Қандастар Ассамблея

Основная роль патриота Олжаса

03.03.2014 10134
Есть поговорка «Один в поле не воин». Я с этим не согласен, думаю что и один в поле воин. Жизнь и деятельность поэта, ученого, общественного деятеля Олжаса Омарулы Сулейменова доказывает это.

Есть поговорка «Один в поле не воин». Я с этим не согласен, думаю что и один в поле воин. Жизнь и деятельность поэта, ученого, общественного деятеля Олжаса Омарулы Сулейменова доказывает это. Правда, сейчас мало кто знает, что когда первый человек полетел в космос, один юноша из города Алматы, написал стихи об этом. 12 апреля 1961 года над городом Алматы летал самолет «У-2», и оттуда высыпали листовки, где было напечатано его стихотворение. Это было начало ставшей впоследствии очень популярной поэмы «Земля, поклонись человеку!».

Когда я был в возрасте как сегодняшние студенты, все общество было охвачено влиянием Олжаса Сулейменова. Книги поэта расходились большими тиражами, его стихи многие знали наизусть.

Его книга «Аз и Я» совершила переворот в сознании граждан СССР. Эту очень неординарную книгу хотели прочесть даже те, кто никогда не интересовались вопросами которые были затронуты в этой книге. В одной газете появилось объявление: «Меняю машину на книгу «Аз и Я». То было колоссальное событие по тем временам, и мне кажется, это было впервые после произведении великого Мухтара Ауезулы, когда миллионы во всем Советском Союзе зачитывались произведением казахского писателя. Появление книги «Аз и Я» стала своего рода легендой. Представители разных профессий и возрастов находили в ней что-то свое. Потом поэт написал не менее интересную книгу «Язык письма».

Читатели казахстанского поэта есть повсюду. В Парижском метро помещен плакат со стихотворением поэта. Французы издали сборник десяти поэтов мира, куда включили стихи, по их мнению, лучше всего отражающие ХХ век. И из всего сборника выбрали стихи Олжаса Сулейменова:

Любая влага влитая в кувшин,

Спешит принять его литую форму.

Но слово, проникая в глубь души,

Ей сообщает собственную форму.

Так в мир входя, мы изменяем мир,

Дыханием обогревая снова

Мой мир, рябясь, морщинясь, как эфир,

Приобретает очертанья слова.

 

Олжас Сулейменов продолжатель традиций казахских поэтов, которые не ограничивались лишь сочинительской деятельностью. Он как батыры-поэты Махамбет и Мадели постоянно находившиеся в гуще общественных событий проявлял свое принципиальное отношение к вопросам касающихся разных сфер жизни Казахстана.

Я помню, как мы всей семьей, во главе с отцом ученым-филологом Асильханом Оспанулы, последним аспирантом самого Мухтара Ауезулы ждали выступление поэта по телевизору. Это было тогда большим событием, так как его не часто показывали. И вот в прямом эфире вместо того, как было запланировано читать стихи, Олжас Омарулы начал говорить об опасности атомного полигона и тяжелых последствиях атомных взрывов. Это был подвиг. И в один миг изменилось в стране многое. Через некоторое время и в мире. Выступление Олжаса Сулейменова имело такой большой резонанс.

Конечно сегодня живущим, когда на прилавках полно товаров и чуть ли не каждый имеет сотовый телефон, когда на улицах так много иностранных автомобилей, а общество нацелено заработать миллионы и миллионы денег, того что было в тот день понять очень трудно.

Это сегодня, то что атомный полигон в Семее закрыт никого не удивляет. Но тогда это было другое время, когда многие знали какое непоправимое зло приносит атомный полигон, и о его закрытий могли только мечтать. И вот нашлись люди и сказали свое слово. Так началось всенародное движение которое потребовало закрытие атомного полигона в Казахстане и добилось своего.

Согласитесь, такая личность как Олжас Сулейменов не могла пройти мимо всенародной боли. И это было традиционно для казахского народа, что во главе такого всенародного движения стоял заслуженно популярный поэт. В жизни бывает разное. Когда все трудности по закрытию полигона были позади, нашлись такие, которые хотели показать ход тех событий в ином русле. Например, в статье «Он был первым!» начисто зачеркивалось деятельность общественного движения «Невада-Семипалатинск», утверждалось, что якобы не оно остановило ядерные испытания, а один секретарь Семипалатинского обкома компартии. На это поэт сказал коротко и ясно: «Да, он был первым секретарем обкома, но не более того. И уж во всяком случае, среди первых борцов за закрытие полигона его не видели».

На мой взгляд, настоящим интеллигентом является тот, кто не только знает, но и говорит о том, что знает. Согласитесь, для этого нужны не только знания, но в первую очередь человеческая, мужская смелость, которое осознанно превращается в гражданский поступок.

Поэт, общественный деятель Олжас Омарулы Сулейменов является человеком с большой буквы, потому что он воспринимает боль других, проблемы своей страны как свою собственную. И все это он доносит до всех тех уголков, где известно его имя. Вот с какой болью в сердце он говорит о второй мировой войне: «Та война для нас – Великая Отечественная. О нашем вкладе в победу не все знают. Я узнал, что в годы с 1941 по 1945 год 93% цветных металлов – свинца, меди, цинка, хрома добывалось и выплавлялось в Казахстане. Но самым большим и больным вкладом советского народа в победу были 27 миллионов жизней. Среди них «казахская цифра» может показаться не так значительной – «всего» 350 тысяч не вернулось в свои аулы. Но по отношению общему числу степняков, уцелевших после бездарной, преступной коллективизации это более десяти процентов.

Мужчин от 18 до 50. И девушек, не успевших выйти замуж и обзавестись ребенком. Из десятки тысяч не ставших невестами дошло до нас только две имени – Маншук и Алия. 350 тысяч – много или мало? Американцы на европейском фронте потеряли 150 тысяч, англичане – 200. Две великие нации, вместе лишились – 350 тысяч. И они до сих пор считают – очень много!.. непростительно много!..

...Пожар войны гасили кровью, хлеставшей из сталинских брандспойтов. Одним из таких шлангов был легендарный Жуков. На его маршалской совести – миллионы растраченных солдатских жизней. Один из его полководческих подвигов – взятие Берлина. Хотелось отрапортовать главнокомандующему к 1 мая. Ради красивой даты положил более миллиона чьих-то отцов, братьев, сестер. Все равно не получилось: немцы капитулировали только 2-го мая. И эта правда не совпадает с той, что нам доносится до сих пор со страниц официальной истории и киноэкранов».

Поэт, со всей горячностью умеющий выдавать пылающие самой страстной чувственностью стихи, всегда хладнокровно трезв в обсуждении вопросов волнующих все общество. Он, как человек, видит будущее своей страны только мирным. Отвечая на вопрос корреспондента газеты «Время» он сказал следующее: «Когда в Казахстане каждому русскому будет жить, лучше чем в России, украинцу – лучше, чем на Украине, а немцу – лучше, чем в Германии, не говоря уже о казахах, которых сейчас в стране большинство, и когда можно будет говорить о казахстанском патриотизме – вот тогда давайте требовать демократии, что называется полной мерой. Я уверен, мы можем получить все, чего бы нам хотелось, но без баррикад, без крови, без митинговщины и прочих потрясений».

Основную роль в духовном развитии всегда играет интеллигенция. Это кажущаяся на первый взгляд простая истина высказана президентом Казахстана в его очередном Посланий народу совсем не с проста. Каждый, кто себя считает интеллигентом, а таковых в нашей стране я уверен не мало, должны задуматься о той самой роли, которую они могли бы сыграть в жизни страны в целом. Олжас Сулейменов является ярчайшим представителем современной интеллигенции.

Поэт Олжас, как и любой из нас, имеет право думать о будущем. Олжас Сулейменов на страницах газеты «Экспресс К» в марте 2010 года высказал свою мечту: «Надеюсь, когда-нибудь, на стене у входа в афинский Университет появится барельефный портрет Аль-Фараби, донесшего Европе свет разума великих Эллинов».

Необходимость осуществления своей мечты Олжас Сулейменов обосновывает таким образом: «В то время как западная Европа под гнетом христианского фундаментализма и ничем, кроме догматов католицизма, сознание людей не занимала. Все, хоть в малой степени напоминавшее о дохристианских, т.е. «языческих», культурах Древней Европы, преследовалось. Первохристиане начали свой победный путь с того, что сожгли Александрийскую библиотеку – самое большое в древнем мире собрание древнегреческих, римских, египетских рукописей – папирусных пергаментных свитков.

Книги древнегреческих авторов до Х века сохранились в библиотеках исламского мира. Аль-Фараби перевел на арабский язык произведения Аристотеля и Платона. Труды греков попали в испанскую Кордову (территорию, населенную арабами) и там были переведены с арабского на латинский. А в те времена латинский язык являлся, если использовать нынешный лексикон – государственным языком Европы. Массовый читатель теперь должен узнать, что с ХІ века в Европе началось Возрождение Эллинизма. Вспоминая свои корни, европейская цивилизация оживила крону. Сделалась раскидистой, плодоносной.

Европейская наука не отрицает, что с началом Возрождения были заимствованы арабские цифры, алгебра и многие культурные системы. А теперь к этому списку надо бы присовокупить и труд аль-Фараби, открывшего Европе забытых ею древнегреческих философов, ставшего почвой, на которой выросла современная европейская цивилизация. Впервые написал об этом в 1977 году в журнале «Курьер Юнеско».

Сейчас, когда в сознании европейца ислам воспринимается как источник мракобесия, порождающего агрессию против просвещенного западного мира, хороши бы такие просветляющие сознание факты включать в школьные учебники истории во всех странах. Вот такой цели мы хотим достичь, организуя международную конференцию «Аль-Фараби и Европейское Возрождение».

Как настоящий патриот своей страны Олжас Сулейменов немало сделал в изучении казахского языка. В этой связи интересны его изыскания взаимосвязи тюркских и славянских языков. «Разве не интересно было бы – говорит ученый Олжас Сулейменов – почитать о русско-казахском двуязычии, которое имело место, возможно в раннем средневековье. Тогда в древнерусский заимствовались не только отдельные термины, но и грамматические конструкции и форманты из древнеказахского. Слависты не могут без знания казахского языка понять происхождения, например, суффикса причастия настоящего времени – ующий. Конструкция тоқ – уши каждому нашему семикласснику понятна: тоқы – «тки»(в др.-рус. тъки), тоқ-у – «ткать», «ткание». Тоқушы – «ткущий» (в др.-рус. тъкущи). В русском суффиксе – ущий уже не раскладывается на составляющие, превратился в непонятный монолит. Тюркославинистика – новая дисциплина, которую я предлагаю создавать, может внести необходимую ясность не только в данный грамматический случай, но и в целый ряд других». И это только маленькая толика, можно сказать капля в воде океане знании ученого.

                Как и любой интеллигент, поэт неравнодушен ко всему, что происходит в обществе и дает свою конкретную оценку тем или иным явлениям. Так было и в отношений к явлению название которому коррупция. На вопрос корреспондента газеты «Казахстанская правда» он ответил: «Коррупция – одно из главных бед любого общества, особенно страдают от нее наши молодые государства. После развала СССР началось разделение громадного союзного пирога. Его крошки оказались золотыми, а неожиданные бешеные деньги оказались в руках людей совершенно сторонних. Это все привело к так называемым легким деньгам, развращению общества.

В коррупции много причин. На заседании «круглого стола», где подводились итоги трехдневных встреч членов Национальной комиссии в Алматы, наши коллеги, побывавшие на заводе, где производится новейшее оборудование для нефтегазовой промышленности, пользующее спросом за рубежом, рассказали, что завод постоянно работает лишь на 30 процентов своих возможностей. Остальные мощности простаивают. Почему? Наши отечественные компании, начиная с «КазМунайГаза», не размещают заказы на казахстанских заводах. Им почему-то выгодней покупать дорогое и менее качественное оборудование у Южной Кореи». Если же учесть что эти слова были сказаны Олжасом Сулейменовым еще в 2005 году, то можно почувствовать, как был прав поэт в своих взглядах в то время.

Олжас Сулейменов заслуженно пользуется большим авторитетом у себя на родине. Поэтому общественности всегда интересно знать его мнение. И средства массовой информации часто освещают его деятельность, берут у него интервью, потому что ни одна из сторон жизни не остается без внимания интеллигента Сулейменова. Однажды ему задали вопрос: – Существует ли в Казахстане проблема сосуществования религий, которая во многих странах приводит к дезинтеграции?

Олжас Сулейменов: – Казахстан становится инициатором сближения религий на уровне диалога. Уже прошло несколько съездов лидеров мировых и традиционных религий в Казахстане. Все большее количество представителей принимает в этом участие.

Однажды в Нью-Йорке ему задали вопрос: – Вы когда-нибудь жалели о том, что было написано 20-40 лет назад? Сомневались ли вы по проишествии многих лет?

Олжас Сулейменов ответил: – Нет. Я ничего подлого не писал, поэтому ни от чего не отказываюсь.

Олжас Омарулы Сулейменов несомненно огромная творческая личность не только нашей страны. Он также является представителем, послом духовной культуры своего народа, которая имеет многовековую историю, и по праву может быть примером для подражания подрастающего поколения.

Одним словом Олжас Сулейменов, будучи патриотом своей страны, всей своей деятельностью подтверждает что основную роль в духовном развитии общества всегда играет интеллигенция и справляется со своей ролью как и подобает человеку с большой буквы.

 

 

Бердалы ОСПАН,

культуролог.

Ұқсас материалдар