Қандастар Ассамблея

Понятие общества. Общество как результат совокупной деятельности людей.

23.10.2013 5078
Первые представления об общественной жизни людей уходят вглубь веков и тысячелетий. Научный же подход к обществу, к общественной жизни возникает лишь тогда, когда появляется наука как определенная система знаний людей о мире, то есть в период становления рабовладельческого строя. Многие мыслители древности (Геродот, Фукидит, Демокрит, Платон, Аристотель и др.) стремились понять особенности общественной жизни людей, раскрыть прошлое и настоящее стран и народов, заглянуть в их будущее. Уже в древности были сделаны первые попытки (Платон, Аристотель) создать проект идеального государства будущего. В Средневековье, когда в общественной жизни Европы доминировали религия и церковь, утверждается теологическая концепция общества. Такие богословы, как Августин Блаженный, Фома Аквинский и др., представляли общество и общественную жизнь людей как результат волеизъявления бога, как его творение. Но наряду с этим, начиная с эпохи Возрождения, в новое и новейшее время складывается светская наука об обществе, т.н. "Философия общества", получившая в XIX века название "социология". Многие ученые Запада и Востока вне еж свой вклад в создание этой науки. Их усилиями постепенно определился круг, вопросов и проблем, образовавших поле , исследования данной науки. Что такое общество? Когда и в силу каких причин оно возникло? Как оно устроено? Из каких структурных элементов оно состоит? Прогрессирует оно, стоит на месте или регрессирует? Каковы перспективы его развития? Иначе говоря, каково прошлое, настоящее и будущее человеческого общества? Вопросов, раскрывающих сущность общества, много, и ответы на них философы и социологи дают отнюдь неоднозначные. Но прежде чем касаться этих вопросов, надо дать определение самому понятию "общество". Обычно оно используется, когда речь идет о совместной жизни определенного множества людей, их кооперации и сотрудничестве. Но, как известно, совместную жизнь ведут не только люди, но и многие виды животных. Это, например, слоны, антилопы, обезьяны, живущие стадами, осы, пчелы, шмели, . муравьи, живущие большими семьями, стрижи, ласточки, пингвины, бакланы, фламинго, живущие стаями. В таком случае, естественно, возникает вопрос: чем общество людей отличается от того или иного объединения животных? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разобраться в том, что такое общество, какова его структура, какова система взаимосвязи и взаимодействия тех элементов, из которых оно состоит. При этом надо акцентировать внимание на том, что общество непосредственно связано с человеком, с людьми. Общество - это сообщество людей. Абсолютно самостоятельно, от-дельно от людей и без людей оно не существует и существовать не может. Существование и развитие общества есть результат совокупной деятельности идей, это форма их жизнедеятельности. Но это вовсе не говорит о том, что общество представляет собой простую сумму индивидов. Как известно, целое состоит из частей, но простой суммой частей оно отнюдь не является, поскольку обладает такими признаками и свойствами, которые частям могут быть и не присущи. Целое не больше и не меньше суммы частей, оно качественно иное. Так и общество. Оно достоит из людей, но к их простой совокупности не сводится. Оно обладает таким признакам и свойствами, которые присущи только ему. Отдельным людям они могут не принадлежать, не иметь к ним прямого отношения. Так, социальные законы, например, присущие обществу, к числу характеристик отдельных людей не относятся. Они не только не входят в структуру человека, а, напротив, сам человек находится в орбите действия социальных законов. Общество включает в себя также и такие связи и отношения (политические, правовые, нравственные, религиозные, дипломатические и др.), которые складываются и существуют между социальными группами. Они возникают и поддерживаются только в совместной жизни и деятельности людей, лишь в совместных актах их социального поведения. Общество, иначе говоря, оказывается непосредственно связанным не только с людьми, но и с их деятельностью. Эта связь выражается прежде всего в том, что деятельность людей выступает как жизненная основа существования и развития общества. История общества складывается из социальных событий, явлений и процессов, в которых деятельность людей воплощается, реализуется, находит внешние, результативные формы выражения. Но что такое деятельность? Какое содержание мы вкладываем в данное понятие? В самом общем виде деятельность можно определить как целесообразное воздействие субъекта на объект. Деятельность всегда связана с активностью субъекта, направленной на объект. В роли субъекта деятельности при этом выступает тот, кто осуществляет деятельность, то есть это человек или группа людей. В роле субъекта деятельности выступает то, к чему или к кому она прилагается, на что или на кого она направлена. Это предметы и явления окружащего человека природного и социального мира. Структуру деятельности образуют такие ее элементы, как цель деятельности, анализ ситуации, в которой предстоит действовать, план (идеальная схема) деятельности, сам процесс деятельности и ее результат. Причем, результат деятельности может и не совпадать с ее целью. Теоретическое объяснение этому кроется в том, что они лежат в разных плоскостях, .ибо цель субъективна, а результат объективен, а объективное и субъективное могут и не совпадать. Исходя из сказанного, можно дать следующее развернутое определение деятельности. Деятельность - это такая форма активности человека, которая направлена на достижение сознательно поставленной цели, на изменение и преобразование окружающего природного и социального мира в интересах людей. Человеческая деятельность всегда носит общественный характер. Качество это она проявляет в силу того. что осуществляется группами ладей для достижения общих целей и результатов. Это и совместный труд, в процессе которого у людей вырабатывается общее отношение к жизни, определяется общие ценности, складываются общие традиции и т.д. Это и политическая деятельность, в которой реализуются общие интересы, решаются общие задачи, достигаются общие цели. Без деятельности, и вне деятельности людей существование, функционирование и развитие общества невозможно. И если вдруг представить себе, что деятельность людей в силу действия каких-то причин прекратятся, то это будет означать, что прекратится и общественная жизнь людей, она станет просто невозможной. Все это свидетельствует о том, что деятельность людей выступает как специфический способ существования социального. На основе разнообразных видов деятельности (экономической, политической, правовой, производственной, торговой, нравственной, религиозной, семейно-бытовой и др.) (между людьми и социальными группами складываются определенные связи и взаимодействия. Эти связи и взаимодействия постоянно воспроизводятся в деятельности ладей и носят устойчивый характер. Многие поколения людей сменяют друг друга, а тип связей, характеризующий данное общество, остается тем же самым. Эти связи и взаимодействия и представляют собой общественные отношения, формы которых весьма многообразны. К общественным отношениям относятся экономические, политические, правовые, нравственные, религиозные, семейные, управленческие и др. Отдельно от деятельности, в отрыве от нее, сами по себе общественные отношения не существуют. Они образуют общественную корму выражения деятельности людей. Каждый человек как член общества, класса, нации, государства, политической партии, социальной группы и т.п. включается в разнообразные формы деятельности и вступает на этой основе в определенные отношения с другими людьми. Деятельность и общественные отношения формируют человека как личность, как социальное существо. Когда человек рождается, он застает формы деятельности и общественные отношения уже сложившимися, санкционирующими. В процессе социализации на основе и посредством тех или иных форм деятельности он включается в них, осваивает их, переводит в свой внутренний опыт. Формы деятельности и общественные отношения, таким образом, связывают каждого человека с обществом, с окружающей социальной средой. Они выступают как средство включения индивида в общественную жизнь. Деятельность людей и общественные отношения составляют основное содержание их общественного бытия как реального процесса их жизни. studentik.net  

Первые представления об общественной жизни людей уходят вглубь веков и тысячелетий. Научный же подход к обществу, к общественной жизни возникает лишь тогда, когда появляется наука как определенная система знаний людей о мире, то есть в период становления рабовладельческого строя. Многие мыслители древности (Геродот, Фукидит, Демокрит, Платон, Аристотель и др.) стремились понять особенности общественной жизни людей, раскрыть прошлое и настоящее стран и народов, заглянуть в их будущее. Уже в древности были сделаны первые попытки (Платон, Аристотель) создать проект идеального государства будущего. В Средневековье, когда в общественной жизни Европы доминировали религия и церковь, утверждается теологическая концепция общества. Такие богословы, как Августин Блаженный, Фома Аквинский и др., представляли общество и общественную жизнь людей как результат волеизъявления бога, как его творение. Но наряду с этим, начиная с эпохи Возрождения, в новое и новейшее время складывается светская наука об обществе, т.н. "Философия общества", получившая в XIX века название "социология". Многие ученые Запада и Востока вне еж свой вклад в создание этой науки. Их усилиями постепенно определился круг, вопросов и проблем, образовавших поле , исследования данной науки.
Что такое общество? Когда и в силу каких причин оно возникло? Как оно устроено? Из каких структурных элементов оно состоит? Прогрессирует оно, стоит на месте или регрессирует? Каковы перспективы его развития? Иначе говоря, каково прошлое, настоящее и будущее человеческого общества? Вопросов, раскрывающих сущность общества, много, и ответы на них философы и социологи дают отнюдь неоднозначные.
Но прежде чем касаться этих вопросов, надо дать определение самому понятию "общество". Обычно оно используется, когда речь идет о совместной жизни определенного множества людей, их кооперации и сотрудничестве. Но, как известно, совместную жизнь ведут не только люди, но и многие виды животных. Это, например, слоны, антилопы, обезьяны, живущие стадами, осы, пчелы, шмели, . муравьи, живущие большими семьями, стрижи, ласточки, пингвины, бакланы, фламинго, живущие стаями. В таком случае, естественно, возникает вопрос: чем общество людей отличается от того или иного объединения животных? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разобраться в том, что такое общество, какова его структура, какова система взаимосвязи и взаимодействия тех элементов, из которых оно состоит.
При этом надо акцентировать внимание на том, что общество непосредственно связано с человеком, с людьми. Общество - это сообщество людей. Абсолютно самостоятельно, от-дельно от людей и без людей оно не существует и существовать не может. Существование и развитие общества есть результат совокупной деятельности идей, это форма их жизнедеятельности. Но это вовсе не говорит о том, что общество представляет собой простую сумму индивидов. Как известно, целое состоит из частей, но простой суммой частей оно отнюдь не является, поскольку обладает такими признаками и свойствами, которые частям могут быть и не присущи. Целое не больше и не меньше суммы частей, оно качественно иное. Так и общество. Оно достоит из людей, но к их простой совокупности не сводится. Оно обладает таким признакам и свойствами, которые присущи только ему. Отдельным людям они могут не принадлежать, не иметь к ним прямого отношения. Так, социальные законы, например, присущие обществу, к числу характеристик отдельных людей не относятся. Они не только не входят в структуру человека, а, напротив, сам человек находится в орбите действия социальных законов. Общество включает в себя также и такие связи и отношения (политические, правовые, нравственные, религиозные, дипломатические и др.), которые складываются и существуют между социальными группами. Они возникают и поддерживаются только в совместной жизни и деятельности людей, лишь в совместных актах их социального поведения.
Общество, иначе говоря, оказывается непосредственно связанным не только с людьми, но и с их деятельностью. Эта связь выражается прежде всего в том, что деятельность людей выступает как жизненная основа существования и развития общества. История общества складывается из социальных событий, явлений и процессов, в которых деятельность людей воплощается, реализуется, находит внешние, результативные формы выражения.
Но что такое деятельность? Какое содержание мы вкладываем в данное понятие? В самом общем виде деятельность можно определить как целесообразное воздействие субъекта на объект. Деятельность всегда связана с активностью субъекта, направленной на объект. В роли субъекта деятельности при этом выступает тот, кто осуществляет деятельность, то есть это человек или группа людей. В роле субъекта деятельности выступает то, к чему или к кому она прилагается, на что или на кого она направлена. Это предметы и явления окружащего человека природного и социального мира. Структуру деятельности образуют такие ее элементы, как цель деятельности, анализ ситуации, в которой предстоит действовать, план (идеальная схема) деятельности, сам процесс деятельности и ее результат. Причем, результат деятельности может и не совпадать с ее целью. Теоретическое объяснение этому кроется в том, что они лежат в разных плоскостях, .ибо цель субъективна, а результат объективен, а объективное и субъективное могут и не совпадать. Исходя из сказанного, можно дать следующее развернутое определение деятельности. Деятельность - это такая форма активности человека, которая направлена на достижение сознательно поставленной цели, на изменение и преобразование окружающего природного и социального мира в интересах людей.
Человеческая деятельность всегда носит общественный характер. Качество это она проявляет в силу того. что осуществляется группами ладей для достижения общих целей и результатов. Это и совместный труд, в процессе которого у людей вырабатывается общее отношение к жизни, определяется общие ценности, складываются общие традиции и т.д. Это и политическая деятельность, в которой реализуются общие интересы, решаются общие задачи, достигаются общие цели. Без деятельности, и вне деятельности людей существование, функционирование и развитие общества невозможно. И если вдруг представить себе, что деятельность людей в силу действия каких-то причин прекратятся, то это будет означать, что прекратится и общественная жизнь людей, она станет просто невозможной.
Все это свидетельствует о том, что деятельность людей выступает как специфический способ существования социального. На основе разнообразных видов деятельности (экономической, политической, правовой, производственной, торговой, нравственной, религиозной, семейно-бытовой и др.) (между людьми и социальными группами складываются определенные связи и взаимодействия. Эти связи и взаимодействия постоянно воспроизводятся в деятельности ладей и носят устойчивый характер. Многие поколения людей сменяют друг друга, а тип связей, характеризующий данное общество, остается тем же самым. Эти связи и взаимодействия и представляют собой общественные отношения, формы которых весьма многообразны. К общественным отношениям относятся экономические, политические, правовые, нравственные, религиозные, семейные, управленческие и др. Отдельно от деятельности, в отрыве от нее, сами по себе общественные отношения не существуют. Они образуют общественную корму выражения деятельности людей. Каждый человек как член общества, класса, нации, государства, политической партии, социальной группы и т.п. включается в разнообразные формы деятельности и вступает на этой основе в определенные отношения с другими людьми. Деятельность и общественные отношения формируют человека как личность, как социальное существо. Когда человек рождается, он застает формы деятельности и общественные отношения уже сложившимися, санкционирующими. В процессе социализации на основе и посредством тех или иных форм деятельности он включается в них, осваивает их, переводит в свой внутренний опыт. Формы деятельности и общественные отношения, таким образом, связывают каждого человека с обществом, с окружающей социальной средой. Они выступают как средство включения индивида в общественную жизнь. Деятельность людей и общественные отношения составляют основное содержание их общественного бытия как реального процесса их жизни.

studentik.net

 

Ұқсас материалдар