промышленные предприятия квалифицированными кадрами создавались ремесленные училища, в 1934 году в Шымкенте открылся горно-металлургический техникум, а еще через несколько лет индустриальный техникум строительных материалов. Вместе с экономикой развивалась и культура региона. В 1934 году начал работать первый в истории области драматический театр. Так, отсталый край с земледельческо-животноводческой экономикой превратился в крупнейший индустриальный регион республики. Но на этом развитие региона не останавливалось: в области строились десятки новых заводов и фабрик. Всего за четыре года, с 1938 по 1942 годы, были сданы в эксплуатацию масложировой комбинат, чулочная и носочная фабрики, хлопкоочистительный и кирпичный заводы. Как свидетельствуют архивные документы, в 1940 году в промышленности Южного Казахстана было занято более 28 500 человек. Практически одновременно с промышленными развивались объекты и предприятия производственной инфраструктуры: электроэнергетика, водные коммуникации и транспортная связь. На землях Южного Казахстана развернулось строительство ирригационных сооружений в Сарыагашском, Чаяновском, Сайрамском районах. Среди них наиболее крупным было возведение Кировского канала, построенного в Голодной степи. Канал построен еще в 1913 году, а расширен и удлинен в 1939 – 1941 годах. Протяженность канала – 116 км, 45 км из которых проходят по территории Южно-Казахстанской области. Источник: Жаңарған, жасарған Оңтүстік. Алматы, 2012 г.

В результате массовых политических репрессий 30-х, 40-х и 50-х годов пострадали более 3 тысяч жителей области. Из 58 руководящих работников области 36 были приговорены к высшей мере наказания. Среди них – первый секретарь обкома партии А. Досов, председатель облисполкома В. Случак, ответсекретарь облисполкома Б. Иржанов, редакторы областных газет П. Грехнев, Р. Жуманкулов и многие другие.

Несмотря на все это, в области проводилась экономическая, социальная и культурная модернизация. И этим началась совершенно новая страница в ее истории. Большое влияние на развитие области, в том числе экономики и культуры, оказала индустриализация. К моменту образования Южно-Казахстанской области было завершено строительство Туркестано-Сибирской железной дороги. Железная дорога была проложена по территории Арысского, Сайрамского, Тюлькубасского районов Южно-Казахстанской области. Главной задачей транспортной магистрали Турксиб была поставка в Среднюю Азию и южные районы Казахстана леса из Сибири и кузнецкого угля. Развивалась промышленность: цветная металлургия, химическая, каменноугольная, нефтяная и строительная отрасли. Началось активное использование местных сырьевых ресурсов. За год до образования области как самостоятельной административной единицы, в 1931 году, в Шымкенте началось строительство одного из самых крупных предприятий области – свинцового завода. Его сооружали на окраине города, на берегу реки Бадам. Свою первую продукцию гигант цветной металлургии выдал в 1934 году, через три года с момента строительства. Первая очередь завода производила свинца в два раза больше, чем все действующие свинцовые заводы Советского Союза. В итоге, по мощности он стал первым в Союзе и третьим в мире предприятием такого типа. В это же время велось строительство Ачисайского и Кантагинского рудников, обогатительных фабрик, ТЭЦ, разрабатывались Ленгерские угольные шахты. Такой мощный строительный бум вызвал необходимость строительства новых железнодорожных веток и целых отдельных рабочих поселков.

Чтобы обеспечить все новые промышленные предприятия квалифицированными кадрами создавались ремесленные училища, в 1934 году в Шымкенте открылся горно-металлургический техникум, а еще через несколько лет индустриальный техникум строительных материалов. Вместе с экономикой развивалась и культура региона. В 1934 году начал работать первый в истории области драматический театр. Так, отсталый край с земледельческо-животноводческой экономикой превратился в крупнейший индустриальный регион республики. Но на этом развитие региона не останавливалось: в области строились десятки новых заводов и фабрик. Всего за четыре года, с 1938 по 1942 годы, были сданы в эксплуатацию масложировой комбинат, чулочная и носочная фабрики, хлопкоочистительный и кирпичный заводы. Как свидетельствуют архивные документы, в 1940 году в промышленности Южного Казахстана было занято более 28 500 человек. Практически одновременно с промышленными развивались объекты и предприятия производственной инфраструктуры: электроэнергетика, водные коммуникации и транспортная связь. На землях Южного Казахстана развернулось строительство ирригационных сооружений в Сарыагашском, Чаяновском, Сайрамском районах. Среди них наиболее крупным было возведение Кировского канала, построенного в Голодной степи. Канал построен еще в 1913 году, а расширен и удлинен в 1939 – 1941 годах. Протяженность канала – 116 км, 45 км из которых проходят по территории Южно-Казахстанской области.

Источник: Жаңарған, жасарған Оңтүстік. Алматы, 2012 г.

Ұқсас материалдар