Қандастар Ассамблея

Творческий рост

05.12.2012 22809
  Творческий рост Многоразличные удачи и судьбы писательского труда. При этом первая удача сходна с обнаруженной старателем золотоносной жилой. Ищущий находит, стойкий одолеет, а найдя для себя самую певучую струну жизни писатель обретает крылья. Подобная удача сопутствует писательскому пути Мустафина, пятидесятилетие которого отметила недавно общественность Казахстана. За последние 13—14 лет писатель создал четыре романа. Три из них — "Шиганак Берсиев", "Миллионер" и "Караганда" — прочно вошли и в фонд общесоюзной нашей литературы. Романы Габидена Мустафина показали принципиально новые явления в исторической судьбе казахского народа. Они написаны на современные темы и повествуют о строителях социализма, борцах за коммунизм, о их жизни и самоотверженном труде. В романах этих примечательно еще и то, что автор их тесно связан со своими героями. Явственно чувствуется, как непосредственные ощущения самого автора вплетаются в речь, эмоции и деяния отдельных героев романа. Писатель сумел постичь внутренний смысл исторического движения в буднях нашей жизни, сумел себя, свою судьбу органически слить с жизнью своего народа, сумел воплотить эти жизненные переплетения в своих книгах. Любопытно проследить это взаимопроникновение личного и общественно-исторического в литературном творческом процессе на примере последнего романа Мустафина "Караганда". Первые главы и вся первая часть этого романа рисуют картину стягивания государственных сил и средств к угольному бассейну Караганды. Сюда прибывают квалифицированные, опытные шахтеры и организаторы производства из Донбасса. Особенно подробно рисует автор быт и переживания казахских кочевников, которые приходят на новое производство, рождающееся на их родине. "Дорога была заполнена караванами. Ехали не одиночные подводы и всадники, а катился сплошной поток... Одежда людей, повозки, тавро на животных пестрели своим разнообразием..." Роман посвящен изображению того, как из этих бывших аульных батраков и бедняков, прибывших в Караганду со своими дырявыми юртами и лачугами, со своими козами и баранами да тощим тяглом, постепенно вырастают сознательные рабочие, квалифицированные специалисты, зрелые руководители производства. Таких людей — сотни и тысячи. Огромна их тяга к знаниям, к культуре, новой жизни. Велико стремление уйти от страшного темного быта, от вековечной нищеты, порабощения и бесчеловечной эксплуатации феодально-родовой верхушкой. Но это дается не легко и не просто. Еще сильны пережитки старого в сознании людей, не сдаются и враги — вчерашние баи Алибек, Жаппар и их прислужники. Они стремятся использовать трудности, возникающие на строительстве в первые месяцы. Трудно с продовольствием, а вредители вдобавок расхищают и разбазаривают его. Трудно с жильем — спекулируя на этом, враги пытаются раздуть затруднения с рабочей силой. Русские рабочие и казахи дружелюбно относятся друг к другу, а кулаки пытаются разжечь между ними национальную рознь. Но народ, тесно сплотившись вокруг партии, стойко противостоит проискам врагов, разоблачает и обезвреживает их. На протяжении лишь одного поколения происходят такие перемены, когда из народа, до Октябрьской революции жившего в условиях феодально-родового быта, рождается передовая социалистическая нация. Роман "Караганда" наиболее интересен в тех главах, где изображены сложные переплетения и борьба азиатского средневековья с достижениями самой передовой культуры нашего века, перемены, происходящие с людьми, которые пришли в Караганду, как выходцы из родов Каракесек, Сармантай, Мурат и т.д. Многие из этих лиц пришли из тех джайляу и аулов, в которых жил сам автор, они были близкими знакомыми, даже сородичами самого Мустафина. На берегу реки Нуры, где ныне возник Каргрэс, были летние пастбища, а на землях между Карагандой и Спасском находились зимние стоянки его сородичей. У подножий холмов Кожир и Жаур, где сейчас возник молодой город казахских металлургов — Темир-Тау, стояла зимовка деда и отца Мустафина. Представителем своих сородичей-кочевников пришел когда-то в Караганду молодой рабочий Габиден Мустафин. Бывший кочевник овладел профессией токаря и прошел путь своего будущего героя — Жанабыла. Другие кадровые рабочие в романе "Караганда" — такие, как Ермек, имеют своими прототипами друзей писателя. Равно и у таких персонажей, как русские рабочие и мастера Лапшин и Козлов из мехцеха, есть параллельные биографии в действительности. А образ командира производства Щербакова в "Караганде" имеет очень много общего с бывшим начальником строительства Караганды, всеобщим любимцем казахских и русских рабочих — покойным Горбачевым, которого Г. Мустафин близко знал и любил. Однако надо подчеркнуть, что, несмотря на наличие такого обилия биографических совпадений, роман Мустафина о Караганде ни в какой мере не является автобиографичным. Здесь нет навязывания героям личных, субъективных частностей. Характерной чертой творческих поисков Мустафина является органическая спаянность биографий его героев с производственно-историческим ростом промышленного Казахстана в Карагандинском бассейне и области. Убедительно показывает писатель рост новой казахской интеллигенции в лице молодого партийного работника Мейрама, юной учительницы Ардак, горного инженера Аширбека. Если за годы сталинских пятилеток выросли на месте прежних голых урочищ — временных стоянок кочевых аулов — промышленные города Центрального Казахстана — Караганда, Темир-Тау, Джезказган, Балхаш, если из рабочих дореволюционной Караганды вышли окончившие Промакадемию командиры промышленности, как Ермек, и такие партийные работники, как окончивший Высшую партийную школу Жанабыл из романа "Караганда", то и в ту же пору вместе с народом прошел этот большой путь Габиден Мустфин и запечатлел его не только в содержании своих романов, но и в их форме — более всего в языке. Широко используя лексические богатства родного языка, его поэтические формы, писатель употребляет меткие афоризмы, пословицы и поговорки и на основе их создает новые, отражающие новые отношения людей. Особенно ярким в этом смысле у Мустафина получается диалог. Роман Мустафина "Миллионер" посвящен жизни одного из колхозов той же Карагандинской области. По изображению советских людей, поставивших жизненной целью преобразование своей земли, преодоление вековой косности, ее природы, находится в органическом русле творчества Мустафина и другой его роман — "Шиганак Берсиев". Конечно, в творчестве Г. Мустафина есть и недостатки. Менее других удачен первый роман писателя — "Жизнь или смерть". В обрисовке образов русских людей здесь проявились элементы схематизма; с натуралистическими излишествами описаны гнусные проделки врагов на производстве. В романе "Шиганак Берсиев", при всех его достоинствах, критика отмечала недостаточно полное и разностороннее изображение партийных руководителей и в первую очередь секретаря обкома партии. "Миллионер" — произведение новаторское, но в нем есть и серьезные недостатки: облегченный показ трудностей роста людей в коллективе, недостаточная внутренняя мотивированность взаимоотношений положительных героев в быту. В первом варианте последнего и самого значительного романа Г. Мустафина "Караганда", опубликованном в журнале "Әдебиет және искусство", также были существенные недочеты. Учтя замечания критики, автор, при подготовке последнего варианта и русского текста своего романа, проделал совместно с редакцией альманаха "Дружба народов" большую работу. Правда, имеются и в последнем варианте романа некоторые недостатки. К их числу относится в первую очередь то, что чувства, мысли и особенно речь русских героев романа недостаточно индивидуализированы. Мало мотивированы некоторые душевные переживания Мейрама и Ардак; при хорошем, детальном знании сложной производственной жизни Караганды ее описания все же порою становятся сухими. И русский, и казахский тексты романа требуют еще шлифовки, редакционной работы. В переводе романа сглажены и национальные особенности, и литературная индивидуальность автора — мастера яркого и самобытного. Но и указывая на все эти недостатки, нельзя не признать, что Г. Мустафин уже внес свой вклад в дело развития молодой казахской советской литературы и что он на хорошем творческом подъеме. Мухтар Ауезов  

 

Творческий рост

Многоразличные удачи и судьбы писательского труда. При этом первая удача сходна с обнаруженной старателем золотоносной жилой. Ищущий находит, стойкий одолеет, а найдя для себя самую певучую струну жизни писатель обретает крылья. Подобная удача сопутствует писательскому пути Мустафина, пятидесятилетие которого отметила недавно общественность Казахстана. За последние 13—14 лет писатель создал четыре романа. Три из них — "Шиганак Берсиев", "Миллионер" и "Караганда" — прочно вошли и в фонд общесоюзной нашей литературы.

Романы Габидена Мустафина показали принципиально новые явления в исторической судьбе казахского народа. Они написаны на современные темы и повествуют о строителях социализма, борцах за коммунизм, о их жизни и самоотверженном труде. В романах этих примечательно еще и то, что автор их тесно связан со своими героями. Явственно чувствуется, как непосредственные ощущения самого автора вплетаются в речь, эмоции и деяния отдельных героев романа.

Писатель сумел постичь внутренний смысл исторического движения в буднях нашей жизни, сумел себя, свою судьбу органически слить с жизнью своего народа, сумел воплотить эти жизненные переплетения в своих книгах.

Любопытно проследить это взаимопроникновение личного и общественно-исторического в литературном творческом процессе на примере последнего романа Мустафина "Караганда".

Первые главы и вся первая часть этого романа рисуют картину стягивания государственных сил и средств к угольному бассейну Караганды. Сюда прибывают квалифицированные, опытные шахтеры и организаторы производства из Донбасса. Особенно подробно рисует автор быт и переживания казахских кочевников, которые приходят на новое производство, рождающееся на их родине. "Дорога была заполнена караванами. Ехали не одиночные подводы и всадники, а катился сплошной поток... Одежда людей, повозки, тавро на животных пестрели своим разнообразием..."

Роман посвящен изображению того, как из этих бывших аульных батраков и бедняков, прибывших в Караганду со своими дырявыми юртами и лачугами, со своими козами и баранами да тощим тяглом, постепенно вырастают сознательные рабочие, квалифицированные специалисты, зрелые руководители производства.

Таких людей — сотни и тысячи. Огромна их тяга к знаниям, к культуре, новой жизни. Велико стремление уйти от страшного темного быта, от вековечной нищеты, порабощения и бесчеловечной эксплуатации феодально-родовой верхушкой.

Но это дается не легко и не просто. Еще сильны пережитки старого в сознании людей, не сдаются и враги — вчерашние баи Алибек, Жаппар и их прислужники.

Они стремятся использовать трудности, возникающие на строительстве в первые месяцы. Трудно с продовольствием, а вредители вдобавок расхищают и разбазаривают его. Трудно с жильем — спекулируя на этом, враги пытаются раздуть затруднения с рабочей силой. Русские рабочие и казахи дружелюбно относятся друг к другу, а кулаки пытаются разжечь между ними национальную рознь.

Но народ, тесно сплотившись вокруг партии, стойко противостоит проискам врагов, разоблачает и обезвреживает их.

На протяжении лишь одного поколения происходят такие перемены, когда из народа, до Октябрьской революции жившего в условиях феодально-родового быта, рождается передовая социалистическая нация.

Роман "Караганда" наиболее интересен в тех главах, где изображены сложные переплетения и борьба азиатского средневековья с достижениями самой передовой культуры нашего века, перемены, происходящие с людьми, которые пришли в Караганду, как выходцы из родов Каракесек, Сармантай, Мурат и т.д. Многие из этих лиц пришли из тех джайляу и аулов, в которых жил сам автор, они были близкими знакомыми, даже сородичами самого Мустафина. На берегу реки Нуры, где ныне возник Каргрэс, были летние пастбища, а на землях между Карагандой и Спасском находились зимние стоянки его сородичей. У подножий холмов Кожир и Жаур, где сейчас возник молодой город казахских металлургов — Темир-Тау, стояла зимовка деда и отца Мустафина. Представителем своих сородичей-кочевников пришел когда-то в Караганду молодой рабочий Габиден Мустафин. Бывший кочевник овладел профессией токаря и прошел путь своего будущего героя — Жанабыла.

Другие кадровые рабочие в романе "Караганда" — такие, как Ермек, имеют своими прототипами друзей писателя. Равно и у таких персонажей, как русские рабочие и мастера Лапшин и Козлов из мехцеха, есть параллельные биографии в действительности. А образ командира производства Щербакова в "Караганде" имеет очень много общего с бывшим начальником строительства Караганды, всеобщим любимцем казахских и русских рабочих — покойным Горбачевым, которого Г. Мустафин близко знал и любил. Однако надо подчеркнуть, что, несмотря на наличие такого обилия биографических совпадений, роман Мустафина о Караганде ни в какой мере не является автобиографичным. Здесь нет навязывания героям личных, субъективных частностей.

Характерной чертой творческих поисков Мустафина является органическая спаянность биографий его героев с производственно-историческим ростом промышленного Казахстана в Карагандинском бассейне и области.

Убедительно показывает писатель рост новой казахской интеллигенции в лице молодого партийного работника Мейрама, юной учительницы Ардак, горного инженера Аширбека.

Если за годы сталинских пятилеток выросли на месте прежних голых урочищ — временных стоянок кочевых аулов — промышленные города Центрального Казахстана — Караганда, Темир-Тау, Джезказган, Балхаш, если из рабочих дореволюционной Караганды вышли окончившие Промакадемию командиры промышленности, как Ермек, и такие партийные работники, как окончивший Высшую партийную школу Жанабыл из романа "Караганда", то и в ту же пору вместе с народом прошел этот большой путь Габиден Мустфин и запечатлел его не только в содержании своих романов, но и в их форме — более всего в языке.

Широко используя лексические богатства родного языка, его поэтические формы, писатель употребляет меткие афоризмы, пословицы и поговорки и на основе их создает новые, отражающие новые отношения людей. Особенно ярким в этом смысле у Мустафина получается диалог.

Роман Мустафина "Миллионер" посвящен жизни одного из колхозов той же Карагандинской области. По изображению советских людей, поставивших жизненной целью преобразование своей земли, преодоление вековой косности, ее природы, находится в органическом русле творчества Мустафина и другой его роман — "Шиганак Берсиев".

Конечно, в творчестве Г. Мустафина есть и недостатки. Менее других удачен первый роман писателя — "Жизнь или смерть". В обрисовке образов русских людей здесь проявились элементы схематизма; с натуралистическими излишествами описаны гнусные проделки врагов на производстве.

В романе "Шиганак Берсиев", при всех его достоинствах, критика отмечала недостаточно полное и разностороннее изображение партийных руководителей и в первую очередь секретаря обкома партии.

"Миллионер" — произведение новаторское, но в нем есть и серьезные недостатки: облегченный показ трудностей роста людей в коллективе, недостаточная внутренняя мотивированность взаимоотношений положительных героев в быту.

В первом варианте последнего и самого значительного романа Г. Мустафина "Караганда", опубликованном в журнале "Әдебиет және искусство", также были существенные недочеты. Учтя замечания критики, автор, при подготовке последнего варианта и русского текста своего романа, проделал совместно с редакцией альманаха "Дружба народов" большую работу.

Правда, имеются и в последнем варианте романа некоторые недостатки. К их числу относится в первую очередь то, что чувства, мысли и особенно речь русских героев романа недостаточно индивидуализированы. Мало мотивированы некоторые душевные переживания Мейрама и Ардак; при хорошем, детальном знании сложной производственной жизни Караганды ее описания все же порою становятся сухими.

И русский, и казахский тексты романа требуют еще шлифовки, редакционной работы. В переводе романа сглажены и национальные особенности, и литературная индивидуальность автора — мастера яркого и самобытного. Но и указывая на все эти недостатки, нельзя не признать, что Г. Мустафин уже внес свой вклад в дело развития молодой казахской советской литературы и что он на хорошем творческом подъеме.

Мухтар Ауезов

 

Ұқсас материалдар