Қандастар Ассамблея

Ради всеобщего счастья

18.11.2013 2115
Как хотелось Мухамеджану осчастливить свой народ, претворить демократические идеи в жизнь. Силу ему придавали наука, разум, вера. Он верил в справедливость, в превосходство добра над злом, в абсолютное добро. В конце ноября 1917 года он едет в г. Коканд и участвует в IV съезде мусульманских войск и дехкан Туркестанского края. Там была образована Кокандская автономия, куда входило Семиречье. Депутаты знали Мухамеджана как высоко образованного человека с большим умом и необыкновенной деловитостью. Они избрали его премьер-министром, а Мустафу Чокаева — президентом автономии. Два государственных деятеля хотели создать свободную демократическую республику. Но между ними не было единства взглядов. И Мухамеджан снял с себя полномочия.  Однако, это не главное. Главное было то, что коммунисты Советского Туркестана никому не могли позволить решать собственную судьбу. Они направили войска и 20 февраля 1918 года разгромили Кокандскую автономию.  Давно известно, если человек не верит в справедливость, то он сам не справедлив, «танцует» и нашим, и вашим. Тынышпаев не мог спокойно смотреть на трагедию родного народа. Он видел, кто правит в Советах - безграмотные, недалекие люди. Они разрушают нравы, обычаи предков, порождают голод.  Мухамеджан возвращается в родные места. Но туда не ходили поезда, не летали самолеты. Только на перекладных от одного селения к другому полторы тысячи километров. Встречи, разговоры с жителями. Никакой надежды на благополучие. Разруха кругом, нищета.  Затем Мухамеджан едет в Семипалатинск с мыслью легализоваться и работать, полагая, что Советская власть там окрепла, как в Туркестане. Но колчаковцы свергли власть большевиков. Тут он, по словам Искандера, попадает в руки белых офицеров. Они учиняют ему допрос. Мухамеджан рассказывает, кто он, откуда. Но те не верят, считают его красным шпионом. Готовят расправу. Спасает его от неминуемой смерти французский язык, который он отлично знал еще с гимназической поры. Когда один из офицеров заговорил с ним по-французски, Мухамеджан ответил ему целой тирадой на языке Бальзака. Тот соскочил со стула и закричал: «Все! Ты — действительно Тынышпаев. Приглашаем в свою компанию».  В Семипалатинске Мухамеджан встретился с единомышленником по кадетской партии — Алиханом Букейхановым, талантливым публицистом, борцом за национальную государственность Казахстана. Родился он в 1870 году в Каркалинском уезде в семье состоятельного скотовода. Учился в казахской школе, затем в трехклассном городском училище, которое окончил на «отлично». В 1885 году поехал в Омск, поступил в техническое училище. Все четыре года Алихан занимался усердно, училище закончил с отличными оценками по основным предметам и отправился в Санкт-Петербург, с горячим желанием поступить в Императорский лесной институт. Его мечта сбылась. Теперь он живет в Северной Пальмире и впитывает не только науку о жизни и выращивании леса, но мировую культуру, стремится овладеть английским и французскими языками. И добивается блестящих успехов.  Окончив институт, Букейханов возвращается в Омск, полный духовной энергии. Он мечтает о развитии общей культуры родного края, отправляется в экспедицию по исследованию Степного края, пишет статьи о казахской земле, быте, нравах и обычаях скотоводов. Его волнует судьба кочевников. Он видит, что для освобождения их от тьмы, безграмотности нужно образование. И он старается пробудить сознание масс, выступает в русских, татарских и казахских газетах.  Большие надежды он возлагал на Февральскую революцию. Но Временное правительство отказало в представлении казахскому народу политической автономии. И Алихан выходит из кадетской партии, возвращается из Самарской ссылки на родину. Здесь он создает первую в истории Казахстана политическую партию «Алаш» со своей демократической программой, которая была опубликована 21 ноября 1917 года в газете «Казах». Написана она простым, понятным языком. В этом можете убедиться сами:  «Россия должна стать демократической федеративной республикой. Каждое отдельное государство в федеративной республике автономно и управляется само собой на одинаковых правах и интересах. Во главе правительства стоит Учредительное Собрание, в промежутках - президент, избираемый Учредительным собранием и Государственной Думой... Законодательная власть сосредоточена в руках только Государственной Думы, которой принадлежит право контроля над правительством. Правом выборов и пользуются все без различия происхождения, вероисповедания и пола. Выборы депутатов производятся прямым, равным и тайным голосованием»...  В материале использована книга  Федора ОСАДЧЕГО «Великий творец добра и света» Источник :biografia.kz

Как хотелось Мухамеджану осчастливить свой народ, претворить демократические идеи в жизнь. Силу ему придавали наука, разум, вера. Он верил в справедливость, в превосходство добра над злом, в абсолютное добро. В конце ноября 1917 года он едет в г. Коканд и участвует в IV съезде мусульманских войск и дехкан Туркестанского края. Там была образована Кокандская автономия, куда входило Семиречье. Депутаты знали Мухамеджана как высоко образованного человека с большим умом и необыкновенной деловитостью. Они избрали его премьер-министром, а Мустафу Чокаева — президентом автономии. Два государственных деятеля хотели создать свободную демократическую республику. Но между ними не было единства взглядов. И Мухамеджан снял с себя полномочия. 

Однако, это не главное. Главное было то, что коммунисты Советского Туркестана никому не могли позволить решать собственную судьбу. Они направили войска и 20 февраля 1918 года разгромили Кокандскую автономию. 

Давно известно, если человек не верит в справедливость, то он сам не справедлив, «танцует» и нашим, и вашим. Тынышпаев не мог спокойно смотреть на трагедию родного народа. Он видел, кто правит в Советах - безграмотные, недалекие люди. Они разрушают нравы, обычаи предков, порождают голод. 

Мухамеджан возвращается в родные места. Но туда не ходили поезда, не летали самолеты. Только на перекладных от одного селения к другому полторы тысячи километров. Встречи, разговоры с жителями. Никакой надежды на благополучие. Разруха кругом, нищета. 

Затем Мухамеджан едет в Семипалатинск с мыслью легализоваться и работать, полагая, что Советская власть там окрепла, как в Туркестане. Но колчаковцы свергли власть большевиков. Тут он, по словам Искандера, попадает в руки белых офицеров. Они учиняют ему допрос. Мухамеджан рассказывает, кто он, откуда. Но те не верят, считают его красным шпионом. Готовят расправу. Спасает его от неминуемой смерти французский язык, который он отлично знал еще с гимназической поры. Когда один из офицеров заговорил с ним по-французски, Мухамеджан ответил ему целой тирадой на языке Бальзака. Тот соскочил со стула и закричал: «Все! Ты — действительно Тынышпаев. Приглашаем в свою компанию». 

В Семипалатинске Мухамеджан встретился с единомышленником по кадетской партии — Алиханом Букейхановым, талантливым публицистом, борцом за национальную государственность Казахстана. Родился он в 1870 году в Каркалинском уезде в семье состоятельного скотовода. Учился в казахской школе, затем в трехклассном городском училище, которое окончил на «отлично». В 1885 году поехал в Омск, поступил в техническое училище. Все четыре года Алихан занимался усердно, училище закончил с отличными оценками по основным предметам и отправился в Санкт-Петербург, с горячим желанием поступить в Императорский лесной институт. Его мечта сбылась. Теперь он живет в Северной Пальмире и впитывает не только науку о жизни и выращивании леса, но мировую культуру, стремится овладеть английским и французскими языками. И добивается блестящих успехов. 

Окончив институт, Букейханов возвращается в Омск, полный духовной энергии. Он мечтает о развитии общей культуры родного края, отправляется в экспедицию по исследованию Степного края, пишет статьи о казахской земле, быте, нравах и обычаях скотоводов. Его волнует судьба кочевников. Он видит, что для освобождения их от тьмы, безграмотности нужно образование. И он старается пробудить сознание масс, выступает в русских, татарских и казахских газетах. 

Большие надежды он возлагал на Февральскую революцию. Но Временное правительство отказало в представлении казахскому народу политической автономии. И Алихан выходит из кадетской партии, возвращается из Самарской ссылки на родину. Здесь он создает первую в истории Казахстана политическую партию «Алаш» со своей демократической программой, которая была опубликована 21 ноября 1917 года в газете «Казах». Написана она простым, понятным языком. В этом можете убедиться сами: 
«Россия должна стать демократической федеративной республикой. Каждое отдельное государство в федеративной республике автономно и управляется само собой на одинаковых правах и интересах. Во главе правительства стоит Учредительное Собрание, в промежутках - президент, избираемый Учредительным собранием и Государственной Думой... Законодательная власть сосредоточена в руках только Государственной Думы, которой принадлежит право контроля над правительством. Правом выборов и пользуются все без различия происхождения, вероисповедания и пола. Выборы депутатов производятся прямым, равным и тайным голосованием»... 

В материале использована книга 
Федора ОСАДЧЕГО «Великий творец добра и света»



Источник :biografia.kz

Ұқсас материалдар