Қандастар Ассамблея

Сущность человека и его существование

23.10.2013 4614
Характерная примета социально-философской мысли XX столетия - интерес к проблеме человека, к ценности его индивидуально-личностного начала. "Философское понимание человека" было вынесено в качестве главной темы на ХУIII Всемирный философский конгресс, который проходил в Брайтоне в 1988 г. Философия с древности и по сей день пытается определить специфику человека. Одни философы сводили ее к каким-либо конкретным проявлениям, функциям и отношениям человека. Другие связывают ее с неким универсализмом, в котором теряется многообразие человеческой жизни. Наиболее классический пример первого подхода известен еще с древних времен, Специфику человека видели в его разуме, определяя его как "разумное животное ". Иногда подчеркивались иные аспекты: человек – это религиозное существо", "политическое животное ", "творец истории", " животное, создающее орудия труда" и т.п. Во всех этих случаях под сущностью человека понимается какой-то один признак, общий для всех индивидов, одно-временно отличающий его от животного. Тенденция такого понимания сущности человека достаточна сильная и сохранилась по сей день. Достаточно обратиться к материалам уже упоминавшегося выше философского конгресса, где в ряде выступлений сущность человека сводилась к определенным его свойствам. В то же время дискуссия, развернувшаяся на конгрессе, показала и малопродуктивность такого подхода. Но и тенденция к построению абстрактно-универсального образа человека, нередко вытекающая из самой природы философского знания, не является достаточно плодотворной. В силу этого философия пытается преодолеть и то и другое понимание человека, задавая общие методологические ориентиры как для целостного представления о нем, так и для анализа конкретных его аспектов. - , Целостное понимание человека вовсе не означает целостности самого человека. Как можно говорить о целостности человека, не упоминая о рассогласованности ума и чувства, психики и сознания, телесного и интеллектуального, социального и биологического. Как неоднократно отмечал известный философ и психоаналитик Эрих Фромм, человек - единственное животное, для которого собственное существование является проблемой: он должен ее решить, поскольку, от нее нельзя никуда уйти. В сущности человека заключено противоречие, изначально присущее человеческому бытию. По своим физиологическим функциям человек принадлежит к миру животных, существование которых определяется инстинктами и гармонией с природой. Но вместе с тем человек уже отделен от природного мира. Его поступки не определяются инстинктами, да инстинкты эти у него достаточно слабы, непрочны и недостаточны для того , чтобы гарантировать ему существование. Кроме того человек наделен разумом, воображением, способностью к творчеству, самосознанием и па-мятью, то есть он знает о себе, о своем прошлом и о своей смертности. Человек - единственное существо на Земле, которое делает предметом своего анализа свое собственное существование. В вопросе о взаимоотношении биологического и социального в человеке очень трудно избежать редукционизма, вследствие чего понимание человека упрощается и искажается. Редукционизм приводил то к преувеличении роли биологических факторов в объяснении человека /социал-дарвинизм, социобиология и др./, то к преувеличению роли социальных /советский марксизм/. Как нельзя объяснить мотивы и поведение человека, опираясь только на биологические механизмы, так нельзя их искать только в социокультурных измерениях. В человеческом существовании в мире есть общее и для человека и для любой преходящей вещи природы, В этом смысле человек - это тело среди других тел. Наличие тела делает чело-века конечным, смертным и никакое дальнейшее увеличение жизни в будущем не отменит законы существования тела человека как тела природы. В этом смысле проблема человеческого существования включена в широкий вопрос об эволюции природы и возникновении самого человека. studentik.net

Характерная примета социально-философской мысли XX столетия - интерес к проблеме человека, к ценности его индивидуально-личностного начала. "Философское понимание человека" было вынесено в качестве главной темы на ХУIII Всемирный философский конгресс, который проходил в Брайтоне в 1988 г.
Философия с древности и по сей день пытается определить специфику человека. Одни философы сводили ее к каким-либо конкретным проявлениям, функциям и отношениям человека. Другие связывают ее с неким универсализмом, в котором теряется многообразие человеческой жизни.
Наиболее классический пример первого подхода известен еще с древних времен, Специфику человека видели в его разуме, определяя его как "разумное животное ". Иногда подчеркивались иные аспекты: человек – это религиозное существо", "политическое животное ", "творец истории", " животное, создающее орудия труда" и т.п. Во всех этих случаях под сущностью человека понимается какой-то один признак, общий для всех индивидов, одно-временно отличающий его от животного. Тенденция такого понимания сущности человека достаточна сильная и сохранилась по сей день. Достаточно обратиться к материалам уже упоминавшегося выше философского конгресса, где в ряде выступлений сущность человека сводилась к определенным его свойствам. В то же время дискуссия, развернувшаяся на конгрессе, показала и малопродуктивность такого подхода. Но и тенденция к построению абстрактно-универсального образа человека, нередко вытекающая из самой природы философского знания, не является достаточно плодотворной. В силу этого философия пытается преодолеть и то и другое понимание человека, задавая общие методологические ориентиры как для целостного представления о нем, так и для анализа конкретных его аспектов. - ,
Целостное понимание человека вовсе не означает целостности самого человека. Как можно говорить о целостности человека, не упоминая о рассогласованности ума и чувства, психики и сознания, телесного и интеллектуального, социального и биологического.
Как неоднократно отмечал известный философ и психоаналитик Эрих Фромм, человек - единственное животное, для которого собственное существование является проблемой: он должен ее решить, поскольку, от нее нельзя никуда уйти. В сущности человека заключено противоречие, изначально присущее человеческому бытию. По своим физиологическим функциям человек принадлежит к миру животных, существование которых определяется инстинктами и гармонией с природой. Но вместе с тем человек уже отделен от природного мира. Его поступки не определяются инстинктами, да инстинкты эти у него достаточно слабы, непрочны и недостаточны для того , чтобы гарантировать ему существование. Кроме того человек наделен разумом, воображением, способностью к творчеству, самосознанием и па-мятью, то есть он знает о себе, о своем прошлом и о своей смертности. Человек - единственное существо на Земле, которое делает предметом своего анализа свое собственное существование.
В вопросе о взаимоотношении биологического и социального в человеке очень трудно избежать редукционизма, вследствие чего понимание человека упрощается и искажается. Редукционизм приводил то к преувеличении роли биологических факторов в объяснении человека /социал-дарвинизм, социобиология и др./, то к преувеличению роли социальных /советский марксизм/. Как нельзя объяснить мотивы и поведение человека, опираясь только на биологические механизмы, так нельзя их искать только в социокультурных измерениях. В человеческом существовании в мире есть общее и для человека и для любой преходящей вещи природы, В этом смысле человек - это тело среди других тел. Наличие тела делает чело-века конечным, смертным и никакое дальнейшее увеличение жизни в будущем не отменит законы существования тела человека как тела природы. В этом смысле проблема человеческого существования включена в широкий вопрос об эволюции природы и возникновении самого человека.

studentik.net

Ұқсас материалдар