В цветущем саду

05.12.2012 1764
  В цветущем саду Самое характерное для нынешнего этапа развития искусства и литературы казахского народа - пышное цветение их. Молодая социалистическая культура действительно представляет собой цветущий сад. В этом саду из всех разновидностей искусства хочется выделить прежде всего драматическое искусство. Достаточно долго - более десятилетия - драматический театр оставался единственным национальным театром республики, но в его недрах уже рождалось и музыкальное сценическое искусство. Затем вслед за музыкальным театром возникает филармония. В настоящее время, в радостную пору подъема, казахское искусство представляет собой развернутый фронт ярких художественных достижений. Среди них оперы "Абай" и "Биржан и Сара", "Ер - Таргын" и "Кыз - Жибек", балетные спектакли "Камбар - Назым" и "Дорога дружбы". О ярком цветении сада искусств говорят и спектакли "Руслан и Людмила", "Евгений Онегин", "Бахчисарайский фонтан", "Кармен". Казахский академический оперный театр носит ныне имя Абая. В его составе есть выдающиеся певцы и певицы, растущие, подающие большие надежды балетные силы, работают талантливые режиссеры и художники. Выросла и филармония. Радует оркестр народных инструментов имени Курмангазы, в котором как бы новое стострунное и богатое многоголосье заменило собою одиночный рокот вразумительной, но тихой двухструнной домбры, искони лишь робко вещавшей о думах народных. Здесь видим мы путь от одинокой домбры до национального оркестра, как в опере от той же домбры до симфонического оркестра, от одиночного певца до многоголосого хора, до всех видов оперной вокальной формы русского и мирового репертуара. Особого внимания заслуживают достижения казахского хореографического искусства. У нас почти не было в прошлом народных танцев, и поэтому, меньше задерживаясь на этнографии, на характерных танцах эклектического свойства, театр осваивает высокое искусство классического балета. Многие писатели Казахстана начали свою творческую жизнь и совместных с театром поисках путей сценического искусства, нужного народу содержания. Так достигнуто слияние интересов театра и литературы. Переходные классические и современные русские драматические произведения помогают цветению нашей драматургии. Мне, как переводчику, например, было необычайно дорого услышать от одного зрителя, который, собираясь в театр, заявил, что он идет семнадцатый раз на казахскую постановку "Укрощения строптивой". Такова жизнь лучших образцов мировой драматургии на нашей сцене. Декада познакомит и с достижениями казахской художественной литературы. Проза представлена переведенными на русский язык или же написанными на русском языке крупными прозаическими произведениями - свыше двадцати пяти названий. Около тридцати поэм написано поэтами Казахстана за последние годы. Изданы лучшие образцы казахской драматургии. Сборниками и крупными монографическими исследованиями на русском языке представлены история литературы и критика. Одно лишь казахстанское издательство художественной литературы за последние два года в связи с подготовкой к декаде напечатало свыше трехсот книг. Из них только на русском языке в Алма - Ате издано 130 названий. Крупные произведения казахской прозы написаны на исторические и историко - революционные темы, на темы о рабочем классе, Великой Отечественной войне, о нашей современности. Мухтар Ауезов

 

В цветущем саду

Самое характерное для нынешнего этапа развития искусства и литературы казахского народа - пышное цветение их. Молодая социалистическая культура действительно представляет собой цветущий сад.

В этом саду из всех разновидностей искусства хочется выделить прежде всего драматическое искусство. Достаточно долго - более десятилетия - драматический театр оставался единственным национальным театром республики, но в его недрах уже рождалось и музыкальное сценическое искусство. Затем вслед за музыкальным театром возникает филармония.

В настоящее время, в радостную пору подъема, казахское искусство представляет собой развернутый фронт ярких художественных достижений. Среди них оперы "Абай" и "Биржан и Сара", "Ер - Таргын" и "Кыз - Жибек", балетные спектакли "Камбар - Назым" и "Дорога дружбы". О ярком цветении сада искусств говорят и спектакли "Руслан и Людмила", "Евгений Онегин", "Бахчисарайский фонтан", "Кармен".

Казахский академический оперный театр носит ныне имя Абая. В его составе есть выдающиеся певцы и певицы, растущие, подающие большие надежды балетные силы, работают талантливые режиссеры и художники.

Выросла и филармония. Радует оркестр народных инструментов имени Курмангазы, в котором как бы новое стострунное и богатое многоголосье заменило собою одиночный рокот вразумительной, но тихой двухструнной домбры, искони лишь робко вещавшей о думах народных. Здесь видим мы путь от одинокой домбры до национального оркестра, как в опере от той же домбры до симфонического оркестра, от одиночного певца до многоголосого хора, до всех видов оперной вокальной формы русского и мирового репертуара.

Особого внимания заслуживают достижения казахского хореографического искусства. У нас почти не было в прошлом народных танцев, и поэтому, меньше задерживаясь на этнографии, на характерных танцах эклектического свойства, театр осваивает высокое искусство классического балета.

Многие писатели Казахстана начали свою творческую жизнь и совместных с театром поисках путей сценического искусства, нужного народу содержания. Так достигнуто слияние интересов театра и литературы.

Переходные классические и современные русские драматические произведения помогают цветению нашей драматургии. Мне, как переводчику, например, было необычайно дорого услышать от одного зрителя, который, собираясь в театр, заявил, что он идет семнадцатый раз на казахскую постановку "Укрощения строптивой". Такова жизнь лучших образцов мировой драматургии на нашей сцене.

Декада познакомит и с достижениями казахской художественной литературы. Проза представлена переведенными на русский язык или же написанными на русском языке крупными прозаическими произведениями - свыше двадцати пяти названий. Около тридцати поэм написано поэтами Казахстана за последние годы.

Изданы лучшие образцы казахской драматургии. Сборниками и крупными монографическими исследованиями на русском языке представлены история литературы и критика. Одно лишь казахстанское издательство художественной литературы за последние два года в связи с подготовкой к декаде напечатало свыше трехсот книг. Из них только на русском языке в Алма - Ате издано 130 названий. Крупные произведения казахской прозы написаны на исторические и историко - революционные темы, на темы о рабочем классе, Великой Отечественной войне, о нашей современности.

Мухтар Ауезов