Қандастар Ассамблея

Самое большое счастье

05.12.2012 1404
  Самое большое счастье Еще задолго до того, как были записаны и опубликованы пламенные песни Джамбула, полные беспредельной любви к товарищу Сталину, мне однажды пришлось присутствовать на колхозной свадьбе в Чиликском районе, Алма-Атинской области. Вступали в брак секретарь аулсовета и ударница рисовых полей. Увеселения должны были начаться свадебной песней. Из пирующей толпы вышли две пожилые женщины и запели песню любви и материнской благодарности товарищу Сталину, незримо благословляющему молодую пару на счастливый и свободный союз. Слова и мелодия были ролодены тут лее, на этом пиршестве. Годом позже я был свидетелем того, как в другом конце Казахстана, в Абаевском районе, Семипалатинской области, на берегу той речки, у которой когда-то юный поэт Абай оплакивал свою горестную утрату – разлуку с любимой, советские девушки и юноши пели торжествующие песни любви и свободы. В этих песнях поэтическим рефреном звучало имя великого вождя. На празднестве, устроенном в долине Каргалинки чабанами Института животноводства по случаю годовщины нашей победы над фашистскими ордами, проходили традиционные песенные состязания – айтыс между чабанами и железнодорожниками ближайшей станции Чемолган. В трех юртах одновременно шло состязание. Колхозники и рабочие- казахи соревновались на лучшую песню-импровизацию, посвященную великим подвигам товарища Сталина в Отечественной войне. Скинув ярмо многовекового рабства, советский человек создает песню обретенного им счастья. Ранее угнетенная казашка если творила, то это был жоктау – плач умершем, туркменка пела агы – песню печали об утраченном, киргизка мела куйгонь – песню прощания с жизнью и надеждами; эта песня не случайно называлась куйгонь – сгорание. Ныне они моют песни о великом и мудром заступнике народов. Родились новое искусство, новая культура народов советского Востока, принципиально отличные от прошлого искусства. Как видно из примеров одного лишь песнетворчества, новая советская социалистическая культура наших народов является культурой подлинно народной. Народные таланты – акыны , бахши, хафизы, шаиры, повседневно прислушиваясь к могучему народному голосу, посвящали свои первые революционные творения великим вождям – Ленину и Сталину. Разобщенные в веках, теперь в лад зазвучали песни ашугов, бахши, акынов, как единодушно и в тон зазвенели дутары, домбры, сурнаи, комузы – инструменты, которым народы издавна вверяли свои печали и чаяния, а ныне поверяют свою любовь к гениальному творцу счастья возрожденных народов. Естественным и достойным продолжением народных ростков нового искусства зазвучали симфонические оркестры, многокрасочно расцвели оперные сцены во всех национальных республиках, ранее не имевших своего театрального искусства. Ныне в театрах и филармониях Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Туркмении и Таджикистана звучат новые произведения сценического и музыкального искусства, посвященные героике Сталинской эпохи. Торжественно славят певцы, композиторы, поэты золотой век социалистической эпохи и славят творца этой эпохи – Сталина. В новых для народов Средней Азии литературных формах - в пьесах, повестях, романах – рассказывается о людях сталинского воспитания, несущих в себе черты высокой коммунистической морали. В этих произведениях отображается вдохновенный труд художника, ученого, партийного руководителя, ратный подвиг бойцов, труд рабочих и колхозников. От одиночной домбры до симфонического оркестра, от одинокого певца до оперного многоголосого хора, от изустной песни-легенды до высокохудожественного реалистического романа прошла свой путь молодая, но бурно расцветающая литература, музыка, театральная культура народов Средней Азии. И вдохнул эту колоссальную плодотворную творческую энергию в души сынов и дочерей ранее отсталых народов учитель и вождь - товарищ Сталин. Расцветают в республиках Средней Азии и науки. В Алма-Ате и Ташкенте - национальные Академии наук Казахстана и Узбекистана и филиалы Академии наук СССР во всех остальных среднеазиатских республиках развили активную научно-творческую деятельность. Свыше восьмидесяти высших учебных заведений имеют народы Средней Азии, а до революции на всей этой территории не было ни одного высшего учебного заведения. Более сотни научно-исследовательских институтов все союзного значения ведут все сторонние научные изыскания. Крупнейшие ученые - геологи, математики, химики, биологи, медики, физики, филологи, историки выдвинулись из сталинского поколения наших народов. Жизненный и трудовой путь восхождения к вершинам науки, к высокой личной культуре у всех этих людей удивительно ярко характеризует тот знаменательный путь, который прошли их народы от азиатского средне вековая до самой высшей культуры эпохи социализма. Величайшим расцветом нашей советской культуры, счастьем всего народа, личным счастьем каждого из нас - представителей трудовой интеллигенции - мы обязаны мудрому гению Ленина и Сталина, мы обязаны русскому народу, в великом братстве объединившему наши народы, обогатившему нас духовно и материально плодами своей величайшей культуры. Миллионы сердец наших народов обращены с безграничной любовью к товарищу Сталину, мысленные взоры и сокровенные думы каждого из нас - писателей, ученых и деятелей искусства - в каждом нашем трудовом усилии устремлены к нему – родному и любимому другу, в чьей долгой и долгой жизни на благо всего трудового человечества видим мы и свое самое большое и самое близкое личное счастье! Мухтар Ауезов

 

Самое большое счастье

Еще задолго до того, как были записаны и опубликованы пламенные песни Джамбула, полные беспредельной любви к товарищу Сталину, мне однажды пришлось присутствовать на колхозной свадьбе в Чиликском районе, Алма-Атинской области. Вступали в брак секретарь аулсовета и ударница рисовых полей. Увеселения должны были начаться свадебной песней. Из пирующей толпы вышли две пожилые женщины и запели песню любви и материнской благодарности товарищу Сталину, незримо благословляющему молодую пару на счастливый и свободный союз. Слова и мелодия были ролодены тут лее, на этом пиршестве. Годом позже я был свидетелем того, как в другом конце Казахстана, в Абаевском районе, Семипалатинской области, на берегу той речки, у которой когда-то юный поэт Абай оплакивал свою горестную утрату – разлуку с любимой, советские девушки и юноши пели торжествующие песни любви и свободы. В этих песнях поэтическим рефреном звучало имя великого вождя.

На празднестве, устроенном в долине Каргалинки чабанами Института животноводства по случаю годовщины нашей победы над фашистскими ордами, проходили традиционные песенные состязания – айтыс между чабанами и железнодорожниками ближайшей станции Чемолган. В трех юртах одновременно шло состязание. Колхозники и рабочие- казахи соревновались на лучшую песню-импровизацию, посвященную великим подвигам товарища Сталина в Отечественной войне.

Скинув ярмо многовекового рабства, советский человек создает песню обретенного им счастья. Ранее угнетенная казашка если творила, то это был жоктау – плач умершем, туркменка пела агы – песню печали об утраченном, киргизка мела куйгонь – песню прощания с жизнью и надеждами; эта песня не случайно называлась куйгонь – сгорание. Ныне они моют песни о великом и мудром заступнике народов. Родились новое искусство, новая культура народов советского Востока, принципиально отличные от прошлого искусства.

Как видно из примеров одного лишь песнетворчества, новая советская социалистическая культура наших народов является культурой подлинно народной.

Народные таланты – акыны , бахши, хафизы, шаиры, повседневно прислушиваясь к могучему народному голосу, посвящали свои первые революционные творения великим вождям – Ленину и Сталину.

Разобщенные в веках, теперь в лад зазвучали песни ашугов, бахши, акынов, как единодушно и в тон зазвенели дутары, домбры, сурнаи, комузы – инструменты, которым народы издавна вверяли свои печали и чаяния, а ныне поверяют свою любовь к гениальному творцу счастья возрожденных народов.

Естественным и достойным продолжением народных ростков нового искусства зазвучали симфонические оркестры, многокрасочно расцвели оперные сцены во всех национальных республиках, ранее не имевших своего театрального искусства. Ныне в театрах и филармониях Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Туркмении и Таджикистана звучат новые произведения сценического и музыкального искусства, посвященные героике Сталинской эпохи. Торжественно славят певцы, композиторы, поэты золотой век социалистической эпохи и славят творца этой эпохи – Сталина.

В новых для народов Средней Азии литературных формах - в пьесах, повестях, романах – рассказывается о людях сталинского воспитания, несущих в себе черты высокой коммунистической морали. В этих произведениях отображается вдохновенный труд художника, ученого, партийного руководителя, ратный подвиг бойцов, труд рабочих и колхозников.

От одиночной домбры до симфонического оркестра, от одинокого певца до оперного многоголосого хора, от изустной песни-легенды до высокохудожественного реалистического романа прошла свой путь молодая, но бурно расцветающая литература, музыка, театральная культура народов Средней Азии. И вдохнул эту колоссальную плодотворную творческую энергию в души сынов и дочерей ранее отсталых народов учитель и вождь - товарищ Сталин.

Расцветают в республиках Средней Азии и науки. В Алма-Ате и Ташкенте - национальные Академии наук Казахстана и Узбекистана и филиалы Академии наук СССР во всех остальных среднеазиатских республиках развили активную научно-творческую деятельность. Свыше восьмидесяти высших учебных заведений имеют народы Средней Азии, а до революции на всей этой территории не было ни одного высшего учебного заведения. Более сотни научно-исследовательских институтов все союзного значения ведут все сторонние научные изыскания. Крупнейшие ученые - геологи, математики, химики, биологи, медики, физики, филологи, историки выдвинулись из сталинского поколения наших народов. Жизненный и трудовой путь восхождения к вершинам науки, к высокой личной культуре у всех этих людей удивительно ярко характеризует тот знаменательный путь, который прошли их народы от азиатского средне вековая до самой высшей культуры эпохи социализма.

Величайшим расцветом нашей советской культуры, счастьем всего народа, личным счастьем каждого из нас - представителей трудовой интеллигенции - мы обязаны мудрому гению Ленина и Сталина, мы обязаны русскому народу, в великом братстве объединившему наши народы, обогатившему нас духовно и материально плодами своей величайшей культуры.

Миллионы сердец наших народов обращены с безграничной любовью к товарищу Сталину, мысленные взоры и сокровенные думы каждого из нас - писателей, ученых и деятелей искусства - в каждом нашем трудовом усилии устремлены к нему – родному и любимому другу, в чьей долгой и долгой жизни на благо всего трудового человечества видим мы и свое самое большое и самое близкое личное счастье!

Мухтар Ауезов


Ұқсас материалдар