Қандастар Ассамблея

Нурпеисова Дина

23.10.2013 5704
(1861-1955) Народная исполнительница-домбристка, композитор, деятель казахской культуры. Дина Нурпеисова (1861-1955) - народная исполнительница-домбристка, композитор, деятель казахской культуры. Отец известный домбрист, помог дочери освоить все тонкости игры на домбре, когда ей было восемь лет. Примерно в этом возрасте происходит ее первая встреча с великим казахским композитором и исполнителем Курмангазы, после которой Дина стала продолжателем исполнительского искусства, его своеобразного стиля.  Ее первые произведения: "Булбул", "Байжума", "Кегентуп", в которых прослеживаются музыкальные традиции казахского народа. Большое влияние на творчество Дины Нурпеисовой оказало национально-освободительное движение 1916 г. Один из кюев, созданных в этот период - "1916 год", Исполнительское мастерство Дины Нурпеисовой получило свое дальнейшее развитие в советский период. После возвращения из Москвы Нурпеисову привлекли новые темы и сюжеты, отражающие труд простых людей.  В суровые годы Великой Отечественной войны, когда знаменитой домбристке было уже 80 лет, ни на минуту не прекращалась ее композиторская деятельность. Разделяя всеобщий патриотический подъем, она создает Кюи "Наказ матери", а радостную весть об окончании войны она встречает кюем "Победа".  Ее кюи отличаются не только широким размахом музыкально-тематического развития, но и большой задушевностью, искренностью эмоционального выражения КЮЙ ДИНЫ НУРПЕИСОВОЙ “16-Й ГОД”  Сильные впечатления оставили в сознании Дины Нурпеисовой события 1916 года, когда царское правительство решило мобилизовать на тыловые работы мужчин от 18 до 43 лет из числа жителей национальных окраин – тех, кого называли тогда “инородцами”. Во многих местах Казахстана вспыхнули восстания против “реквизиции” - так официально называлась эта мобилизация. Повстанцы выступали и против эксплуатации трудящихся феодальным байством, которая усилилась во время мировой войны. Мобилизация показала казахским трудящимся, что местные баи и феодалы являются для них не менее беспощадным врагом, чем царизм. Детей баев, мулл, волостных правителей, биев, старшин не посылали на тыловые работы. Вместо них, зачастую под своими же фамилиями, баи посылали тех бедняков и батраков, которые не подлежали призыву по своему возрасту и семейному положению. Во главе восстаний оказались лучшие сыны казахского народа, такие, как Амангельды Иманов. Казахские народные акыны и композиторы не могли остаться безучастными к народному горю и гнев у. Они создали многочисленные произведения, в которых запечатлены грозные события, всколыхнувшие степь.  Несмотря на то, что карательные отряды правительства рыскали везде, жестоко подавляя восстания и наказывая их участников, в казахскую степь уже проникали слухи о том, что готовится свержение царя. Эти слухи приносили учителя, студенты, русские рабочие и солдаты, ушедшие с фронтов империалистической войны. Все лето и осень 1916 года между аулами скакали всадники, которые просили “суюнши”(подарок за сообщение добрых вестей). Они трубили на всю степь, что, мол, царя уже свергли, что Указ мобилизации на тыловые работы уже потерял силу, что будет равенство и товарищество, свобода всем!  У Дины был мобилизован сын Журунбай, и она, уже в совершенстве владея к этому времени домброй, сочиняет кюй, посвященный 1916 году, и называет его “Набор”. В народе этот кюй распространен под названием “Шестнадцатый год”. В отличие от одноименных произведений других народных композиторов “Шестнадцатый год” Дины в основе своей оптимистичен, в нем нет ни жалобы, ни плача, ни уныния. В этом кюе как бы слышится топот коней восставших джигитов, песня ликующей толпы, радость людей, услышавших весть о свержении белого царя. Кюй с начала и до конца рисует силу и непримиримость восставшего народа, и лишь в некоторых местах – в рефрене – мимоходом возникают мотивы мужественного раздумья,восставших, песня всадников, скачущих, а может быть, и наступающих на врага.  А. Жубанов. Струны столетий. – Алма-Ата, 1958.  Музыкальные произведения 1. “16-ый год”  Муз. и сл. Нурпеисовой Д. Исп. Карабалина Б. Источник :biografia.kz

(1861-1955)

Народная исполнительница-домбристка, композитор, деятель казахской культуры.

Дина Нурпеисова (1861-1955) - народная исполнительница-домбристка, композитор, деятель казахской культуры. Отец известный домбрист, помог дочери освоить все тонкости игры на домбре, когда ей было восемь лет. Примерно в этом возрасте происходит ее первая встреча с великим казахским композитором и исполнителем Курмангазы, после которой Дина стала продолжателем исполнительского искусства, его своеобразного стиля. 

Ее первые произведения: "Булбул", "Байжума", "Кегентуп", в которых прослеживаются музыкальные традиции казахского народа.

Большое влияние на творчество Дины Нурпеисовой оказало национально-освободительное движение 1916 г. Один из кюев, созданных в этот период - "1916 год", Исполнительское мастерство Дины Нурпеисовой получило свое дальнейшее развитие в советский период.

После возвращения из Москвы Нурпеисову привлекли новые темы и сюжеты, отражающие труд простых людей. 

В суровые годы Великой Отечественной войны, когда знаменитой домбристке было уже 80 лет, ни на минуту не прекращалась ее композиторская деятельность. Разделяя всеобщий патриотический подъем, она создает Кюи "Наказ матери", а радостную весть об окончании войны она встречает кюем "Победа". 
Ее кюи отличаются не только широким размахом музыкально-тематического развития, но и большой задушевностью, искренностью эмоционального выражения

КЮЙ ДИНЫ НУРПЕИСОВОЙ “16-Й ГОД” 

Сильные впечатления оставили в сознании Дины Нурпеисовой события 1916 года, когда царское правительство решило мобилизовать на тыловые работы мужчин от 18 до 43 лет из числа жителей национальных окраин – тех, кого называли тогда “инородцами”. Во многих местах Казахстана вспыхнули восстания против “реквизиции” - так официально называлась эта мобилизация. Повстанцы выступали и против эксплуатации трудящихся феодальным байством, которая усилилась во время мировой войны. Мобилизация показала казахским трудящимся, что местные баи и феодалы являются для них не менее беспощадным врагом, чем царизм. Детей баев, мулл, волостных правителей, биев, старшин не посылали на тыловые работы. Вместо них, зачастую под своими же фамилиями, баи посылали тех бедняков и батраков, которые не подлежали призыву по своему возрасту и семейному положению. Во главе восстаний оказались лучшие сыны казахского народа, такие, как Амангельды Иманов. Казахские народные акыны и композиторы не могли остаться безучастными к народному горю и гнев у. Они создали многочисленные произведения, в которых запечатлены грозные события, всколыхнувшие степь. 

Несмотря на то, что карательные отряды правительства рыскали везде, жестоко подавляя восстания и наказывая их участников, в казахскую степь уже проникали слухи о том, что готовится свержение царя. Эти слухи приносили учителя, студенты, русские рабочие и солдаты, ушедшие с фронтов империалистической войны. Все лето и осень 1916 года между аулами скакали всадники, которые просили “суюнши”(подарок за сообщение добрых вестей). Они трубили на всю степь, что, мол, царя уже свергли, что Указ мобилизации на тыловые работы уже потерял силу, что будет равенство и товарищество, свобода всем! 

У Дины был мобилизован сын Журунбай, и она, уже в совершенстве владея к этому времени домброй, сочиняет кюй, посвященный 1916 году, и называет его “Набор”. В народе этот кюй распространен под названием “Шестнадцатый год”. В отличие от одноименных произведений других народных композиторов “Шестнадцатый год” Дины в основе своей оптимистичен, в нем нет ни жалобы, ни плача, ни уныния. В этом кюе как бы слышится топот коней восставших джигитов, песня ликующей толпы, радость людей, услышавших весть о свержении белого царя. Кюй с начала и до конца рисует силу и непримиримость восставшего народа, и лишь в некоторых местах – в рефрене – мимоходом возникают мотивы мужественного раздумья,восставших, песня всадников, скачущих, а может быть, и наступающих на врага. 

А. Жубанов. Струны столетий. – Алма-Ата, 1958. 

Музыкальные произведения

1. “16-ый год”  Муз. и сл. Нурпеисовой Д. Исп. Карабалина Б.

Источник :biografia.kz

Ұқсас материалдар