Қандастар Ассамблея

Вся наша культура за мир

05.12.2012 1672
  Вся наша культура за мир Все, кто мыслит честно и правдиво, не могут отрицать того, что и люди, и народы выражают свое самое сокровенное в них, когда осуждают войну. Искренне, от всего сердца говорят простые люди земного шара, что не хотят повторения ужасных бедствий минувшей войны. А в нашей стране последовательное отрицание войны и взамен ей сохранение неизменной верности мирной внешней политике выражает кровные интересы народов Советского Союза. Потому и борьба за мир, за мирное урегулирование всех международных проблем составляет великую цель, историческую миссию нашей страны. Она основана на принципах социалистической национальной политики, которая неизменно верна идее свободы, равноправия народов и их нерушимой дружбы. Весь народ в стране социализма, охваченный единым порывом, с энтузиазмом строит коммунистическое общество. Во имя этих величайших в истории Советского государства идеалов, устремлений — наши народы глубоко заинтересованы в прочном мире, в дружном сотрудничестве со всеми народами. Также необходимо все более развивать, воспитывать в массах идеи доверия и сближения между нациями, что составляет сокровенную, внутреннюю сущность советского интернационализма. О том, что эта сущность социализма обеспечила и дружбу, и мирное сотрудничество, и колоссальный рост культуры, благосостояния для всех трудящихся всех наших народов — поняли все честные люди мира. Они также не могут не увидеть, сопоставляя, и другое, т.е. то, что несет империализм колониальным, зависимым народам. Он нес, несет и будет нести, верный своей хищнической природе, закабаление, ограбление — народам, нищету, голод, темноту и рабство — их поколениям. Ведь не одна идейка растленной идеологии агрессоров, поджигателей войны не сможет противостоять той, неодолимой истине, которая определяет великую правду нашей истории, навсегда отвергшей расовую дискриминацию, национальный гнет и наладившей взаимное доверие и братское сотрудничество народов. На примерах расцвета возрожденной истории наших народов видно ясно, как осуществились вековые чаяния людей о счастливом, широком национальном развитии, о равноправии, о братском сотрудничестве и несокрушимой дружбе. Вот на каком, глубоко оправданном, идейном, историческом основании все народы Советского Союза выражают ныне свою неизменную преданность тому могучему движению современности, на знамени которого начертаны самые благородные, самые светлые идеалы человечества: мир и дружба. Под этим знаменем, во имя укрепления мира и дружбы, в братской семье народов Союза трудится и советский народ Казахстана. Я остановлюсь лишь на одном участке жизни казахского народа, на мирном, творческом созидательном строительстве только на фронте культуры. Как в областях политической, хозяйственной, научно-технической, социально-правовой организации жизни народа, так и в области культуры разительны те обретения, какие имеет ныне казахская социалистическая нация в своих сокровищницах культуры. Советские поколения казахского народа, питаясь живительными соками великой русской культуры и всеми новейшими достижениями культуры социализма, стали одновременно полноправными преемниками и мирового классического наследства. До Великой Октябрьской революции казахский народ был младописьменным народом. Выразители его дум и чаяний акыны-поэты в большинстве своем не писали, а пели. Здесь кроме религиозно-схоластических медресе не было ни одной нормальной советской средней школы на своем родном языке. Народ кочевой и в огромном большинстве своем неграмотный, казахи вверяли вековечные мечты свои о лучших иных днях одиночной домбре, одноголосой песне-импровизации. А ныне в числе тридцати высших учебных заведений Казахстана занимает почетное место Казахская государственная консерватория. В республике, не имевшей до Октября своего театрального искусства, имеются десятки областных, районных театров, имеются и академические театры драмы, оперы и балета. Край, наводнявшийся накануне Великой социалистической революции религиозно-мистической реакционной панисламистской макулатурой, ныне имеет свою реалистическую, высокохудожественную литературу. Истинно великая русская классика в литературе, в музыке, живописи, в театральном искусстве привила свою благотворную традицию, школу молодой возрожденной культуре братских народов Советского Союза. Эта самая человеколюбивая, широкая в своей основе и благородная по своим устремлениям вперед, вдаль, гуманистическая школа сумела внушить всем, кто воспитан ею, великую, безграничную любовь ко всем ценностям мировой классики в литературе, музыке, театральном искусстве, живописи, скульптуре и т.д. Любя и всячески поддерживая достижения новейшего, собственного советского искусства, литературы в своей республике, ценя и восхищаясь наилучшими творениями литературы и искусства братских народов и русского советского народа в первую очередь, наш казахский народ ныне знает, любит и гениев китайского, английского, французского, немецкого, итальянского и иных народов мира, т.е. тех гениев, которые стали мировыми классиками во всех выдающихся областях культуры. Вот чему научила великая, благородная и передовая во всемирном смысле русская культура те народы, которые пришли к социалистической революции, минуя стадию капитализма, пришли к социализму, минуя не только капитализм, но и все его атрибуты с рассовой дискриминацией, с антагонистическими культурами, со многими прочими уродливыми явлениями буржуазно-капиталистического развития общества. И наш казахский советский народ в сегодняшних своих поколениях чтит, наряду со своим классиком Абаем, наряду с родным ему Пушкиным, и Шекспира, наряду с Львом Толстым, любит и почитает Бальзака. Любя свою народную музыку, восхищаясь творениями Глинки, Бородина, Чайковского, он тонко ценит великие творения Моцарта, Бетховена, Вагнера, Верди, Штрауса, Шопена, Берлиоза и Листа. Наши деятели искусства и оперные дарования держат экзамен на зрелое мастерство, постигая и популяризируя в своем народе их творения. Казахский оркестр национальных инструментов имени Курмангазы исполняет для казахской колхозной аудитории как "Фантазию" Глинки, так и "Рондо" Моцарта. В сознании трудового казаха, советского человека живут дружной, спаянной и неразрывно-слитной плеядой Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рембрандт, Брюллов, Серов, Суриков и Репин. Сокровенные тайны их полотен постигают наши молодые художники, обучаясь в республиках, также и в Москве, Ленинграде. Казахи, таджики, узбеки, киргизы и туркмены, не имевшие в своем дореволюционном прошлом театрального искусства в настоящем смысле, ныне в новейших достижениях своих передовых театров соревнуются как за лучший советский спектакль, так и за высокохудожественный шекспировский спектакль на своей национальной сцене. Так, в республиках: Узбекистане, Казахстане, Таджикистане, Туркмении и Киргизии немало талантливых имен актеров и актрис выдвинули спектакли "Отелло", "Укрощение строптивой". За лучшее исполнение ведущих ролей в трагедиях и комедиях Шекспира, Мольера, Шиллера, Гольдони, Бальзака, Виктора Гюго, Бернарда Шоу театральные деятели наших республик получают звания народных артистов республики и всего Союза, обретают звания лауреатов Сталинских премий. Важен и нужен мир для наших народов во имя лучшего творческого освоения традиций МХАТа — этой академии реалистических театров, у которой наши театры драмы учатся наилучше воспроизвести "На дне", "Егор Булычев" Горького, "Вишневый сад", "Дядю Ваню" Чехова и др. Необходим и важен для нас мир, чтобы мы обеспечили наилучшие переводы и массовые народные издания Пушкина, Горького, Маяковского, так же как Шекспира, Гете, Гейне, Диккенса, Бальзака, Виктора Гюго, Лу Сина. Мы говорим об этих задачах нашей культуры потому, что это не частные явления культуры, а главные задачи нашего мирного созидания, ибо все явления нашей социалистической культуры не единичные, а факты массового народного и широкого исторического значения. Нашими новыми, молодыми культурами освоены, как наилучшие, традиции, реализм всей мировой и русской классики, критический реализм их, успешно творчески осваиваются основы социалистического реализма. Наше молодое искусство не знает всеевропейской трагедии молодого человека XIX века, наши произведения не строятся на отрицании высоких, светлых идеалов мечты и порывов духа. Не на отрицательных образах строится главным образом основа наших произведений искусства и литературы. Горячая вера в счастливое грядущее человечества, безграничная любовь и преданность идеалам настоящего — присущи нашим культурам. Так воспитаны в духе наилучших традиций русской культуры, дореволюционной и советской, культуры всех наших братских народов. Так обстоит дело у нас в то время, когда реакционные писатели, поэты, драматурги маршализованных капиталистических стран превратились в апологетов американского реакционного искусства, того искусства, которое призвано духовно подготовить новые агрессивные авантюры. Эта растленная литература, справедливо названная самими европейскими журналистами "ниагарой чепухи, сентиментальности, дешевого цинизма и порнографии", в результате американского наглого и вместе с тем убогого по содержанию идеологического наступления вытесняет серьезную национальную литературу и культуру в странах. Повседневно и всеми способами проповедуется рассовый и шовинистический психоз, обреченность, культ морального разложения и падения личности... Недаром прогрессивные писатели всего мира, черпая вдохновение в истинно благородных, возвышенных идеях литературы и искусства Советского Союза, зовут народы к решительной борьбе против хищнических вожделений империалистических агрессоров, клеймят позором их преступный мир... Вот на каких рубежах истории встречаются лицом к лицу наши народы, наши социалистические нации с американскими империалистами — поджигателями мировой войны. О чем говорит эта встреча? Она вещает прежде всего о том, что в новой истории человечества сменились исторические роли народов. Те народы, которых чванливые и мнимые носители культуры, воротилы Уоллстрита считали дикарями, разрушителями культуры, наследуют и защищают наследия мировой культуры против вандалов империализма. В то время, когда эти хищники мирового империализма норовят потопить в крови и похоронить под пепелищем родного крова детей и матерей всех народов, наши народы считают радостью жизни мирное созидание и всей энергией горячих сердец миллионов строят новую жизнь, обнаруживают беззаветную преданность культуре социализма, потому что в ней наши народы нашего нового мира обрели величавую судьбу... Вот на каком основании мы стоим за мирное урегулирование всех спорных вопросов. И мы не дадим кровавым хищникам посягнуть на охраняемый всеми миролюбивыми народами и простыми людьми земного шара мир, мы отстоим этот мир!.. Мухтар Ауезов    

 

Вся наша культура за мир

Все, кто мыслит честно и правдиво, не могут отрицать того, что и люди, и народы выражают свое самое сокровенное в них, когда осуждают войну. Искренне, от всего сердца говорят простые люди земного шара, что не хотят повторения ужасных бедствий минувшей войны. А в нашей стране последовательное отрицание войны и взамен ей сохранение неизменной верности мирной внешней политике выражает кровные интересы народов Советского Союза.

Потому и борьба за мир, за мирное урегулирование всех международных проблем составляет великую цель, историческую миссию нашей страны. Она основана на принципах социалистической национальной политики, которая неизменно верна идее свободы, равноправия народов и их нерушимой дружбы.

Весь народ в стране социализма, охваченный единым порывом, с энтузиазмом строит коммунистическое общество. Во имя этих величайших в истории Советского государства идеалов, устремлений — наши народы глубоко заинтересованы в прочном мире, в дружном сотрудничестве со всеми народами. Также необходимо все более развивать, воспитывать в массах идеи доверия и сближения между нациями, что составляет сокровенную, внутреннюю сущность советского интернационализма. О том, что эта сущность социализма обеспечила и дружбу, и мирное сотрудничество, и колоссальный рост культуры, благосостояния для всех трудящихся всех наших народов — поняли все честные люди мира. Они также не могут не увидеть, сопоставляя, и другое, т.е. то, что несет империализм колониальным, зависимым народам. Он нес, несет и будет нести, верный своей хищнической природе, закабаление, ограбление — народам, нищету, голод, темноту и рабство — их поколениям.

Ведь не одна идейка растленной идеологии агрессоров, поджигателей войны не сможет противостоять той, неодолимой истине, которая определяет великую правду нашей истории, навсегда отвергшей расовую дискриминацию, национальный гнет и наладившей взаимное доверие и братское сотрудничество народов.

На примерах расцвета возрожденной истории наших народов видно ясно, как осуществились вековые чаяния людей о счастливом, широком национальном развитии, о равноправии, о братском сотрудничестве и несокрушимой дружбе.

Вот на каком, глубоко оправданном, идейном, историческом основании все народы Советского Союза выражают ныне свою неизменную преданность тому могучему движению современности, на знамени которого начертаны самые благородные, самые светлые идеалы человечества: мир и дружба.

Под этим знаменем, во имя укрепления мира и дружбы, в братской семье народов Союза трудится и советский народ Казахстана. Я остановлюсь лишь на одном участке жизни казахского народа, на мирном, творческом созидательном строительстве только на фронте культуры. Как в областях политической, хозяйственной, научно-технической, социально-правовой организации жизни народа, так и в области культуры разительны те обретения, какие имеет ныне казахская социалистическая нация в своих сокровищницах культуры. Советские поколения казахского народа, питаясь живительными соками великой русской культуры и всеми новейшими достижениями культуры социализма, стали одновременно полноправными преемниками и мирового классического наследства.

До Великой Октябрьской революции казахский народ был младописьменным народом. Выразители его дум и чаяний акыны-поэты в большинстве своем не писали, а пели. Здесь кроме религиозно-схоластических медресе не было ни одной нормальной советской средней школы на своем родном языке. Народ кочевой и в огромном большинстве своем неграмотный, казахи вверяли вековечные мечты свои о лучших иных днях одиночной домбре, одноголосой песне-импровизации. А ныне в числе тридцати высших учебных заведений Казахстана занимает почетное место Казахская государственная консерватория. В республике, не имевшей до Октября своего театрального искусства, имеются десятки областных, районных театров, имеются и академические театры драмы, оперы и балета. Край, наводнявшийся накануне Великой социалистической революции религиозно-мистической реакционной панисламистской макулатурой, ныне имеет свою реалистическую, высокохудожественную литературу.

Истинно великая русская классика в литературе, в музыке, живописи, в театральном искусстве привила свою благотворную традицию, школу молодой возрожденной культуре братских народов Советского Союза. Эта самая человеколюбивая, широкая в своей основе и благородная по своим устремлениям вперед, вдаль, гуманистическая школа сумела внушить всем, кто воспитан ею, великую, безграничную любовь ко всем ценностям мировой классики в литературе, музыке, театральном искусстве, живописи, скульптуре и т.д.

Любя и всячески поддерживая достижения новейшего, собственного советского искусства, литературы в своей республике, ценя и восхищаясь наилучшими творениями литературы и искусства братских народов и русского советского народа в первую очередь, наш казахский народ ныне знает, любит и гениев китайского, английского, французского, немецкого, итальянского и иных народов мира, т.е. тех гениев, которые стали мировыми классиками во всех выдающихся областях культуры.

Вот чему научила великая, благородная и передовая во всемирном смысле русская культура те народы, которые пришли к социалистической революции, минуя стадию капитализма, пришли к социализму, минуя не только капитализм, но и все его атрибуты с рассовой дискриминацией, с антагонистическими культурами, со многими прочими уродливыми явлениями буржуазно-капиталистического развития общества.

И наш казахский советский народ в сегодняшних своих поколениях чтит, наряду со своим классиком Абаем, наряду с родным ему Пушкиным, и Шекспира, наряду с Львом Толстым, любит и почитает Бальзака. Любя свою народную музыку, восхищаясь творениями Глинки, Бородина, Чайковского, он тонко ценит великие творения Моцарта, Бетховена, Вагнера, Верди, Штрауса, Шопена, Берлиоза и Листа. Наши деятели искусства и оперные дарования держат экзамен на зрелое мастерство, постигая и популяризируя в своем народе их творения. Казахский оркестр национальных инструментов имени Курмангазы исполняет для казахской колхозной аудитории как "Фантазию" Глинки, так и "Рондо" Моцарта.

В сознании трудового казаха, советского человека живут дружной, спаянной и неразрывно-слитной плеядой Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рембрандт, Брюллов, Серов, Суриков и Репин. Сокровенные тайны их полотен постигают наши молодые художники, обучаясь в республиках, также и в Москве, Ленинграде.

Казахи, таджики, узбеки, киргизы и туркмены, не имевшие в своем дореволюционном прошлом театрального искусства в настоящем смысле, ныне в новейших достижениях своих передовых театров соревнуются как за лучший советский спектакль, так и за высокохудожественный шекспировский спектакль на своей национальной сцене. Так, в республиках: Узбекистане, Казахстане, Таджикистане, Туркмении и Киргизии немало талантливых имен актеров и актрис выдвинули спектакли "Отелло", "Укрощение строптивой". За лучшее исполнение ведущих ролей в трагедиях и комедиях Шекспира, Мольера, Шиллера, Гольдони, Бальзака, Виктора Гюго, Бернарда Шоу театральные деятели наших республик получают звания народных артистов республики и всего Союза, обретают звания лауреатов Сталинских премий.

Важен и нужен мир для наших народов во имя лучшего творческого освоения традиций МХАТа — этой академии реалистических театров, у которой наши театры драмы учатся наилучше воспроизвести "На дне", "Егор Булычев" Горького, "Вишневый сад", "Дядю Ваню" Чехова и др. Необходим и важен для нас мир, чтобы мы обеспечили наилучшие переводы и массовые народные издания Пушкина, Горького, Маяковского, так же как Шекспира, Гете, Гейне, Диккенса, Бальзака, Виктора Гюго, Лу Сина. Мы говорим об этих задачах нашей культуры потому, что это не частные явления культуры, а главные задачи нашего мирного созидания, ибо все явления нашей социалистической культуры не единичные, а факты массового народного и широкого исторического значения.

Нашими новыми, молодыми культурами освоены, как наилучшие, традиции, реализм всей мировой и русской классики, критический реализм их, успешно творчески осваиваются основы социалистического реализма.

Наше молодое искусство не знает всеевропейской трагедии молодого человека XIX века, наши произведения не строятся на отрицании высоких, светлых идеалов мечты и порывов духа. Не на отрицательных образах строится главным образом основа наших произведений искусства и литературы. Горячая вера в счастливое грядущее человечества, безграничная любовь и преданность идеалам настоящего — присущи нашим культурам. Так воспитаны в духе наилучших традиций русской культуры, дореволюционной и советской, культуры всех наших братских народов.

Так обстоит дело у нас в то время, когда реакционные писатели, поэты, драматурги маршализованных капиталистических стран превратились в апологетов американского реакционного искусства, того искусства, которое призвано духовно подготовить новые агрессивные авантюры.

Эта растленная литература, справедливо названная самими европейскими журналистами "ниагарой чепухи, сентиментальности, дешевого цинизма и порнографии", в результате американского наглого и вместе с тем убогого по содержанию идеологического наступления вытесняет серьезную национальную литературу и культуру в странах. Повседневно и всеми способами проповедуется рассовый и шовинистический психоз, обреченность, культ морального разложения и падения личности...

Недаром прогрессивные писатели всего мира, черпая вдохновение в истинно благородных, возвышенных идеях литературы и искусства Советского Союза, зовут народы к решительной борьбе против хищнических вожделений империалистических агрессоров, клеймят позором их преступный мир...

Вот на каких рубежах истории встречаются лицом к лицу наши народы, наши социалистические нации с американскими империалистами — поджигателями мировой войны.

О чем говорит эта встреча? Она вещает прежде всего о том, что в новой истории человечества сменились исторические роли народов.

Те народы, которых чванливые и мнимые носители культуры, воротилы Уоллстрита считали дикарями, разрушителями культуры, наследуют и защищают наследия мировой культуры против вандалов империализма.

В то время, когда эти хищники мирового империализма норовят потопить в крови и похоронить под пепелищем родного крова детей и матерей всех народов, наши народы считают радостью жизни мирное созидание и всей энергией горячих сердец миллионов строят новую жизнь, обнаруживают беззаветную преданность культуре социализма, потому что в ней наши народы нашего нового мира обрели величавую судьбу...

Вот на каком основании мы стоим за мирное урегулирование всех спорных вопросов. И мы не дадим кровавым хищникам посягнуть на охраняемый всеми миролюбивыми народами и простыми людьми земного шара мир, мы отстоим этот мир!..

Мухтар Ауезов

 

 

Ұқсас материалдар