Қандастар Ассамблея

Письмо с востока

05.12.2012 1782
  Письмо с востока   Октябрь и Восток! Много великих перемен принесла социалистическая революция народам нашей страны. Но здесь, на Востоке, эти перемены имеют особые, своеобразные черты. В нашем предпраздничном письме на Украину мы хотим рассказать о главном, что составляет нашу гордость, над чем не могут не задумываться народы, живущие за рубежами средне-азиатских советских республик.   На ярком примере пооктябрьской истории казахского народа можно отчетливо проследить, что дало практическое осуществление гениального ленинского предначертания: "... с помощью пролетариата наиболее передовых стран отсталые страны могут перейти к советскому строю и через определенные ступени развития - к коммунизму, минуя капиталистическую стадию развития".   Историческое счастье казахского народа, обретенное им в советскую эпоху, и заключалось в том, что победа Великого Октября избавила веками порабощенных казахов от мучительного прозябания и неизбежного физического вымирания в условиях буржуазного господства. Под руководством партии Ленина-Сталина казахский народ, минуя капиталистическую стадию развития, совершил беспримерный в прошлом переход к социалистическому развитию. От прежней экономической и культурной отсталости, выгодной для власти ханов, полу феодалов, баев, царских колонизаторов, трудящиеся казахских степей совершили гигантский скачок к социалистическому преобразованию страны.   Казахи стали полновластными хозяевами своей богатой и большой страны, консолидировались в самостоятельную независимую нацию на основе развития самой демократической в мире советской государственности. Казахский народ в дружной сталинской семье равноправных народов при могучей братской поддержке великого русского народа впервые и своей многовековой истории стал активным участником событий, определяющих развитие всего человечества.   ...Сама карта Казахстана, ставшего индустриально-колхозной республикой, неузнаваемо изменилась. За годы сталинских пятилеток возникли и непрерывно развиваются крупные промышленные центры: Караганда, Балхаш, Темир-Тау, Карсакпай, Джезказган, Текели и др. Казахская ССР заняла в Советском Союзе одно из основных мест по добыче цветных и редких металлов и первое место по разведанным за-пасам меди, свинца, цинка, различных малых и редких металлов и ряду нерудных ископаемых.   Законом о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР определены быстрые темпы дальнейшего развития тяжелой промышленности и железнодорожного транспорта Казахстана, текстильной, легкой и пищевой промышленности. Промышленная продукция Казахской ССР к концу послевоенной сталинской пятилетки по сравнению с 1940 годом увеличится в 2,2 раза.   Коллективизация внесла коренные изменения в экономику сельского хозяйства республики. Значительно расширены посевные площади, повысилась культура земледелия, что привело к росту урожайности зерновых и технических культур. Успешно развивается социалистическое животноводство. К концу пятилетки поголовье скота составит свыше 25 миллионов.   Бурное развитие народного хозяйства, непрерывный рост материального благополучия народа навсегда покончили с кочевым образом жизни казахов. Кануло в прошлое нищенское существование в убогой дырявой юрте. Растут и благоустраиваются города и колхозные поселки республики, развивается сеть культурно-просветительных учреждений.   Сказочно преобразился и идейно-моральный облик казаха - советского гражданина. Исчезли навеки прежняя забитость и приниженность, вызывавшие в свое время у основоположника казахской письменной литературы Абая строки горечи, строки горячего протеста. Свободные труженики Советского Казахстана выступают теперь активными творцами во всех областях народного хозяйства, государственной деятельности и культуры. Гордое и высокое самосознание свободного советского человека, окрыленного идеями советского патриотизма, дружбы народов и советской национальной гордости, определяет моральный облик современного казаха.   Великая Октябрьская социалистическая революция создала все условия для развития новой культуры казахского народа - национальной по форме, социалистической по содержанию. В какие-нибудь полтора - два десятилетия Советский Казахстан добился поистине колоссальных достижений в области культурного строительства. Программа культурного возрождения Казахстана была определена товарищем Сталиным и практически осуществлена под его непосредственным руководством. В статье "Наши задачи на Востоке", опубликованной в марте 1919 года, И.В. Сталин отмечал такие неотложные задачи:   "Всеми силами поднять культурный уровень отсталых народов, организовать богатую сеть школ и просветительных учреждений, развить устную и печатную советскую агитацию на языке, понятном и родном для окружающего трудового населения".   Культурная революция в Казахстане захватила широчайшие народные массы и приобщила их к богатствам великой русской культуры. Тридцать лет тому назад грамотные люди в аулах исчислялись единицами, и это были исключительно сынки баев. Теперь в Казахстане нет ни одного неграмотного, если не считать глубоких стариков. В городах и аулах в настоящее время насчитывается свыше восьми тысяч начальных и средних школ. В прекрасных заново отстроенных школьных зданиях обучается около миллиона детей. На огромной территории дореволюционного Казахстана не было ни одного высшего учебного заведения. Теперь республика располагает 22 вузами и 144 среднетехническими учебными заведениями. Казахский государственный университет, разветвленная сеть институтов подготавливают специалистов по различным отраслям техники и культуры. Только в течение послевоенной сталинской пятилетки вузы Казахстана выпустят 14 тысяч специалистов, а среднетехнические учебные заведения - 44 тысячи. Тысячи казахских юношей и девушек получили и получают высшее образование в Москве и Ленинграде.   Важнейшим результатом широко развернутой системы народного образования и специальной подготовки явилось то, что теперь казахский народ располагает собственными талантливыми кадрами советской национальной интеллигенции, которая своим патриотическим самоотверженным трудом содействует развитию всех отраслей народного хозяйства, активно участвует в государственной работе.   Подлинным праздником социалистической культуры Казахстана явилось создание в 1946 году Академии наук Казахской ССР. Молодая Академия развернула плодотворную научно-исследовательскую деятельность по изучению производительных сил Казахстана, по научному решению важнейших проблем народного хозяйства и культуры республики.   Во главе Казахской Академии наук стоит президент Каныш Имантаевич Сатпаев. Биография К.И. Сатпаева, начавшего сознательную жизнь в первые годы советской эпохи, - типична и показательна для послереволюционной истории возрожденного казахского народа. Сын степного кочевника оканчивает советскую школу и принимает деятельное участие в работе только что созданных органов народного образования Семипалатинской области, работает инженером и занимается исследованием Джезказганского месторождения медной руды. Его научный труд об этом крупнейшем в мире месторождении был удостоен Сталинской премии и выдвинул К.И. Сатпаева в передовые ряды ученых советской геологической науки. Первый из среды казахской интеллигенции К.И. Сатпаев был избрал действительным членом Академии наук СССР. От простого, темного кочевника до академика с мировым именем, до президента Академии наук Казахской ССР, от аульной ограниченности до государственной деятельности депутата Верховного Совета СССР - такой путь мог пройти сын кочевого казаха только благодаря советской власти. И это путь многих талантливых сыновей и дочерей казахского народа.   В советские годы оформилась и всесторонне развилась письменная казахская литература, призванная полноценно выражать неизмеримо развывшееся общественное самосознание возрожденного казахского народа. В благоприятных условиях советского общества выдвинулись и сформировались талантливые кадры профессиональных литераторов.   В лучших произведениях казахских поэтов и прозаиков - Сабита Муканова, Габита Мусрепова, Абдильды Тажибаева, Аскара Токмаганбетова, Габидена Мустафина, Гали Орманова правдиво изображаются борьба и труд народных масс, их социалистическое перевоспитание, рост нового советского человека. Идейно-художественное своеобразие казахской советской литературы состоит в том, что она отразила в системе литературных образов изумительный переход казахского народа от средневековья к социализму. Овладевая методом социалистического реализма, поэты и писатели республики показывают, как окрыленный и организованный великими идеями партии Ленина-Сталина казахский народ социально преображался в социалистическом обществе, как изменялся и обогащался национальный характер казаха - советского патриота, революционного борца и строителя социализма. Руководствуясь историческими решениями ЦК ВКП (б) по идеологическим вопросам, казахская литература вступила в период нового творческого подъема.   В кочевом казахском обществе не было ни театра, ни живописи, ни скульптуры. Только в советскую эпоху был создан национальный казахский театр, появились мастера сцены, композиторы, создающие оригинальные оперные и симфонические произведения, выдвинулись первые казахские художники, скульпторы. Теперь в Казахстане помимо Академического театра оперы и балета, в составе которого казахская и русская оперные труппы, помимо республиканских театров казахской и русской драмы, театра юного зрителя, растет свыше 30 театров. На сцене казахских театров с успехом идут не только пьесы казахских драматургов, но и большие произведения русской классической советской драматургии.   Молодая казахская живопись, представленная, например, полотнами художника Урала Тансыкбаева, получила всесоюзное признание.   Если в прошлом в Казахстане не было ни одного национального издательства, то теперь развитая сеть издательств в большом количестве выпускает в переводе произведения классиков марксизма-ленинизма, классиков русской и мировой литературы. На казахском языке издаются ряд газет и другие периодические издания.   Культура возрожденного казахского народа развивалась в ожесточенной классовой борьбе с буржуазными националистами, развивалась под постоянным благотворным воздействием культуры великого русского народа. Казахские писатели учились и учатся у русских классиков, казахские ученые формировались и формируются на замечательных традициях передовой русской науки, казахские актеры изучали и изучают богатейший опыт русского сценического искусства. Изучение русского языка, которым в прошлом владели немногие, стало распространенным массовым явлением в Советском Казахстана. А русский язык открывает для казахского народа широкий путь к освоению всех богатств русской культуры.   Тридцатилетие Великой Октябрской социалистической революции казахский народ встречает замечательными достижениями в области развития народного хозяйства и культуры. Это поднимает у казахов благородное чувство советской национальной гордости. А впереди - на пути к победе коммунизма - открываются еще более широкие и увлекательные перспективы для труда и творчества возрожденного казахского народа, выступающего в братском единении со всеми народами СССР, под испытанным руководством партии Ленина-Сталина.   Мухтар Ауезов 1947    

 

Письмо с востока

 

Октябрь и Восток! Много великих перемен принесла социалистическая революция народам нашей страны. Но здесь, на Востоке, эти перемены имеют особые, своеобразные черты. В нашем предпраздничном письме на Украину мы хотим рассказать о главном, что составляет нашу гордость, над чем не могут не задумываться народы, живущие за рубежами средне-азиатских советских республик.

 

На ярком примере пооктябрьской истории казахского народа можно отчетливо проследить, что дало практическое осуществление гениального ленинского предначертания: "... с помощью пролетариата наиболее передовых стран отсталые страны могут перейти к советскому строю и через определенные ступени развития - к коммунизму, минуя капиталистическую стадию развития".

 

Историческое счастье казахского народа, обретенное им в советскую эпоху, и заключалось в том, что победа Великого Октября избавила веками порабощенных казахов от мучительного прозябания и неизбежного физического вымирания в условиях буржуазного господства. Под руководством партии Ленина-Сталина казахский народ, минуя капиталистическую стадию развития, совершил беспримерный в прошлом переход к социалистическому развитию. От прежней экономической и культурной отсталости, выгодной для власти ханов, полу феодалов, баев, царских колонизаторов, трудящиеся казахских степей совершили гигантский скачок к социалистическому преобразованию страны.

 

Казахи стали полновластными хозяевами своей богатой и большой страны, консолидировались в самостоятельную независимую нацию на основе развития самой демократической в мире советской государственности. Казахский народ в дружной сталинской семье равноправных народов при могучей братской поддержке великого русского народа впервые и своей многовековой истории стал активным участником событий, определяющих развитие всего человечества.

 

...Сама карта Казахстана, ставшего индустриально-колхозной республикой, неузнаваемо изменилась. За годы сталинских пятилеток возникли и непрерывно развиваются крупные промышленные центры: Караганда, Балхаш, Темир-Тау, Карсакпай, Джезказган, Текели и др. Казахская ССР заняла в Советском Союзе одно из основных мест по добыче цветных и редких металлов и первое место по разведанным за-пасам меди, свинца, цинка, различных малых и редких металлов и ряду нерудных ископаемых.

 

Законом о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР определены быстрые темпы дальнейшего развития тяжелой промышленности и железнодорожного транспорта Казахстана, текстильной, легкой и пищевой промышленности. Промышленная продукция Казахской ССР к концу послевоенной сталинской пятилетки по сравнению с 1940 годом увеличится в 2,2 раза.

 

Коллективизация внесла коренные изменения в экономику сельского хозяйства республики. Значительно расширены посевные площади, повысилась культура земледелия, что привело к росту урожайности зерновых и технических культур. Успешно развивается социалистическое животноводство. К концу пятилетки поголовье скота составит свыше 25 миллионов.

 

Бурное развитие народного хозяйства, непрерывный рост материального благополучия народа навсегда покончили с кочевым образом жизни казахов. Кануло в прошлое нищенское существование в убогой дырявой юрте. Растут и благоустраиваются города и колхозные поселки республики, развивается сеть культурно-просветительных учреждений.

 

Сказочно преобразился и идейно-моральный облик казаха - советского гражданина. Исчезли навеки прежняя забитость и приниженность, вызывавшие в свое время у основоположника казахской письменной литературы Абая строки горечи, строки горячего протеста. Свободные труженики Советского Казахстана выступают теперь активными творцами во всех областях народного хозяйства, государственной деятельности и культуры. Гордое и высокое самосознание свободного советского человека, окрыленного идеями советского патриотизма, дружбы народов и советской национальной гордости, определяет моральный облик современного казаха.

 

Великая Октябрьская социалистическая революция создала все условия для развития новой культуры казахского народа - национальной по форме, социалистической по содержанию. В какие-нибудь полтора - два десятилетия Советский Казахстан добился поистине колоссальных достижений в области культурного строительства. Программа культурного возрождения Казахстана была определена товарищем Сталиным и практически осуществлена под его непосредственным руководством. В статье "Наши задачи на Востоке", опубликованной в марте 1919 года, И.В. Сталин отмечал такие неотложные задачи:

 

"Всеми силами поднять культурный уровень отсталых народов, организовать богатую сеть школ и просветительных учреждений, развить устную и печатную советскую агитацию на языке, понятном и родном для окружающего трудового населения".

 

Культурная революция в Казахстане захватила широчайшие народные массы и приобщила их к богатствам великой русской культуры. Тридцать лет тому назад грамотные люди в аулах исчислялись единицами, и это были исключительно сынки баев. Теперь в Казахстане нет ни одного неграмотного, если не считать глубоких стариков. В городах и аулах в настоящее время насчитывается свыше восьми тысяч начальных и средних школ. В прекрасных заново отстроенных школьных зданиях обучается около миллиона детей. На огромной территории дореволюционного Казахстана не было ни одного высшего учебного заведения. Теперь республика располагает 22 вузами и 144 среднетехническими учебными заведениями. Казахский государственный университет, разветвленная сеть институтов подготавливают специалистов по различным отраслям техники и культуры. Только в течение послевоенной сталинской пятилетки вузы Казахстана выпустят 14 тысяч специалистов, а среднетехнические учебные заведения - 44 тысячи. Тысячи казахских юношей и девушек получили и получают высшее образование в Москве и Ленинграде.

 

Важнейшим результатом широко развернутой системы народного образования и специальной подготовки явилось то, что теперь казахский народ располагает собственными талантливыми кадрами советской национальной интеллигенции, которая своим патриотическим самоотверженным трудом содействует развитию всех отраслей народного хозяйства, активно участвует в государственной работе.

 

Подлинным праздником социалистической культуры Казахстана явилось создание в 1946 году Академии наук Казахской ССР. Молодая Академия развернула плодотворную научно-исследовательскую деятельность по изучению производительных сил Казахстана, по научному решению важнейших проблем народного хозяйства и культуры республики.

 

Во главе Казахской Академии наук стоит президент Каныш Имантаевич Сатпаев. Биография К.И. Сатпаева, начавшего сознательную жизнь в первые годы советской эпохи, - типична и показательна для послереволюционной истории возрожденного казахского народа. Сын степного кочевника оканчивает советскую школу и принимает деятельное участие в работе только что созданных органов народного образования Семипалатинской области, работает инженером и занимается исследованием Джезказганского месторождения медной руды. Его научный труд об этом крупнейшем в мире месторождении был удостоен Сталинской премии и выдвинул К.И. Сатпаева в передовые ряды ученых советской геологической науки. Первый из среды казахской интеллигенции К.И. Сатпаев был избрал действительным членом Академии наук СССР. От простого, темного кочевника до академика с мировым именем, до президента Академии наук Казахской ССР, от аульной ограниченности до государственной деятельности депутата Верховного Совета СССР - такой путь мог пройти сын кочевого казаха только благодаря советской власти. И это путь многих талантливых сыновей и дочерей казахского народа.

 

В советские годы оформилась и всесторонне развилась письменная казахская литература, призванная полноценно выражать неизмеримо развывшееся общественное самосознание возрожденного казахского народа. В благоприятных условиях советского общества выдвинулись и сформировались талантливые кадры профессиональных литераторов.

 

В лучших произведениях казахских поэтов и прозаиков - Сабита Муканова, Габита Мусрепова, Абдильды Тажибаева, Аскара Токмаганбетова, Габидена Мустафина, Гали Орманова правдиво изображаются борьба и труд народных масс, их социалистическое перевоспитание, рост нового советского человека. Идейно-художественное своеобразие казахской советской литературы состоит в том, что она отразила в системе литературных образов изумительный переход казахского народа от средневековья к социализму. Овладевая методом социалистического реализма, поэты и писатели республики показывают, как окрыленный и организованный великими идеями партии Ленина-Сталина казахский народ социально преображался в социалистическом обществе, как изменялся и обогащался национальный характер казаха - советского патриота, революционного борца и строителя социализма. Руководствуясь историческими решениями ЦК ВКП (б) по идеологическим вопросам, казахская литература вступила в период нового творческого подъема.

 

В кочевом казахском обществе не было ни театра, ни живописи, ни скульптуры. Только в советскую эпоху был создан национальный казахский театр, появились мастера сцены, композиторы, создающие оригинальные оперные и симфонические произведения, выдвинулись первые казахские художники, скульпторы. Теперь в Казахстане помимо Академического театра оперы и балета, в составе которого казахская и русская оперные труппы, помимо республиканских театров казахской и русской драмы, театра юного зрителя, растет свыше 30 театров. На сцене казахских театров с успехом идут не только пьесы казахских драматургов, но и большие произведения русской классической советской драматургии.

 

Молодая казахская живопись, представленная, например, полотнами художника Урала Тансыкбаева, получила всесоюзное признание.

 

Если в прошлом в Казахстане не было ни одного национального издательства, то теперь развитая сеть издательств в большом количестве выпускает в переводе произведения классиков марксизма-ленинизма, классиков русской и мировой литературы. На казахском языке издаются ряд газет и другие периодические издания.

 

Культура возрожденного казахского народа развивалась в ожесточенной классовой борьбе с буржуазными националистами, развивалась под постоянным благотворным воздействием культуры великого русского народа. Казахские писатели учились и учатся у русских классиков, казахские ученые формировались и формируются на замечательных традициях передовой русской науки, казахские актеры изучали и изучают богатейший опыт русского сценического искусства. Изучение русского языка, которым в прошлом владели немногие, стало распространенным массовым явлением в Советском Казахстана. А русский язык открывает для казахского народа широкий путь к освоению всех богатств русской культуры.

 

Тридцатилетие Великой Октябрской социалистической революции казахский народ встречает замечательными достижениями в области развития народного хозяйства и культуры. Это поднимает у казахов благородное чувство советской национальной гордости. А впереди - на пути к победе коммунизма - открываются еще более широкие и увлекательные перспективы для труда и творчества возрожденного казахского народа, выступающего в братском единении со всеми народами СССР, под испытанным руководством партии Ленина-Сталина.

 

Мухтар Ауезов

1947