Қандастар Ассамблея

Садвакасов Смагул

31.10.2013 14675
(1900-16.12.1933) Видный государственный деятель, писатель, публицист, литературный критик, экономист. Смагул Садвакасов в альманахе "Литературная Азия" опубликованы две статьи Смагула Садвакасова "Разговор о литературе" и "Новая эра в жизни Средней Азии". Эти статьи написаны молодым человеком в возрасте 25-и лет, чья короткая, но яркая жизнь, посвященная служению народам Центральной Азии, к глубокому нашему сожалению, еще пока мало известна, мало известны и его литературные произведения: романы "Салмакбай - Сагындык", "Кульпаш", "Кумис конырау", а также многочисленные исследовательские и публицистические статьи, затрагивающие разные стороны трагедийной эпохи первой трети двадцатого столетия. В своей анкете, заполненной 18 октября 1921 года, Смагул Садвакасов, отвечая на вопрос "К какой деятельности вы считаете себя наиболее подготовленным?", пишет: - "К административной и к литературной деятельности". Неординарная и талантливая личность, обладавшая непоколебимыми жизненными принципами и прекрасными качествами характера, Смагул Садвакасов вобрал в себя талант яркого публициста, незаурядного писателя и критика, деятеля культуры, организатора казахского театра, оратора-трибуна и наставника молодежи. Родился Смагул Садвакасов в 1900 году. Источники по-разному указывают место его рождения. В одних значится бывшая Курганская волость Акмолинской губернии, в других - аул Жаркын, что недалеко от города Кокчетава. Учился мусульманской грамоте у своего отца в родном ауле, а затем отец отвез сына в Омск, где он закончил сельскохозяйственную школу в 1915 году. Здесь он знакомится с молодыми поэтами и писателями Магжаном Жумабаевым, Сакеном Сейфуллиным, Кошмухамедом Кеменгеровым, изучает их поэтическое и литературное творчество. Необходимо заметить, что в эти годы ими был создан подпольный кружок "Единство". Позже, в 1921 году, Смагул Садвакасов в брошюре "Молодежи - новый путь" поведал о программе и делах этой подпольной молодежной организации. После февральской революции С. Садвакасов участвует в работе комитета самоуправления в Омске, который был создан по решению Временного правительства. В мае 1918 года организация "Единство" созвала все казахский молодежный съезд. Участники съезда приняли постановление о создании единой организации "Молодой азамат", членом правления которой и стал С. Садвакасов. После установления Советской власти Смагул Садвакасов активно окунулся в общественно-политическую жизнь Степного края. На I съезде Советов Казахстана С. Садвакасов избирается членом президиума КазЦИКа, а позже и членом ВЦИКа. Во время формирования правительства молодой Казахской республики С. Садвакасова назначают заместителем наркома народного образования, которым был Ахмет Байтурсынов, а в 1925 году двадцатипятилетний Смагул Садвакасов становится наркомом просвещения. "Смагул Садвакасов, стоящий у истоков зарождения государственности и новой жизни в Казахстане, многое сделал для их становления и развития. Его гражданский потенциал полностью раскрылся в 1925-27 годах, то есть в период, когда он являлся комиссаром народного образования. Этот период совпадает со временем начала разгула голощекинщины в Казахстане", - пишет Батырхан Даримбетов в своем предисловии к книге "Избранное" С. Садвакасова. Одним из принципиальных расхождений во взглядах С. Смагулова и Ф. Голощекина, а зачастую и их непримиримость заключалась в вопросе проведения конфискации имущества у зажиточных семейств аула. С. Садвакасов придерживался мнения, что прямой путь аула в социализм - кооперация. Он обоснованно полагал, что для имущественного уравнения, стираний различий между байством и аульной беднотой необходимо больше создавать кооперативов. Справедливо считал, что каждый при таком государственном подходе станет жить так, как трудится. С. Садвакасов предлагал отнести многочисленных середняков к разряду бедных, не считать их богатыми. Время и история во всей полноте показали правоту такого суждения. Сатрап Сталина Ф. Голощекин насаждал "малый Октябрь" в Степном крае, в результате этой варварской политики казахский аул, его экономику, быт и культуру постигла трагедия, губительные последствия которой до сих пор дают о себе знать и отзываются в наших душах эхом всенародного горя. Истинный патриот своего народа, государственный деятель, писатель и гражданин Смагул Садвакасов много сил и энергии отдавал тому, чтобы его мысли и дела воплощались в жизнь. Он проявлял простую человеческую заботу о старых интеллигентах своего народа, устраивал на работу высокообразованных по тому времени людей - Ахмета Байтурсынова, Миржакыпа Дулатова,Халела Досмухамедова. Писал многочисленные критические статьи и делал литературные обзоры в защиту нетленных произведений Абая, Магжана Жумабаева, Мухтара Ауэзова, Султанмахмута Торайгырова, Бернияза Кулеева, Беимбета Майлина. В феврале 1923 года по поручению правительства он делает доклад на юбилее Ахмета Байтурсынова. Но сам Смагул Садвакасов неоднократно подвергался гонениям со стороны Голощекина и функционеров его партийного окружения. С. Садвакасов вскоре освобождается от поста главного редактора газеты "Енбекши казах", где часто по его воле публиковались стихи и статьи Магжана Жумабаева, Ахмета Байтурсынова, Мухтара Ауэзова. В ноябре 1927 года он освобождается от поста наркома просвещения. Некоторое время работает ректором Казахского педагогического института в Ташкенте, но в марте 1928 года лишается и этой должности. В Центральной Азии не нашлось места и соответствующей работы для такой честной и целеустремленной личности, каким был Смагул Садвакасов. Травля и гонения со стороны Ф. Голощекина, двери кабинета которого ногой открывал Лев Троцкий во время своей ссылки в Алма-Ате и язвительно вопрошал с сарказмом: "Что, барчук, все царствуешь?", травля и гонения этого палача царской семьи в 1918 году в Екатеринбурге, сотворили и здесь свое черное дело. Ярлык "садвакасовщина", автором которого был Шая (Филипп) Голощекин, являлся самым губительным ярлыком для молодой интеллигенции Казахстана в политической и общественной жизни. В моей библиотеке есть небольшая брошюра, изданная в тот периоду нас, в Казахстане, "Очерки по казахскому фольклору и казахской литературе", в ней уже с первых страниц присутствует термин "садвакасовщина". Но открыто повергнуть репрессивному молоху тогдашний руководитель республики Филипп Голощекин не посмел и не мог, уж слишком умен и авторитетен был Смагул Садвакасов. Его просто "услали" в распоряжении ЦК ВКП(б) в Москву, где "карающая длань" Кобы распорядилась по-своему и весьма оригинально. Бывшего наркома просвещения Казахстана определили... студентом первого курса Московского института инженеров железнодорожного транспорта. Благо возраст народного комиссара позволял в какой-то мере это сделать - 28 лет. После окончания института Смагул Садвакасов по личному распоряжению Сталина не был направлен в Казахстан. А отослан на строительство железной дороги Москва - Донбасс. Работая в районе Воронежа, осенью 1933 года Смагул Садвакасов, по официальной версии, заразился брюшным тифом и 16 декабря того же года умер в московской больнице. Две статьи, опубликованные в альманахе "Литературная Азия", говорят о большом литературном даровании Смагула Садвакасова. Многие его мысли и суждения актуальны и сегодня. И в области литературы, и в нашей общественно-политической жизни. Необходимо, как мне кажется, переиздать литературные труды Смагула Садвакасова, перевести на языки народов нашего региона. Думаю, что эта статья была бы неполной без упоминания семьи Смагула Садвакасова. В своей книге "Нельзя о прошлом забывать" Сырым Букейханов посвящает много глав своей тетушке, которая по жизни стала его второй мамой, Елизавете Алихановне Букейхановой-Садвакасовой, в этой книге есть глава, посвященная и самому Смагулу Садвакасову. Из книги мы узнаем, что Смагул Садвакасов был женат на дочери депутата Государственной думы царской России, известного лидера "Алаш-Орды", ученого и просветителя Алихана Букейханова. Свадьба состоялась в 1923 году в ауле Жаркын на родине Смагула Садвакасова. У них был единственный сын Искандер, который ушел добровольцем на фронт и не вернулся с войны. Елизавета Алихановна также прошла всю войну, была на фронте врачом. В 1945 году в звании майора медицинской службы демобилизовалась. В последние годы постоянно жила в Москве, занималась научно-медицинской деятельностью. Защитила степень доктора медицины и стала профессором. Умерла в 1971 году и похоронена на Новодевичьем кладбище. "На гражданской панихиде мой отец сидел в стороне согбенный от горя и рыдал, - пишет Сырым Букейханов в своей книге. - Здесь, в России, ее, казашку, хоронят, как близкого человека! Так вдали от родины, в Москве, нашли свою последнюю пристань Алихан Букейханов, его дочь и ее муж, Смагул Садвакасов". Еще много интересного может узнать читатель, прочитав эту книгу. Об Алихане Букейханове, Миржакыпе Дулатове, Шакариме Кудайбердыеве, о Василии Шелгунове, о князе Вячеславе Кугушеве и многих других легендарных именах России и Казахстана. Но это уже тема другой статьи и другого исследования. Скажу одно, что Елизавета Алихановна Букейханова-Садвакасова до самой своей кончины была убеждена в том, что Смагул Садвакасов стал "жертвой злодейства со стороны репрессивных органов". Источник :biografia.kz

(1900-16.12.1933)

Видный государственный деятель, писатель, публицист, литературный критик, экономист.

Смагул Садвакасов в альманахе "Литературная Азия" опубликованы две статьи Смагула Садвакасова "Разговор о литературе" и "Новая эра в жизни Средней Азии". Эти статьи написаны молодым человеком в возрасте 25-и лет, чья короткая, но яркая жизнь, посвященная служению народам Центральной Азии, к глубокому нашему сожалению, еще пока мало известна, мало известны и его литературные произведения: романы "Салмакбай - Сагындык", "Кульпаш", "Кумис конырау", а также многочисленные исследовательские и публицистические статьи, затрагивающие разные стороны трагедийной эпохи первой трети двадцатого столетия. В своей анкете, заполненной 18 октября 1921 года, Смагул Садвакасов, отвечая на вопрос "К какой деятельности вы считаете себя наиболее подготовленным?", пишет: - "К административной и к литературной деятельности".

Неординарная и талантливая личность, обладавшая непоколебимыми жизненными принципами и прекрасными качествами характера, Смагул Садвакасов вобрал в себя талант яркого публициста, незаурядного писателя и критика, деятеля культуры, организатора казахского театра, оратора-трибуна и наставника молодежи.

Родился Смагул Садвакасов в 1900 году. Источники по-разному указывают место его рождения. В одних значится бывшая Курганская волость Акмолинской губернии, в других - аул Жаркын, что недалеко от города Кокчетава. Учился мусульманской грамоте у своего отца в родном ауле, а затем отец отвез сына в Омск, где он закончил сельскохозяйственную школу в 1915 году. Здесь он знакомится с молодыми поэтами и писателями Магжаном ЖумабаевымСакеном СейфуллинымКошмухамедом Кеменгеровым, изучает их поэтическое и литературное творчество. Необходимо заметить, что в эти годы ими был создан подпольный кружок "Единство". Позже, в 1921 году, Смагул Садвакасов в брошюре "Молодежи - новый путь" поведал о программе и делах этой подпольной молодежной организации. После февральской революции С. Садвакасов участвует в работе комитета самоуправления в Омске, который был создан по решению Временного правительства. В мае 1918 года организация "Единство" созвала все казахский молодежный съезд. Участники съезда приняли постановление о создании единой организации "Молодой азамат", членом правления которой и стал С. Садвакасов. После установления Советской власти Смагул Садвакасов активно окунулся в общественно-политическую жизнь Степного края.

На I съезде Советов Казахстана С. Садвакасов избирается членом президиума КазЦИКа, а позже и членом ВЦИКа. Во время формирования правительства молодой Казахской республики С. Садвакасова назначают заместителем наркома народного образования, которым был Ахмет Байтурсынов, а в 1925 году двадцатипятилетний Смагул Садвакасов становится наркомом просвещения.

"Смагул Садвакасов, стоящий у истоков зарождения государственности и новой жизни в Казахстане, многое сделал для их становления и развития. Его гражданский потенциал полностью раскрылся в 1925-27 годах, то есть в период, когда он являлся комиссаром народного образования. Этот период совпадает со временем начала разгула голощекинщины в Казахстане", - пишет Батырхан Даримбетов в своем предисловии к книге "Избранное" С. Садвакасова.

Одним из принципиальных расхождений во взглядах С. Смагулова и Ф. Голощекина, а зачастую и их непримиримость заключалась в вопросе проведения конфискации имущества у зажиточных семейств аула.

С. Садвакасов придерживался мнения, что прямой путь аула в социализм - кооперация. Он обоснованно полагал, что для имущественного уравнения, стираний различий между байством и аульной беднотой необходимо больше создавать кооперативов. Справедливо считал, что каждый при таком государственном подходе станет жить так, как трудится. С. Садвакасов предлагал отнести многочисленных середняков к разряду бедных, не считать их богатыми. Время и история во всей полноте показали правоту такого суждения. Сатрап Сталина Ф. Голощекин насаждал "малый Октябрь" в Степном крае, в результате этой варварской политики казахский аул, его экономику, быт и культуру постигла трагедия, губительные последствия которой до сих пор дают о себе знать и отзываются в наших душах эхом всенародного горя.

Истинный патриот своего народа, государственный деятель, писатель и гражданин Смагул Садвакасов много сил и энергии отдавал тому, чтобы его мысли и дела воплощались в жизнь. Он проявлял простую человеческую заботу о старых интеллигентах своего народа, устраивал на работу высокообразованных по тому времени людей - Ахмета Байтурсынова, Миржакыпа Дулатова,Халела Досмухамедова. Писал многочисленные критические статьи и делал литературные обзоры в защиту нетленных произведений Абая, Магжана Жумабаева, Мухтара АуэзоваСултанмахмута Торайгырова, Бернияза Кулеева, Беимбета Майлина. В феврале 1923 года по поручению правительства он делает доклад на юбилее Ахмета Байтурсынова. Но сам Смагул Садвакасов неоднократно подвергался гонениям со стороны Голощекина и функционеров его партийного окружения.

С. Садвакасов вскоре освобождается от поста главного редактора газеты "Енбекши казах", где часто по его воле публиковались стихи и статьи Магжана Жумабаева, Ахмета Байтурсынова, Мухтара Ауэзова. В ноябре 1927 года он освобождается от поста наркома просвещения. Некоторое время работает ректором Казахского педагогического института в Ташкенте, но в марте 1928 года лишается и этой должности. В Центральной Азии не нашлось места и соответствующей работы для такой честной и целеустремленной личности, каким был Смагул Садвакасов. Травля и гонения со стороны Ф. Голощекина, двери кабинета которого ногой открывал Лев Троцкий во время своей ссылки в Алма-Ате и язвительно вопрошал с сарказмом: "Что, барчук, все царствуешь?", травля и гонения этого палача царской семьи в 1918 году в Екатеринбурге, сотворили и здесь свое черное дело.

Ярлык "садвакасовщина", автором которого был Шая (Филипп) Голощекин, являлся самым губительным ярлыком для молодой интеллигенции Казахстана в политической и общественной жизни. В моей библиотеке есть небольшая брошюра, изданная в тот периоду нас, в Казахстане, "Очерки по казахскому фольклору и казахской литературе", в ней уже с первых страниц присутствует термин "садвакасовщина". Но открыто повергнуть репрессивному молоху тогдашний руководитель республики Филипп Голощекин не посмел и не мог, уж слишком умен и авторитетен был Смагул Садвакасов. Его просто "услали" в распоряжении ЦК ВКП(б) в Москву, где "карающая длань" Кобы распорядилась по-своему и весьма оригинально. Бывшего наркома просвещения Казахстана определили... студентом первого курса Московского института инженеров железнодорожного транспорта. Благо возраст народного комиссара позволял в какой-то мере это сделать - 28 лет.

После окончания института Смагул Садвакасов по личному распоряжению Сталина не был направлен в Казахстан. А отослан на строительство железной дороги Москва - Донбасс. Работая в районе Воронежа, осенью 1933 года Смагул Садвакасов, по официальной версии, заразился брюшным тифом и 16 декабря того же года умер в московской больнице.

Две статьи, опубликованные в альманахе "Литературная Азия", говорят о большом литературном даровании Смагула Садвакасова. Многие его мысли и суждения актуальны и сегодня. И в области литературы, и в нашей общественно-политической жизни. Необходимо, как мне кажется, переиздать литературные труды Смагула Садвакасова, перевести на языки народов нашего региона. Думаю, что эта статья была бы неполной без упоминания семьи Смагула Садвакасова. В своей книге "Нельзя о прошлом забывать" Сырым Букейханов посвящает много глав своей тетушке, которая по жизни стала его второй мамой, Елизавете Алихановне Букейхановой-Садвакасовой, в этой книге есть глава, посвященная и самому Смагулу Садвакасову. Из книги мы узнаем, что Смагул Садвакасов был женат на дочери депутата Государственной думы царской России, известного лидера "Алаш-Орды", ученого и просветителя Алихана Букейханова. Свадьба состоялась в 1923 году в ауле Жаркын на родине Смагула Садвакасова. У них был единственный сын Искандер, который ушел добровольцем на фронт и не вернулся с войны.

Елизавета Алихановна также прошла всю войну, была на фронте врачом. В 1945 году в звании майора медицинской службы демобилизовалась. В последние годы постоянно жила в Москве, занималась научно-медицинской деятельностью. Защитила степень доктора медицины и стала профессором. Умерла в 1971 году и похоронена на Новодевичьем кладбище. "На гражданской панихиде мой отец сидел в стороне согбенный от горя и рыдал, - пишет Сырым Букейханов в своей книге. - Здесь, в России, ее, казашку, хоронят, как близкого человека! Так вдали от родины, в Москве, нашли свою последнюю пристань Алихан Букейханов, его дочь и ее муж, Смагул Садвакасов". Еще много интересного может узнать читатель, прочитав эту книгу. Об Алихане Букейханове, Миржакыпе Дулатове, Шакариме Кудайбердыеве, о Василии Шелгунове, о князе Вячеславе Кугушеве и многих других легендарных именах России и Казахстана. Но это уже тема другой статьи и другого исследования. Скажу одно, что Елизавета Алихановна Букейханова-Садвакасова до самой своей кончины была убеждена в том, что Смагул Садвакасов стал "жертвой злодейства со стороны репрессивных органов".


Источник :biografia.kz