Қандастар Ассамблея

На крыльях алып-каракуса

05.12.2012 1796
  На крыльях алып-каракуса   В недавнем историческом прошлом Казахстан считался самым отсталым среди сопредельных стран. Да это так и было. Достаточно бросить один взгляд на прежнюю карту Казахстана. Лежали пустынные дали, необъятные степи, неприступные горы... Кто может одолеть их! Разбросанный в этих широчайших непокоренных просторах малый народ, казалось, самой судьбой был обречен на гибель, на вымирание. Даже в этом несоответствии населения и пространства было заключено одно из тяжких противоречий прошлой нашей жизни.   Но народ - всегда оптимист. Хотя бы в своем воображении, хотя бы в сказочных видениях он являл пример мужественного одоления этих пространств. Народное творчество создало могучую птицу - Алып-каракус. На своих крыльях эта птица переносила пытливого юношу через огненные моря, поднимала его в поднебесье, открывала ему чудо-сады. Отважный одинокий странник с помощью волшебной птицы обретал свое счастье. Так мечталось человеку - сыну беспомощного отсталого народа.   Ныне мощные крылья Алып-каракуса явились реальностью самой благодетельной, самой великой революции. Обетованный край, рисовавшийся в смутных видениях и загадочных далях, стал теперь живой явью социализма. Волею великих сынов и вождей народов - Ленина и Сталина, волею самой справедливой партии мира - большевистской партии - преображены и земля наша и люди.   В нашем былинном эпосе нетрудно заметить стремление фантастически приукрашивать человека. И еще одна черта характерна для старинных сказаний: они объемлют целые столетия, ибо медленна была поступь истории в нашей степи. Но ведь эпос и ныне жив, и ныне рождается. И вот здесь я хочу сказать о его коренном отличии от наших прежних степных былин. В наше время эпичен сам человек. Героический эпос прошлого складывался веками и отражал века, а теперь жизнь одного советского человека может послужить материалом для целого цикла эпических творений. Каждый этап жизни нашего живого современника являет великое и невообразимое в прошлом.   Работая над образом Абая, восхищаясь его борьбой в эпоху безвременья, я одновременно не могу не сопоставлять его жизнь с жизнью любого среднего человека - казаха в наши дни. Какие взлеты ожидают нас и в юности и в зрелом возрасте. Знатность в нашей стране приходит к юноше и девушке и к человеку преклонных лет. Молодой джигит становится героем, прославленным на всю страну. Он приобщается к активной государственной деятельности, к профессии ученого, к творчеству писателя. В нашей обновленной стране труд и прежде всего труд приносит славу. Свободный труд свободных и счастливых людей выдвигает знаменитых деятелей во всех отраслях производства, науки, техники и культуры.   Только клеветники, только скудоумные продажные писаки, коим нет дела ни до исторической истины, ни до счастливой судьбы народов бывших колониальных и полуколониальных окраин дореволюционной России, возрожденных Великим Октябрем, только лжеинформаторы из "Голоса Америки" могут распространять дикие небылицы о якобы подневольном труде в СССР, в Казахстане.   Карагандинские и лениногорские горняки только недобро нахмурят брови, услышав такое: до чего же вы заврались, господа! Вы спутали время! Да, здесь был подневольный труд в черные дни концессий, и об этом мы знаем те только по книгам и музейным экспонатам, но и по шрамам от побоев, которые сохранили на всю жизнь почетный шахтер Тусуп Кузембаев, старые риддерские горняки. Для нас это время безвозвратно прошло.   Стоит вспомнить в майский день биографии сынов и дочерей казахского народа, оглянуться на пройденный ими путь от родительского очага под пологом юрты в раннем детстве до кафедры университета, до звания академика, до поста министра. И тогда легко убедиться, что на протяжении жизни не нескольких поколений, а на протяжении жизни одного поколения, только за тридцать коротких лет так необычайно изменился и вырос народ, переродилась наша земля.   Советский Казахстан служит поучительным примером сопредельным странам Востока, стонущим под игом империалистов. Советский Казахстан - страна всеобщей грамотности, страна расцвета хозяйства и культуры в их широком многообразии.   Возмужал, вырос, окреп мой народ!   Он обрел крепкую дружбу своих братьев, неразлучных, родных, во главе с великим русским народом. Не абстрактно, не в декларациях эта дружба: она - на колхозной полосе; она - в лабораториях ученых; она - испытана в шахтах; она особенно проверена и укреплена в окопах в суровые годы гражданской и Великой Отечественной войн.   Бедствие прошлого - религиозный фанатизм, тяжкий институт патриархально-родового быта, национальная разобщенность навечно сданы в архив истории.   Коммунистическое воспитание создает поколения, для которых весь великий Союз Советов - и колыбель, и семья, и бескрайнее поле деятельности.   В детские годы мы знали 90-летних стариков, проживших всю долгую жизнь только в одной долине, у одних подножий, у скудных берегов одной малой реки. В представлении такого старика весь мир кончался за пределами видимого горизонта - тесный примитивный мир. Пусть читатель представит и молодого, и старого казаха, находящихся сейчас в той же долине, у тех же подножий, у берега той же реки, несущих ночной дозор возле отдыхающей отары. Девушка поет песни восторга, уверенная в том, что она заслужит честь носить Золотую звезду Героя. Старик многоопытный, колхозный чабан приобретает славу на весь Союз. Его труд будет описан в книгах ученых и распространен на джайляу, находящихся за тысячи километров от этой малой речушки. О нем будут слагать стихи поэты. Счастливый своими победами своего народа, он ощущает вторую молодость. Вдохновенен и благостен его труд!   Новыми гигантскими масштабами меряют свои трудовые усилия представители всех поколений и профессий в нашей стране. Может быть, это слишком смело, но я утверждаю: нет молодого ученого - казаха, который бы не мечтал о разрешении мировой проблемы в избранной им отрасли любимой науки.   Так преобразован полупустынный край, который сказочники соседних народов рисовали "страной, где у птицы крылья, а у коней копыта сгорают".   Возрожден народ, преображен облик страны. И страна со всеми своими сынами и дочерьми как бы перенесена на крыльях Алып-каракуса - Великого Октября - из дальних бесплодных времен средневековья в эру полного воплощения мечтаний наших предков.   Международный праздник Май для нашего Отечества, для всех тружеников нашей Родины давно стал смотром побед и достижений. И сам новый праздничный день нынче словно поражается всему тому, что прибавилось за год в любой части нашего Отечества. А советский социалистический Казахстан вот уже который раз выходит на этот смотр, приравнивая каждый новый год к каждому веку прежней своей истории.   К светлому весеннему коммунистическому празднику мы приносим новые победы тружеников заводов и полей, своих ученых, своих работников искусства, своей литературы. Мы не просим скидок на нашу молодость. Достижения учетных Казахстана неотделимы от достижений ученых всей советской науки. Они могут быть обнародованы с любой кафедры любого университета страны. Творения оперного искусства Казахстана с полным правом могут исполняться нашими талантливыми актерами на любой сцене. Месяц май приятно ознаменован для казахской литературы смотром ее достижений на московской декаде.   Казахский народ, обретший впервые за свою историю землю обетованную, пользующийся всеми благами своего Отечества, и Родину свою мыслит не как Казахстан, а как весь великий Советский Союз. Он впервые обрел и национальное достоинство, и национальную гордость, и социалистическое интернациональное чувство солидарности со всеми народами мира.   Сегодня мы не можем не пожелать добра и мира, свободы и независимости, культуры и вдохновенного труда народам Индии, которые, по словам газеты "Амрита базар патрика", переживают "время трагедий, несбывшихся мечтаний и не исполнившихся надежд, безрезультатных усилий достигнуть мира и благополучия".   Сегодня горняки Алтая, Караганды и Коунрада шлют привет и пожелание свободы рабам "самоуправляющейся" английской колонии - Южной Родезии, добывающим голыми руками за колючей проволокой драгоценную руду для своих хозяев, цинично кричащих о рабском труде в СССР.   Наши сердце бьются в лад с теми, кто водружает сегодня народно-революционные знамена победы в городах освобожденного Китая.   Наши голоса сливаются с мужественными голосами представителей Советского Союза и всех тех, кто на Всемирном конгрессе сторонников мира дал жестокий отпор поджигателям новой войны. Мой народ, в высоком порыве созидательного труда, в кровном, неразъединимом сталинском братстве обретший свою историю, всегда готов к защите священных пределов нашей Советской Родины. Алып-каракус обладала удивительным свойством: в сказочном полете она могла перенести путника и в чудесный сад, и в заоблачный мир, и в подземные недра, и в огненные моря. Но этими качествами обладает и наша реальная Алып-каракус. И если для нас Алып-каракус приготовила сегодняшний светлый, как сады весной, праздник, то наших врагов, рано или поздно, она унесет в огненное море вечной гибели.   Мухтар Ауезов 1949          

 

На крыльях алып-каракуса

 

В недавнем историческом прошлом Казахстан считался самым отсталым среди сопредельных стран. Да это так и было. Достаточно бросить один взгляд на прежнюю карту Казахстана. Лежали пустынные дали, необъятные степи, неприступные горы... Кто может одолеть их! Разбросанный в этих широчайших непокоренных просторах малый народ, казалось, самой судьбой был обречен на гибель, на вымирание. Даже в этом несоответствии населения и пространства было заключено одно из тяжких противоречий прошлой нашей жизни.

 

Но народ - всегда оптимист. Хотя бы в своем воображении, хотя бы в сказочных видениях он являл пример мужественного одоления этих пространств. Народное творчество создало могучую птицу - Алып-каракус. На своих крыльях эта птица переносила пытливого юношу через огненные моря, поднимала его в поднебесье, открывала ему чудо-сады. Отважный одинокий странник с помощью волшебной птицы обретал свое счастье. Так мечталось человеку - сыну беспомощного отсталого народа.

 

Ныне мощные крылья Алып-каракуса явились реальностью самой благодетельной, самой великой революции. Обетованный край, рисовавшийся в смутных видениях и загадочных далях, стал теперь живой явью социализма. Волею великих сынов и вождей народов - Ленина и Сталина, волею самой справедливой партии мира - большевистской партии - преображены и земля наша и люди.

 

В нашем былинном эпосе нетрудно заметить стремление фантастически приукрашивать человека. И еще одна черта характерна для старинных сказаний: они объемлют целые столетия, ибо медленна была поступь истории в нашей степи. Но ведь эпос и ныне жив, и ныне рождается. И вот здесь я хочу сказать о его коренном отличии от наших прежних степных былин. В наше время эпичен сам человек. Героический эпос прошлого складывался веками и отражал века, а теперь жизнь одного советского человека может послужить материалом для целого цикла эпических творений. Каждый этап жизни нашего живого современника являет великое и невообразимое в прошлом.

 

Работая над образом Абая, восхищаясь его борьбой в эпоху безвременья, я одновременно не могу не сопоставлять его жизнь с жизнью любого среднего человека - казаха в наши дни. Какие взлеты ожидают нас и в юности и в зрелом возрасте. Знатность в нашей стране приходит к юноше и девушке и к человеку преклонных лет. Молодой джигит становится героем, прославленным на всю страну. Он приобщается к активной государственной деятельности, к профессии ученого, к творчеству писателя. В нашей обновленной стране труд и прежде всего труд приносит славу. Свободный труд свободных и счастливых людей выдвигает знаменитых деятелей во всех отраслях производства, науки, техники и культуры.

 

Только клеветники, только скудоумные продажные писаки, коим нет дела ни до исторической истины, ни до счастливой судьбы народов бывших колониальных и полуколониальных окраин дореволюционной России, возрожденных Великим Октябрем, только лжеинформаторы из "Голоса Америки" могут распространять дикие небылицы о якобы подневольном труде в СССР, в Казахстане.

 

Карагандинские и лениногорские горняки только недобро нахмурят брови, услышав такое: до чего же вы заврались, господа! Вы спутали время! Да, здесь был подневольный труд в черные дни концессий, и об этом мы знаем те только по книгам и музейным экспонатам, но и по шрамам от побоев, которые сохранили на всю жизнь почетный шахтер Тусуп Кузембаев, старые риддерские горняки. Для нас это время безвозвратно прошло.

 

Стоит вспомнить в майский день биографии сынов и дочерей казахского народа, оглянуться на пройденный ими путь от родительского очага под пологом юрты в раннем детстве до кафедры университета, до звания академика, до поста министра. И тогда легко убедиться, что на протяжении жизни не нескольких поколений, а на протяжении жизни одного поколения, только за тридцать коротких лет так необычайно изменился и вырос народ, переродилась наша земля.

 

Советский Казахстан служит поучительным примером сопредельным странам Востока, стонущим под игом империалистов. Советский Казахстан - страна всеобщей грамотности, страна расцвета хозяйства и культуры в их широком многообразии.

 

Возмужал, вырос, окреп мой народ!

 

Он обрел крепкую дружбу своих братьев, неразлучных, родных, во главе с великим русским народом. Не абстрактно, не в декларациях эта дружба: она - на колхозной полосе; она - в лабораториях ученых; она - испытана в шахтах; она особенно проверена и укреплена в окопах в суровые годы гражданской и Великой Отечественной войн.

 

Бедствие прошлого - религиозный фанатизм, тяжкий институт патриархально-родового быта, национальная разобщенность навечно сданы в архив истории.

 

Коммунистическое воспитание создает поколения, для которых весь великий Союз Советов - и колыбель, и семья, и бескрайнее поле деятельности.

 

В детские годы мы знали 90-летних стариков, проживших всю долгую жизнь только в одной долине, у одних подножий, у скудных берегов одной малой реки. В представлении такого старика весь мир кончался за пределами видимого горизонта - тесный примитивный мир. Пусть читатель представит и молодого, и старого казаха, находящихся сейчас в той же долине, у тех же подножий, у берега той же реки, несущих ночной дозор возле отдыхающей отары. Девушка поет песни восторга, уверенная в том, что она заслужит честь носить Золотую звезду Героя. Старик многоопытный, колхозный чабан приобретает славу на весь Союз. Его труд будет описан в книгах ученых и распространен на джайляу, находящихся за тысячи километров от этой малой речушки. О нем будут слагать стихи поэты. Счастливый своими победами своего народа, он ощущает вторую молодость. Вдохновенен и благостен его труд!

 

Новыми гигантскими масштабами меряют свои трудовые усилия представители всех поколений и профессий в нашей стране. Может быть, это слишком смело, но я утверждаю: нет молодого ученого - казаха, который бы не мечтал о разрешении мировой проблемы в избранной им отрасли любимой науки.

 

Так преобразован полупустынный край, который сказочники соседних народов рисовали "страной, где у птицы крылья, а у коней копыта сгорают".

 

Возрожден народ, преображен облик страны. И страна со всеми своими сынами и дочерьми как бы перенесена на крыльях Алып-каракуса - Великого Октября - из дальних бесплодных времен средневековья в эру полного воплощения мечтаний наших предков.

 

Международный праздник Май для нашего Отечества, для всех тружеников нашей Родины давно стал смотром побед и достижений. И сам новый праздничный день нынче словно поражается всему тому, что прибавилось за год в любой части нашего Отечества. А советский социалистический Казахстан вот уже который раз выходит на этот смотр, приравнивая каждый новый год к каждому веку прежней своей истории.

 

К светлому весеннему коммунистическому празднику мы приносим новые победы тружеников заводов и полей, своих ученых, своих работников искусства, своей литературы. Мы не просим скидок на нашу молодость. Достижения учетных Казахстана неотделимы от достижений ученых всей советской науки. Они могут быть обнародованы с любой кафедры любого университета страны. Творения оперного искусства Казахстана с полным правом могут исполняться нашими талантливыми актерами на любой сцене. Месяц май приятно ознаменован для казахской литературы смотром ее достижений на московской декаде.

 

Казахский народ, обретший впервые за свою историю землю обетованную, пользующийся всеми благами своего Отечества, и Родину свою мыслит не как Казахстан, а как весь великий Советский Союз. Он впервые обрел и национальное достоинство, и национальную гордость, и социалистическое интернациональное чувство солидарности со всеми народами мира.

 

Сегодня мы не можем не пожелать добра и мира, свободы и независимости, культуры и вдохновенного труда народам Индии, которые, по словам газеты "Амрита базар патрика", переживают "время трагедий, несбывшихся мечтаний и не исполнившихся надежд, безрезультатных усилий достигнуть мира и благополучия".

 

Сегодня горняки Алтая, Караганды и Коунрада шлют привет и пожелание свободы рабам "самоуправляющейся" английской колонии - Южной Родезии, добывающим голыми руками за колючей проволокой драгоценную руду для своих хозяев, цинично кричащих о рабском труде в СССР.

 

Наши сердце бьются в лад с теми, кто водружает сегодня народно-революционные знамена победы в городах освобожденного Китая.

 

Наши голоса сливаются с мужественными голосами представителей Советского Союза и всех тех, кто на Всемирном конгрессе сторонников мира дал жестокий отпор поджигателям новой войны.

Мой народ, в высоком порыве созидательного труда, в кровном, неразъединимом сталинском братстве обретший свою историю, всегда готов к защите священных пределов нашей Советской Родины.

Алып-каракус обладала удивительным свойством: в сказочном полете она могла перенести путника и в чудесный сад, и в заоблачный мир, и в подземные недра, и в огненные моря. Но этими качествами обладает и наша реальная Алып-каракус. И если для нас Алып-каракус приготовила сегодняшний светлый, как сады весной, праздник, то наших врагов, рано или поздно, она унесет в огненное море вечной гибели.

 

Мухтар Ауезов

1949

 

 

 

 

 

Ұқсас материалдар