Қандастар Ассамблея

Тезисы к докладу о Чехове

05.12.2012 5170
  Тезисы к докладу о Чехове   Страны, народы, поколения обращаются к памяти Чехова в эти дни. И в этом обращении есть особенное...   В интеллектуально-духовной жизни каждого культурного человека чеховские творения имеют особенное органическое значение. Это так впиталось в ваше жизнеощущение - что он повседневно близок, понятен и сопутствует вам, очень часто в большом и малом. Его творения - как составная часть воздуха, которым вы дышите, составная, определяющая часть питания, которым вы живете. Он спутник вечный.   2. Тем более знать надо народам его, тем более знать надо казахской общественности его. Знать о русском человеке, об интереснейших людях, интеллигенции, детях, женщинах, крестьянах. 3. О многом поведал Чехов: о людях своего времени, об эпохе безвременья. Поведал новеллистом, прозаиком, художником больших полотен... поведал и как драматург. Поведал о современной ему жизни с предельной правдивостью.   4. Как писал? Описывал простые случаи и средних людей, но возбуждал самые высокие порывы. О правде и смысле жизни, о настоящем и будущем русского общества - он писал. Метод критического реализма помог раскрыть горькую правду его дней - "Хамелеон", "Унтер Пришибеев" және "Қаскүнем", "Құндақтаулы адам", делал и его произведения полными социального оптимизма.   Писал только о современном и на его знамени обозначалась борьба за свободного нового человека.   Демократичность и апология труда, необыкновенна глубока познавательная сила его произведений.   5. Говорили о сумерках, сумерки души, видели только импрессиониста... Но сумерки не вечерние, а предрассветные. Рисовал уходящих и видел зарю нового.   6. Отсюда и обаяние. Станиславский видел, что его пьесы всегда с широкой, большой идеальной мечтой о будущей жизни, "говорит всегда в своем основном, духовном лейтмотиве не о случайном, не о частном, а о Человеке с Большой буквы".   7. Всегда он писал с предельной убедительностью. Впечатление Ленина от рассказа "Палата №6", по свидетельству Ульяновой-Елизаровой, Ленин говорил после прочтения:   "Когда я дочитал вчера вечером этот рассказ, мне стало прямо-таки жутко, я не мог оставаться в своей комнате, я встал и вышел: "У меня такое ощущение, точно и я заперт в "палате №6".   8. Об убедительности, вытекающей из правдивости Чехова, пишет Горький: "В рассказах Чехова нет ничего такого, чего бы не было в действительности. Страшная сила его таланта в том, что он никогда не выдумывает от себя, не изображает того, чего нет на свете, но что может быть хорошо, может быть желательно".   Об обыденных делах обыкновенных людей пишет он... и кажется, что он, Чехов, прост...   9.         Но нужно вдуматься, особенно писателю, которому нужно учиться у него...   Есть простота двоякая... прост. - как природа и мудр как она... Это простота - результат труда великого... Это не простота плоского.   10. Чехов сам вскрывает отчасти свое отношение и требование свое к труду писателя... Культура нужна писателю... и наука прежде всего...   "Не сомневаюсь, что занятия медицинскими науками имели серьезное влияние на мою литературную деятельность; они значительно раздвинули область моих наблюдений, обогатили меня знаниями, истинную цену которых для меня, как для писателя, может понять тот, кто сам врач, они имели также и направляющее влияние и, вероятно, благодаря близости к медицине мне удалось избегнуть многих ошибок. Знакомство с естественными науками, научным методом всегда держало меня на стороне, и я старался, где было возможно, соображать с научными данными, а где не возможно - предпочитал не писать вовсе".   Ясно - писатель, приходящий в литературу из науки, обогащает ее больше и необычно. Оригинально интересно.   11. Все это дало ему возможность стать родоначальником, учителем целого писательского поколения.   а) Он учил тому, как надо писать - Куприн.   б) Он учил тому, как не следует жить, как стыдно погрязать в мещанстве и пошлости - Горький.   в) Он учитель в умении владеть собой и в чувстве личной свободы - Бунин.   12. Особенно глубоко, неповторимо оригинально сказался в драматургии.   Конгениальный его творческой природе, его порывам МХАТ, сценическая система этого театра близка эстетическим принципам Чехова...   Как понял особенности Чехова, приемы его свежие Станиславский?   Чехов силен разнообразием приемов: импрессионист, символист, реалист и натуралист...   Одинаково владеет на сцене внешней и внутренней правдой. И драма получалась социальная, повествовательная, лирическая...   Он утончил и углубил наши знания о жизни вещей, звуков, света на сцене, которые в театре, как и в жизни, имеют огромное влияние на человеческую душу...   Ошибаются те, кто играет в пьесах Чехова самую их фабулу, скользя по поверхности, наигрывая внешние образы ролей, а не создавая внутренние образы и внутреннюю жизнь...   Вот, что кроется в природе его простоты.   Учиться нужно писателю, прозаику и драматургу, театру, режиссуре, актеру.   13. Казахская литература, театр... В каком отношении они ныне к Чехову?   30 лет (1914 г.) переводился... Более 30 рассказов, повестей... С начала революции... С момента существования казахской советской школы Чехов живет в сознании поколений... Есть хорошие переводы ряда рассказов...   О его юморе - это русский юмор. Но национальное народное одновременно и общечеловеческое. Чехов понятен своим юмором на Востоке... казахи, узбеки, киргизы, татары - все переводят много... Китай - Чей-хо-фу.   Прав Исмаилов, юмор Чехова в казахском народном юморе... Это самораскрытие героя в его собственных речах... в тонкой юмористической обрисовке. Не только сходен в курьезе положения - они тоже есть - пародии, но и в тонких приемах юмора... Есть писатели, много раз переводящие. Есть казахские писатели, подражающие... Мусрепов, Токмагамбетов, Сарсеков, Сланов в истоках... в манере письма Мусрепов больше близок.   Но мало в драматургии...   Водевили - не весь Чехов. Это очень мало дает знать о нем...   Пора театру подойти к настоящей чеховской драме...   Это будет знаменовать глубокое приобщение нашей общественности, нашего народа еще к одному чудесному источнику духовной культуры великого русского народа.   Задачи каждого из нас способствовать на деле творчески к приближению нашей социалистической культуры еще к одной из великих вершин русской классической литературы. Мухтар Ауезов  

 

Тезисы к докладу о Чехове

 

Страны, народы, поколения обращаются к памяти Чехова в эти дни. И в этом обращении есть особенное...

 

В интеллектуально-духовной жизни каждого культурного человека чеховские творения имеют особенное органическое значение. Это так впиталось в ваше жизнеощущение - что он повседневно близок, понятен и сопутствует вам, очень часто в большом и малом. Его творения - как составная часть воздуха, которым вы дышите, составная, определяющая часть питания, которым вы живете. Он спутник вечный.

 

2. Тем более знать надо народам его, тем более знать надо казахской общественности его. Знать о русском человеке, об интереснейших людях, интеллигенции, детях, женщинах, крестьянах.

3. О многом поведал Чехов: о людях своего времени, об эпохе безвременья. Поведал новеллистом, прозаиком, художником больших полотен... поведал и как драматург. Поведал о современной ему жизни с предельной правдивостью.

 

4. Как писал? Описывал простые случаи и средних людей, но возбуждал самые высокие порывы. О правде и смысле жизни, о настоящем и будущем русского общества - он писал.

Метод критического реализма помог раскрыть горькую правду его дней - "Хамелеон", "Унтер Пришибеев" және "Қаскүнем", "Құндақтаулы адам", делал и его произведения полными социального оптимизма.

 

Писал только о современном и на его знамени обозначалась борьба за свободного нового человека.

 

Демократичность и апология труда, необыкновенна глубока познавательная сила его произведений.

 

5. Говорили о сумерках, сумерки души, видели только импрессиониста... Но сумерки не вечерние, а предрассветные. Рисовал уходящих и видел зарю нового.

 

6. Отсюда и обаяние. Станиславский видел, что его пьесы всегда с широкой, большой идеальной мечтой о будущей жизни, "говорит всегда в своем основном, духовном лейтмотиве не о случайном, не о частном, а о Человеке с Большой буквы".

 

7. Всегда он писал с предельной убедительностью. Впечатление Ленина от рассказа "Палата №6", по свидетельству Ульяновой-Елизаровой, Ленин говорил после прочтения:

 

"Когда я дочитал вчера вечером этот рассказ, мне стало прямо-таки жутко, я не мог оставаться в своей комнате, я встал и вышел: "У меня такое ощущение, точно и я заперт в "палате №6".

 

8. Об убедительности, вытекающей из правдивости Чехова, пишет Горький: "В рассказах Чехова нет ничего такого, чего бы не было в действительности. Страшная сила его таланта в том, что он никогда не выдумывает от себя, не изображает того, чего нет на свете, но что может быть хорошо, может быть желательно".

 

Об обыденных делах обыкновенных людей пишет он... и кажется, что он, Чехов, прост...

 

9.         Но нужно вдуматься, особенно писателю, которому нужно учиться у него...

 

Есть простота двоякая... прост. - как природа и мудр как она... Это простота - результат труда великого... Это не простота плоского.

 

10. Чехов сам вскрывает отчасти свое отношение и требование свое к труду писателя... Культура нужна писателю... и наука прежде всего...

 

"Не сомневаюсь, что занятия медицинскими науками имели серьезное влияние на мою литературную деятельность; они значительно раздвинули область моих наблюдений, обогатили меня знаниями, истинную цену которых для меня, как для писателя, может понять тот, кто сам врач, они имели также и направляющее влияние и, вероятно, благодаря близости к медицине мне удалось избегнуть многих ошибок. Знакомство с естественными науками, научным методом всегда держало меня на стороне, и я старался, где было возможно, соображать с научными данными, а где не возможно - предпочитал не писать вовсе".

 

Ясно - писатель, приходящий в литературу из науки, обогащает ее больше и необычно. Оригинально интересно.

 

11. Все это дало ему возможность стать родоначальником, учителем целого писательского поколения.

 

а) Он учил тому, как надо писать - Куприн.

 

б) Он учил тому, как не следует жить, как стыдно погрязать в мещанстве и пошлости - Горький.

 

в) Он учитель в умении владеть собой и в чувстве личной свободы - Бунин.

 

12. Особенно глубоко, неповторимо оригинально сказался в драматургии.

 

Конгениальный его творческой природе, его порывам МХАТ, сценическая система этого театра близка эстетическим принципам Чехова...

 

Как понял особенности Чехова, приемы его свежие Станиславский?

 

Чехов силен разнообразием приемов: импрессионист, символист, реалист и натуралист...

 

Одинаково владеет на сцене внешней и внутренней правдой. И драма получалась социальная, повествовательная, лирическая...

 

Он утончил и углубил наши знания о жизни вещей, звуков, света на сцене, которые в театре, как и в жизни, имеют огромное влияние на человеческую душу...

 

Ошибаются те, кто играет в пьесах Чехова самую их фабулу, скользя по поверхности, наигрывая внешние образы ролей, а не создавая внутренние образы и внутреннюю жизнь...

 

Вот, что кроется в природе его простоты.

 

Учиться нужно писателю, прозаику и драматургу, театру, режиссуре, актеру.

 

13. Казахская литература, театр... В каком отношении они ныне к Чехову?

 

30 лет (1914 г.) переводился... Более 30 рассказов, повестей... С начала революции... С момента существования казахской советской школы Чехов живет в сознании поколений... Есть хорошие переводы ряда рассказов...

 

О его юморе - это русский юмор. Но национальное народное одновременно и общечеловеческое. Чехов понятен своим юмором на Востоке... казахи, узбеки, киргизы, татары - все переводят много... Китай - Чей-хо-фу.

 

Прав Исмаилов, юмор Чехова в казахском народном юморе... Это самораскрытие героя в его собственных речах... в тонкой юмористической обрисовке. Не только сходен в курьезе положения - они тоже есть - пародии, но и в тонких приемах юмора... Есть писатели, много раз переводящие. Есть казахские писатели, подражающие... Мусрепов, Токмагамбетов, Сарсеков, Сланов в истоках... в манере письма Мусрепов больше близок.

 

Но мало в драматургии...

 

Водевили - не весь Чехов. Это очень мало дает знать о нем...

 

Пора театру подойти к настоящей чеховской драме...

 

Это будет знаменовать глубокое приобщение нашей общественности, нашего народа еще к одному чудесному источнику духовной культуры великого русского народа.

 

Задачи каждого из нас способствовать на деле творчески к приближению нашей социалистической культуры еще к одной из великих вершин русской классической литературы.

Мухтар Ауезов