Қандастар Ассамблея

Неокантианство

24.10.2013 2578
Довольно существенное воздействие на формирование интеллектуальной атмосферы ХХ века оказали философские движения, исходящие из переосмысления и возрождения философии Канта и получившие название неокантианства или неокритицизма. Неокантианство формируется в 60-х годах прошлого века, наибольший вес приобретает в первые два десятилетия нашего века в лице марбургской и баденской школ. Основные принципы неокантианства сводятся к: 1) трактовке философии исключительно как критики познания, 2) ограничению познания сферой опыта и отказу онтологии от притязаний на статус научной дисциплины, 3) признанию обусловливающих познание априорных форм. С марбургской школой связаны имена таких философов как Герман Коген (1842-1918) и Пауль Наторп (1854-1924) (а также имя Б. Пастернака, который прослушал в Марбурге философский курс). Они делали упор на логическую сторону кантовского учения и рассматривали познание как чисто понятийное конструирование предмета. Коген отказывается от понятия «Вещи в себе», заменяя его принципом самоограничения опыта: мы всегда ищем целое, посредством общих законов, а находим лишь частичное и т.д. Однако в дальнейшем оказывается, что устранение излишнего понятия «вещи в себе» ведет к ряду еще более трудноразрешимых противоречий. В результате от марбургской школы отделяется ряд крупных мыслителей, в числе которых Эрнст Кассирер (1874-1945). Примечательна созданная Кассирером философия «символических форм» и понимание человека как «animal symbolikum». Кассирер считает, что миф, искусство, язык и логика как фундаментальные формы «понимания» суть символические формации, типичные формы человеческого способа производства. Философия призвана освоить эту фундаментальную структуру как органическое целое. Символические формы придают феноменам форму и смысл, организуют опыт. Мир символов, говорит Кассирер, коренным образом преобразовал жизнь человека, поместив его в иное измерение. С рождением дескриптивного (описательного) языка Кассирер связывает рождение цивилизации. Наиболее заметные представители баденской школы – Вильгельм Виндельбанд (1848-1915) и Генрих Риккерт (1863-1936). В своем обращении к Канту они преследуют несколько иные цели. Виндельбанд ищет априорные принципы, которые бы гарантировали ценность и надежность познания. Нормативные универсальные ценности нужны Виндельбанду, чтобы освободить формы деятельности, связанные с историей, искусством и моралью. Именно эти три сферы дают нам человека, поставленного перед самим собой, а не перед внешними предметами, как в других науках. Это способ проверить на прочность объективный материал мысли, воли, эмоций, для уточнения их необходимой ценности, чтобы в конце концов отказаться от того, что проверки не выдерживает. Риккерт взял за основу концепцию ценностей Виндельбанда и рассмотрел ее с методологической точки зрения. Согласно Риккерту, лишь понятие «ценности» дает возможность отличать культурные процессы от явлений природы. В частности, понятие ценности позволяет историку выделить из множества индивидуальных предметов действительности нечто цельное, отделить существенное от несущественного. В этой связи Риккерт обосновывает строгое разграничение наук по методу их исследования, а именно: познание общих черт явления, которые повторяются, образует естествознание; познание же частных особенностей явлений, которые неповторимы образует историю. В первом случае это метод естествознания и называется он генерализирующим, а во втором – метод истории, и называется он индивидуализирующим. studentik.net

Довольно существенное воздействие на формирование интеллектуальной атмосферы ХХ века оказали философские движения, исходящие из переосмысления и возрождения философии Канта и получившие название неокантианства или неокритицизма. Неокантианство формируется в 60-х годах прошлого века, наибольший вес приобретает в первые два десятилетия нашего века в лице марбургской и баденской школ.
Основные принципы неокантианства сводятся к: 1) трактовке философии исключительно как критики познания, 2) ограничению познания сферой опыта и отказу онтологии от притязаний на статус научной дисциплины, 3) признанию обусловливающих познание априорных форм.
С марбургской школой связаны имена таких философов как Герман Коген (1842-1918) и Пауль Наторп (1854-1924) (а также имя Б. Пастернака, который прослушал в Марбурге философский курс). Они делали упор на логическую сторону кантовского учения и рассматривали познание как чисто понятийное конструирование предмета. Коген отказывается от понятия «Вещи в себе», заменяя его принципом самоограничения опыта: мы всегда ищем целое, посредством общих законов, а находим лишь частичное и т.д. Однако в дальнейшем оказывается, что устранение излишнего понятия «вещи в себе» ведет к ряду еще более трудноразрешимых противоречий. В результате от марбургской школы отделяется ряд крупных мыслителей, в числе которых Эрнст Кассирер (1874-1945).
Примечательна созданная Кассирером философия «символических форм» и понимание человека как «animal symbolikum». Кассирер считает, что миф, искусство, язык и логика как фундаментальные формы «понимания» суть символические формации, типичные формы человеческого способа производства. Философия призвана освоить эту фундаментальную структуру как органическое целое. Символические формы придают феноменам форму и смысл, организуют опыт. Мир символов, говорит Кассирер, коренным образом преобразовал жизнь человека, поместив его в иное измерение. С рождением дескриптивного (описательного) языка Кассирер связывает рождение цивилизации.
Наиболее заметные представители баденской школы – Вильгельм Виндельбанд (1848-1915) и Генрих Риккерт (1863-1936). В своем обращении к Канту они преследуют несколько иные цели. Виндельбанд ищет априорные принципы, которые бы гарантировали ценность и надежность познания. Нормативные универсальные ценности нужны Виндельбанду, чтобы освободить формы деятельности, связанные с историей, искусством и моралью. Именно эти три сферы дают нам человека, поставленного перед самим собой, а не перед внешними предметами, как в других науках. Это способ проверить на прочность объективный материал мысли, воли, эмоций, для уточнения их необходимой ценности, чтобы в конце концов отказаться от того, что проверки не выдерживает.
Риккерт взял за основу концепцию ценностей Виндельбанда и рассмотрел ее с методологической точки зрения. Согласно Риккерту, лишь понятие «ценности» дает возможность отличать культурные процессы от явлений природы. В частности, понятие ценности позволяет историку выделить из множества индивидуальных предметов действительности нечто цельное, отделить существенное от несущественного. В этой связи Риккерт обосновывает строгое разграничение наук по методу их исследования, а именно: познание общих черт явления, которые повторяются, образует естествознание; познание же частных особенностей явлений, которые неповторимы образует историю. В первом случае это метод естествознания и называется он генерализирующим, а во втором – метод истории, и называется он индивидуализирующим.

studentik.net

Ұқсас материалдар