Қандастар Ассамблея

Народный "бустан"

05.12.2012 1955
  Народный "бустан"   Что сегодня можно сказать об искусстве и литературе казахского народа? Они напоминают мне цветущие крепкие ветви, что тянутся все выше и выше к светлому небу, яркому солнцу. Так растет плодовое дерево, плодонося и размножаясь, чтобы превратиться со временем в прекрасный сад. Как водится, вначале дерево утверждает свое бытие — прямым одиночным молодым стволом. Еще скупо, слабо распускаются веточки в первые годы. Но вот размножились окрепшие ветви, раскинулась дружная крона. Под благодатным солнцем вешних дней из его семян вырастают молодые побеги. И все больше прекрасных плодовых деревьев, все стройнее их уверенные ряды — и, наконец, расцветает сад, каждым деревом и его плодами радуя взор, являясь счастливым воплощением, великим символом плодоношения. Это гимн жизни.   Не так ли можно представить развитие и могучий расцвет социалистической культуры казахского народа? Да, цветущим садом, "бустаном", — как некогда назвал поэт свой прославленный сборник стихов,— можем мы назвать сад искусства и литературы, взращенный искусным садовником — казахским народом.   Процесс развития литературы и искусства Казахстана при его многосторонней широте был еще и необычайно ускоренным во времени и по темпу.   Особое место в развитии национальной культуры нашего народа занимает казахское искусство.   С первых шагов своего существования Казахский драматический театр шел по пути реализма, проложенному русскими актерами, русскими драматургами. Наряду с произведениями казахских авторов в репертуаре театра — пьесы Островского, пьесы Горького и других советских писателей. Вместе с тем на афишах театра мы можем сегодня увидеть имена Шекспира и Мольера.   Мне, как переводчику, например, было необычайно дорого услышать от одного зрителя, что казахскую постановку "Укрощения строптивой" он смотрел уже несколько раз. Такова жизнь иных образцов мировой драматургии в нашем национальном саду искусства.   Многие из нас, писателей Казахстана, свою творческую жизнь начали с совместных с театром поисков верного пути к искусству, нужному народу. И театр, в свою очередь, связан с писателями общим повседневным трудом над оригинальной пьесой или над художественным переводом.   Надо отметить при этом, что нигде, ни при каких иных обстоятельствах не осязаемы так остро достоинства и недостатки литературного произведения, как на сцене, в выразительном слове актера. И по существу Казахский академический театр драмы своим оригинальным и переводным репертуаром представляет ту зону, где воедино слиты средства и свойства искусства и литературы, где две смежные области культуры существуют, тесно взаимодействуя.   В истории развития самых различных видов искусства казахское драматическое искусство сыграло огромную роль. Оно выявилось как бы материнским стволом, вокруг которого постепенно вырастала молодая поросль. Именно здесь, в коллективе Казахского государственного театра, который долгое время оставался единственным театром республики, рождается и музыкальный театр, выделяется в самостоятельный коллектив ансамбль народных инструментов.   В настоящий момент советское казахское искусство многогранно и красочно. Наш народ имеет национальные, самобытные оперы: "Абай", "Биржан и Сара", "Ер-Таргын", "Кыз-Жибек", балеты "Камбар-Назым", "Дорогой дружбы". В основу их положена прежде всего народная музыка, что и позволило авторам этих опер и балетных постановок создать типические, яркие образцы народной культуры.   В годы советской власти чудесно расцвели ансамбли, объединенные Казахской государственной филармонией имени Джамбула. Вершину инструментального искусства представляет здесь Оркестр народных инструментов имени великого казахского композитора Курмангазы, в котором новое стострунное, богатое многоголосье заменило собою одиночный рокот тихой двухструнной домбры, веками робко вещавшей о думах народных.   Этот путь — от одинокой домбры до национального симфонического оркестра, от певца до многоголосного хора, до всех видов оперной вокальной формы русского и мирового репертуара — глубоко знаменательное явление.   И еще одна новая черта музыкальной жизни Советского Казахстана: появление симфонических произведений казахских композиторов. Кантата "Огни коммунизма" М. Тулебаева, симфонические поэмы "Родина радости" С. Мухамеджанова, "За счастье народов" К. Мусина созданы на основе народных песен, народной инструментальной музыки.   То же значение, какое имела национальная музыка для последующего развития музыкальной культуры Казахстана, имели и народные ремесла по отношению к зарождению и развитию казахской живописи.   Безвестными народными художниками были созданы замечательные образцы прикладного искусства. Профессиональное и изобразительное искусство Казахстана родилось вместе с Великим Октябрем. На выставке, открытой в дни декады, зрителями хорошо были встречены интересные пейзажи А. Кастеева, картины талантливого художника К. Тельжанова, С. Мамбеева, Г. Исмаиловой и другие.   В дни декады советский читатель мог полнее ознакомиться и с достижениями казахской художественной литературы.   Характерной чертой этой литературы является, прежде всего, интенсивное развитие крупных форм — эпопеи, романа, в которых отражены важнейшие этапы истории Казахстана, то новое, что Великая Октябрьская революция внесла в жизнь нашего народа.   Среди этих книг — двухтомная автобиографическая повесть С. Муканова о тяжелой жизни юноши-батрака, роман Г. Мусрепова "Пробужденный край", в котором писатель создает колоритный национальный характер правдоискателя, открывателя карагандинского угля Байжана, книга Т. Ахтанова, посвященная фронтовой дружбе русских и казахов, произведение молодого писателя 3. Кабдулова "Искра жизни" — о жизни казахского студенчества и другие.   Большим чувством современности овеяна казахская поэзия, воспевающая величие и творческий размах народных масс.   Интересные стихи и поэмы о тружениках целины, чабанах, шахтерах, о дружбе народов создали Т. Жароков, X. Ергалиев, X. Бекхожин, Г. Орманов и другие.   Вышли в свет произведения казахских драматургов, сборники критических статей, крупные монографические исследования, посвященные вопросам истории литературы.   За последние два года одно лишь Казахское издательство художественной литературы выпустило свыше трехсот книг. Из них только на русском языке в Алма-Ате изданы 130 названий.   Литература нашей республики, труд казахских писателей, поэтов, переводчиков — живое дерево того самого народного сада, "бустана", в котором многосторонне отражен культурный, цветущий и преображенный социалистическим строительством, ведомый партией Ленина к сияющим вершинам будущего Советский Казахстан.   Мухтар Ауезов  

 

Народный "бустан"

 

Что сегодня можно сказать об искусстве и литературе казахского народа? Они напоминают мне цветущие крепкие ветви, что тянутся все выше и выше к светлому небу, яркому солнцу. Так растет плодовое дерево, плодонося и размножаясь, чтобы превратиться со временем в прекрасный сад. Как водится, вначале дерево утверждает свое бытие — прямым одиночным молодым стволом. Еще скупо, слабо распускаются веточки в первые годы. Но вот размножились окрепшие ветви, раскинулась дружная крона. Под благодатным солнцем вешних дней из его семян вырастают молодые побеги. И все больше прекрасных плодовых деревьев, все стройнее их уверенные ряды — и, наконец, расцветает сад, каждым деревом и его плодами радуя взор, являясь счастливым воплощением, великим символом плодоношения. Это гимн жизни.

 

Не так ли можно представить развитие и могучий расцвет социалистической культуры казахского народа? Да, цветущим садом, "бустаном", — как некогда назвал поэт свой прославленный сборник стихов,— можем мы назвать сад искусства и литературы, взращенный искусным садовником — казахским народом.

 

Процесс развития литературы и искусства Казахстана при его многосторонней широте был еще и необычайно ускоренным во времени и по темпу.

 

Особое место в развитии национальной культуры нашего народа занимает казахское искусство.

 

С первых шагов своего существования Казахский драматический театр шел по пути реализма, проложенному русскими актерами, русскими драматургами. Наряду с произведениями казахских авторов в репертуаре театра — пьесы Островского, пьесы Горького и других советских писателей. Вместе с тем на афишах театра мы можем сегодня увидеть имена Шекспира и Мольера.

 

Мне, как переводчику, например, было необычайно дорого услышать от одного зрителя, что казахскую постановку "Укрощения строптивой" он смотрел уже несколько раз. Такова жизнь иных образцов мировой драматургии в нашем национальном саду искусства.

 

Многие из нас, писателей Казахстана, свою творческую жизнь начали с совместных с театром поисков верного пути к искусству, нужному народу. И театр, в свою очередь, связан с писателями общим повседневным трудом над оригинальной пьесой или над художественным переводом.

 

Надо отметить при этом, что нигде, ни при каких иных обстоятельствах не осязаемы так остро достоинства и недостатки литературного произведения, как на сцене, в выразительном слове актера. И по существу Казахский академический театр драмы своим оригинальным и переводным репертуаром представляет ту зону, где воедино слиты средства и свойства искусства и литературы, где две смежные области культуры существуют, тесно взаимодействуя.

 

В истории развития самых различных видов искусства казахское драматическое искусство сыграло огромную роль. Оно выявилось как бы материнским стволом, вокруг которого постепенно вырастала молодая поросль. Именно здесь, в коллективе Казахского государственного театра, который долгое время оставался единственным театром республики, рождается и музыкальный театр, выделяется в самостоятельный коллектив ансамбль народных инструментов.

 

В настоящий момент советское казахское искусство многогранно и красочно. Наш народ имеет национальные, самобытные оперы: "Абай", "Биржан и Сара", "Ер-Таргын", "Кыз-Жибек", балеты "Камбар-Назым", "Дорогой дружбы". В основу их положена прежде всего народная музыка, что и позволило авторам этих опер и балетных постановок создать типические, яркие образцы народной культуры.

 

В годы советской власти чудесно расцвели ансамбли, объединенные Казахской государственной филармонией имени Джамбула. Вершину инструментального искусства представляет здесь Оркестр народных инструментов имени великого казахского композитора Курмангазы, в котором новое стострунное, богатое многоголосье заменило собою одиночный рокот тихой двухструнной домбры, веками робко вещавшей о думах народных.

 

Этот путь — от одинокой домбры до национального симфонического оркестра, от певца до многоголосного хора, до всех видов оперной вокальной формы русского и мирового репертуара — глубоко знаменательное явление.

 

И еще одна новая черта музыкальной жизни Советского Казахстана: появление симфонических произведений казахских композиторов. Кантата "Огни коммунизма" М. Тулебаева, симфонические поэмы "Родина радости" С. Мухамеджанова, "За счастье народов" К. Мусина созданы на основе народных песен, народной инструментальной музыки.

 

То же значение, какое имела национальная музыка для последующего развития музыкальной культуры Казахстана, имели и народные ремесла по отношению к зарождению и развитию казахской живописи.

 

Безвестными народными художниками были созданы замечательные образцы прикладного искусства. Профессиональное и изобразительное искусство Казахстана родилось вместе с Великим Октябрем. На выставке, открытой в дни декады, зрителями хорошо были встречены интересные пейзажи А. Кастеева, картины талантливого художника К. Тельжанова, С. Мамбеева, Г. Исмаиловой и другие.

 

В дни декады советский читатель мог полнее ознакомиться и с достижениями казахской художественной литературы.

 

Характерной чертой этой литературы является, прежде всего, интенсивное развитие крупных форм — эпопеи, романа, в которых отражены важнейшие этапы истории Казахстана, то новое, что Великая Октябрьская революция внесла в жизнь нашего народа.

 

Среди этих книг — двухтомная автобиографическая повесть С. Муканова о тяжелой жизни юноши-батрака, роман Г. Мусрепова "Пробужденный край", в котором писатель создает колоритный национальный характер правдоискателя, открывателя карагандинского угля Байжана, книга Т. Ахтанова, посвященная фронтовой дружбе русских и казахов, произведение молодого писателя 3. Кабдулова "Искра жизни" — о жизни казахского студенчества и другие.

 

Большим чувством современности овеяна казахская поэзия, воспевающая величие и творческий размах народных масс.

 

Интересные стихи и поэмы о тружениках целины, чабанах, шахтерах, о дружбе народов создали Т. Жароков, X. Ергалиев, X. Бекхожин, Г. Орманов и другие.

 

Вышли в свет произведения казахских драматургов, сборники критических статей, крупные монографические исследования, посвященные вопросам истории литературы.

 

За последние два года одно лишь Казахское издательство художественной литературы выпустило свыше трехсот книг. Из них только на русском языке в Алма-Ате изданы 130 названий.

 

Литература нашей республики, труд казахских писателей, поэтов, переводчиков — живое дерево того самого народного сада, "бустана", в котором многосторонне отражен культурный, цветущий и преображенный социалистическим строительством, ведомый партией Ленина к сияющим вершинам будущего Советский Казахстан.

 

Мухтар Ауезов

 

Ұқсас материалдар