Қандастар Ассамблея

Речь на открытии памятника Абаю Кунанбаеву

05.12.2012 3911
  Речь на открытии памятника Абаю Кунанбаеву   Товарищи!   Всем вам хорошо известно, ясно, что сейчас, в этот час, на глазах всех нас присутствующих на этой новой площади города Алма-Аты происходит событие огромного культурно-исторического значения. Мы отмечаем открытие памятника в нашей столице великому Абаю!   Двоякий большой смысл имеет это незаурядное явление. Во-первых, наше общество советских людей, состоящее из представителей не одних, а многих братских народностей, живущих в Алма-Ате, в советском Казахстане — единой волей, единым слитным чувством, воздвигает настоящий памятник. Оно воздает должное светлой памяти великого сына казахского народа Абая и выражает тем самым благодарное отношение нашей социалистической, советской современности к великим историческим заслугам Абая Кунанбаева — поэта, мыслителя, борца против мира зла и мрака своей эпохи.   Другой глубокий, важнейший смысл в том, что сам Абай, донося до нас многие и многие волнения своего отзывчивого сердца, доведя до нас тысячи своих тревожных дум, запечатленных в строках, страницах его бессмертных творений — ныне встал с этих заветных страниц такой осязаемый, близкий, зримый! Счастливой творческой волей ваятеля как бы шагнул он вот из своего далека, уже трудно представимого нашему юношеству, далека в наш настоящий, счастливый сегодняшний день "как живой с живым говоря". Как бы обрел он еще в одном высоком качестве новую жизнь свою, став в ряд с нами. И он пойдет такой достойнейший сын народа, заступник народа в тяжелую годину, в эпоху безвременья — пойдет с нами и с нашими потомками в грядущее, в то счастливое великое грядущее, о чем только мог мечтать он в своих смутных видениях поэта-провидца.   Да, о нем, именно о нем, и с полным основанием мы можем сказать с благодарностью, что он с нами со всеми своими творениями, а ныне и со своим образом на виду.   А с чем и как пришел Абай к нам?   Он пришел, чтобы поведать нам о горе и печали трудового люда пустынных веков минувшего. Он поведал нам о страданиях, стенаниях казахской женщины! Он принес, донес до нас ненависть и проклятие народные против степных воротил, невежественных правителей, родовых верхов, установивших в степи волчьи законы. Он поведал нам о лучших устремлениях передовой части современного ему общества: увидеть, постичь, вкусить плоды знания, света. Он поведал нам о светлой мечте, возвышенной любви, о свободном, вольном счастье юных сердец, угнетаемых суровыми, позорными институтами адата, шариата. Он поведал нам, донес до нас ненависть и презрение народных масс к неизменным людским порокам: жадности, тщеславию, сутяжничеству, тунеядству, зависти и мерзости всякой иной...   Он же — Абай, поведал нам, как безгранична была его любовь, его уважение и вера в передовую русскую мысль! Он оставил в наследство нам, он завещал нам, еще в ту пору разобщенности народов, единственную, неукоснительную, непоколебимую веру в спасительную роль гуманистической, демократической русской культуры.   Он завещал нам знать, любить и почитать гений Пушкина, бессмертные творения Лермонтова, Толстого. Он воспитывал нас еще в наши детские, отроческие годы на родном казахском языке на строфах пушкинских, на элегиях, думах, лирике Лермонтова.   И самое исторически колоссальное из его заслуг заключено в том, что он учил нас, казахских писателей, своих потомков, наследников его, тому, как надо учиться, плодотворно учиться на примерах русской классической и мировой литературы, учиться создавать истинно художественные, подлинно высококультурные образцы литературного творчества.   И во всем только что, лишь поверхностно упомянутом мною духовном наследстве Абая воплощено одно неотъемлемо великое — это его высокий интеллект, это тот высокий строй души, подлинное величие духа, которым чужда корысть. А совесть его, поэта-гражданина была совестью народной. Только такое величие его сердца помогло сберечь от времени все дорогое, сокровенное, связанное с его гением.   И ныне он пришел глядеть на наше настоящее, быть, жить с нами в нашей счастливой истории с теми поколениями, с которыми он некогда говорил, говорил в своих заветных строках. Он пришел, чтобы радоваться вместе с нами нашей радостью, чтобы торжествовать вместе с нами! Абай, один из тех дорогих предков наших поколений, которому суждено быть спутником в нашем шествовании вперед и ввысь...   Потому, именно открывая памятник Абаю, мы еще и еще раз склоняем наши головы перед его светлой памятью и открываем ему навстречу наши сердца.   Вместе со всем сказанным выше хочется еще выразить наше чувство безграничной благодарности партии и правительству и сказать великое спасибо им за оказанное, столь высокое уважение памяти любимого поэта нашего народа!   Мухтар Ауезов        

 

Речь на открытии памятника Абаю Кунанбаеву

 

Товарищи!

 

Всем вам хорошо известно, ясно, что сейчас, в этот час, на глазах всех нас присутствующих на этой новой площади города Алма-Аты происходит событие огромного культурно-исторического значения. Мы отмечаем открытие памятника в нашей столице великому Абаю!

 

Двоякий большой смысл имеет это незаурядное явление. Во-первых, наше общество советских людей, состоящее из представителей не одних, а многих братских народностей, живущих в Алма-Ате, в советском Казахстане — единой волей, единым слитным чувством, воздвигает настоящий памятник. Оно воздает должное светлой памяти великого сына казахского народа Абая и выражает тем самым благодарное отношение нашей социалистической, советской современности к великим историческим заслугам Абая Кунанбаева — поэта, мыслителя, борца против мира зла и мрака своей эпохи.

 

Другой глубокий, важнейший смысл в том, что сам Абай, донося до нас многие и многие волнения своего отзывчивого сердца, доведя до нас тысячи своих тревожных дум, запечатленных в строках, страницах его бессмертных творений — ныне встал с этих заветных страниц такой осязаемый, близкий, зримый! Счастливой творческой волей ваятеля как бы шагнул он вот из своего далека, уже трудно представимого нашему юношеству, далека в наш настоящий, счастливый сегодняшний день "как живой с живым говоря". Как бы обрел он еще в одном высоком качестве новую жизнь свою, став в ряд с нами. И он пойдет такой достойнейший сын народа, заступник народа в тяжелую годину, в эпоху безвременья — пойдет с нами и с нашими потомками в грядущее, в то счастливое великое грядущее, о чем только мог мечтать он в своих смутных видениях поэта-провидца.

 

Да, о нем, именно о нем, и с полным основанием мы можем сказать с благодарностью, что он с нами со всеми своими творениями, а ныне и со своим образом на виду.

 

А с чем и как пришел Абай к нам?

 

Он пришел, чтобы поведать нам о горе и печали трудового люда пустынных веков минувшего. Он поведал нам о страданиях, стенаниях казахской женщины! Он принес, донес до нас ненависть и проклятие народные против степных воротил, невежественных правителей, родовых верхов, установивших в степи волчьи законы. Он поведал нам о лучших устремлениях передовой части современного ему общества: увидеть, постичь, вкусить плоды знания, света. Он поведал нам о светлой мечте, возвышенной любви, о свободном, вольном счастье юных сердец, угнетаемых суровыми, позорными институтами адата, шариата. Он поведал нам, донес до нас ненависть и презрение народных масс к неизменным людским порокам: жадности, тщеславию, сутяжничеству, тунеядству, зависти и мерзости всякой иной...

 

Он же — Абай, поведал нам, как безгранична была его любовь, его уважение и вера в передовую русскую мысль! Он оставил в наследство нам, он завещал нам, еще в ту пору разобщенности народов, единственную, неукоснительную, непоколебимую веру в спасительную роль гуманистической, демократической русской культуры.

 

Он завещал нам знать, любить и почитать гений Пушкина, бессмертные творения Лермонтова, Толстого. Он воспитывал нас еще в наши детские, отроческие годы на родном казахском языке на строфах пушкинских, на элегиях, думах, лирике Лермонтова.

 

И самое исторически колоссальное из его заслуг заключено в том, что он учил нас, казахских писателей, своих потомков, наследников его, тому, как надо учиться, плодотворно учиться на примерах русской классической и мировой литературы, учиться создавать истинно художественные, подлинно высококультурные образцы литературного творчества.

 

И во всем только что, лишь поверхностно упомянутом мною духовном наследстве Абая воплощено одно неотъемлемо великое — это его высокий интеллект, это тот высокий строй души, подлинное величие духа, которым чужда корысть. А совесть его, поэта-гражданина была совестью народной. Только такое величие его сердца помогло сберечь от времени все дорогое, сокровенное, связанное с его гением.

 

И ныне он пришел глядеть на наше настоящее, быть, жить с нами в нашей счастливой истории с теми поколениями, с которыми он некогда говорил, говорил в своих заветных строках. Он пришел, чтобы радоваться вместе с нами нашей радостью, чтобы торжествовать вместе с нами! Абай, один из тех дорогих предков наших поколений, которому суждено быть спутником в нашем шествовании вперед и ввысь...

 

Потому, именно открывая памятник Абаю, мы еще и еще раз склоняем наши головы перед его светлой памятью и открываем ему навстречу наши сердца.

 

Вместе со всем сказанным выше хочется еще выразить наше чувство безграничной благодарности партии и правительству и сказать великое спасибо им за оказанное, столь высокое уважение памяти любимого поэта нашего народа!

 

Мухтар Ауезов

 

 

 

 

Ұқсас материалдар