Қандастар Ассамблея

Мировоззренческий характер идеалов. Рациональность и иррациональность

24.10.2013 2210
Мировоззренческий характер идеалов. Когда кризис охватывает прежнюю действительность, то он ка¬сается самих ее основ, связывающих воедино все ее стороны. Она тем самым выступает, как взятый в целом старый мир, который требуется заменить тоже взятым в целом - новым миром (вспомним слова из-вестной песни: "Весь мир насилья мы разрушим... мы наш, мы новый мир пост¬роим"). Вме-сте с тем, изменяя действительность, люди должны изме¬няться и сами. Это значит, что прежний тип человека необходимо уступает место другому, более совершенному типу чело-века. Это может выражаться в существенном изменении характера потребностей и спо¬собностей людей, их образа мышления и действия. Так, привычка со¬ветских времен во всем полагаться на (принудительную по преимуще¬ству) опеку со стороны государства препятст-вует сейчас успешной адаптации граждан бывших социалистических стран к условиям ры-ночной экономики, когда необходимо проявлять личную инициативу и предпри¬имчивость, ориентироваться на спрос, а не на затраты. Почти един¬ственное, что сразу было хорошо ус-воено, - так это возможность про¬извольно поднимать цены на свою продукцию или получать доход "из воздуха" путем участия в мошеннических "пирамидах". Обрисовывая черты буду-щего мира и соответствующего этому миру образа человека, идеалы и выступают как выра-жение определенного мировоззрения. Мировоззрение - это совокупность представлений о мире в целом, о месте человека в нем и об отношении человека к миру. Рациональность и иррациональность. Пока действительность находится в своем "нормальном" состоянии, она выступает как упорядоченная, закономерная, гармоничная, а потому доступная для познания и исполь-зования в интересах людей. Те , же черты будут присущи и отношениям между людьми. Это значит, что такая действительность рациональна ("рацио" в переводе с латинского - разум), т.е. разумна. Кризис делает действительность хаотич¬ной, непредсказуемой в своих проявле-ниях, дисгармоничной, а потому непонятной и опасной. В отношениях между людьми воца-ряются анархия и вражда. Это значит, что такая действительность иррациональна, т.е. нера-зумна или даже противоразумна. В ходе развития прежняя рацио¬нальность сменяется ирра-циональностью, а та - рациональностью более высокого порядка и т.д. В истории философии попытка осмысления это¬го перехода отразилась в различных вариантах диалектики, т.е. ме-то¬да мышления, принимающего во внимание оба момента. С конца XIX в. все большее зна-чение стало приобретать понятие иррациональности. 3 последнее время делается упор на вы-яснении понятия рациональности, о чем свидетельствует двухтомник "Исторические типы рациональности", написанный отечественными авторами (П.П.Гайдэнко и др.), вышэдший в 1995 году. studentik.net

Мировоззренческий характер идеалов.

Когда кризис охватывает прежнюю действительность, то он ка¬сается самих ее основ, связывающих воедино все ее стороны. Она тем самым выступает, как взятый в целом старый мир, который требуется заменить тоже взятым в целом - новым миром (вспомним слова из-вестной песни: "Весь мир насилья мы разрушим... мы наш, мы новый мир пост¬роим"). Вме-сте с тем, изменяя действительность, люди должны изме¬няться и сами. Это значит, что прежний тип человека необходимо уступает место другому, более совершенному типу чело-века. Это может выражаться в существенном изменении характера потребностей и спо¬собностей людей, их образа мышления и действия. Так, привычка со¬ветских времен во всем полагаться на (принудительную по преимуще¬ству) опеку со стороны государства препятст-вует сейчас успешной адаптации граждан бывших социалистических стран к условиям ры-ночной экономики, когда необходимо проявлять личную инициативу и предпри¬имчивость, ориентироваться на спрос, а не на затраты. Почти един¬ственное, что сразу было хорошо ус-воено, - так это возможность про¬извольно поднимать цены на свою продукцию или получать доход "из воздуха" путем участия в мошеннических "пирамидах". Обрисовывая черты буду-щего мира и соответствующего этому миру образа человека, идеалы и выступают как выра-жение определенного мировоззрения.
Мировоззрение - это совокупность представлений о мире в целом, о месте человека в нем и об отношении человека к миру.

Рациональность и иррациональность.

Пока действительность находится в своем "нормальном" состоянии, она выступает как упорядоченная, закономерная, гармоничная, а потому доступная для познания и исполь-зования в интересах людей. Те , же черты будут присущи и отношениям между людьми. Это значит, что такая действительность рациональна ("рацио" в переводе с латинского - разум), т.е. разумна. Кризис делает действительность хаотич¬ной, непредсказуемой в своих проявле-ниях, дисгармоничной, а потому непонятной и опасной. В отношениях между людьми воца-ряются анархия и вражда. Это значит, что такая действительность иррациональна, т.е. нера-зумна или даже противоразумна. В ходе развития прежняя рацио¬нальность сменяется ирра-циональностью, а та - рациональностью более высокого порядка и т.д. В истории философии попытка осмысления это¬го перехода отразилась в различных вариантах диалектики, т.е. ме-то¬да мышления, принимающего во внимание оба момента. С конца XIX в. все большее зна-чение стало приобретать понятие иррациональности. 3 последнее время делается упор на вы-яснении понятия рациональности, о чем свидетельствует двухтомник "Исторические типы рациональности", написанный отечественными авторами (П.П.Гайдэнко и др.), вышэдший в 1995 году.

studentik.net

Ұқсас материалдар