Қандастар Ассамблея

Пример настоящего патриотизма

03.03.2014 5580
Казахи тысячалетиями утверждали традицию патриотизма, беззаветной любви к своей родине. Прозванный, как «Отец истории» Геродот, описал поучительное проишествие из жизни предков нынешних жителей Казахстана.

Казахи тысячалетиями утверждали традицию патриотизма, беззаветной любви к своей родине. Прозванный, как «Отец истории» Геродот, описал поучительное проишествие из жизни предков нынешних жителей Казахстана. Царь Персии послал к сакскому правителю своего гонца с письмом в котором говорилось: «Сакский царь, я не могу найти тебя, чтобы сразиться. Почему ты бегаешь от меня, если ты боишься встретиться со мной, то повинуйся мне и отдай мне свою землю». На это сакский царь Иданфирс ответил: «Я живу в своей стране и сам буду решать где мне находиться. Но если ты все же хочешь воевать с нами, попробуй тронуть могилы наших предков. И тогда ты узнаешь как мы воюем». В конце концов случилось так, как и говорил Иданфирс, и персидкий царь вынужден был бежать со своим войском спасаясь от отважных сакских воинов.

Из истории известно, что предки казахов позже назывались гуннами. Однажды к гуннскому царю Модэ приехал китайский посол и сказал следующее: «Мой повелитель требует, чтобы ему отдали часть гуннской территорий». Модэ собрал своих советников и спросил, что они думают по этому поводу. Советники запричитали: «У нас земли много, надо отдать те земли которые требует китайский повелитель». Тогда Модэ сказал: «Земля основа государства, нельзя ее отдавать». И отрубил головы советникам.

То, что пословица «Отан үшін отқа түс – күймейсің» – «За Родину иди в огонь – не сгоришь», является одной из самых популярных, и сегодня, говорит о том, что наш народ среди человеческих ценностей выше всего ставит любовь к родной земле. Это подтверждает и то, что за годы независимости в Казахстан возвратились тысячи и тысячи наших соотечественников из близкого и дальнего зарубежья.

О том, как сильно любили наши предки свою родную землю, сохранилось немало легенд. До сегодняшних дней дошла история о султане, который долгие годы был правителем в чужой стране, и однажды изтосковавшись по запаху родной полыни, что растет в казахских степях, бросил свой трон и уехал на землю предков. Таким был султан Бейбарс, выходец из казахских степей.

Известно, что мамлюки правили Мисром-Египтом 250 лет. В истории арабов высоко чтят имя человека, который был выходцем из мамлюков и приложив большие усилия объединил страну арабов, и повел их на большие победы. О нем и сегодня рассказывают множество легенд. Его имя Аз-захир Рукн ад-Дин Бейбарыс. Родом он был из казахских степей. В давние времена слово «кипчак» было объединяющим названием народа. Наверное будущего султана арабы купили на одном из базаров, где продавали малолетние пленники, чтобы из них воспитать настоящих воинов-мамлюков.

Историк Олжас Сүлейменов пишет, что в те времена кипчакский мальчик стоил 120 динаров. То есть, дороже чем другие. Например албанцы (азербайджанские дети) – стоили – 90, черкесы (все выходцы из северного кавказа) – 70 динаров и т.д.. Сохранилась запись персидского шаха Аббаса: «Почему у меня в войске нет персов? Потому что они, слабые, изнеженные городские персы не могут выдержать трудности военных походов, как это могут делать закаленные с детства кипчаки».

О том как воспитывались будущие мамлюки писали многие историки. Средневековый арабский путешественник Мухаммед Ибн Баттута своими глазами видел, как будущие мамлюки целыми днями упражнялись у подножия горы Мукаттам. Они учились лихо скакать на лошадях, рубить саблями и метко стрелять из лука. Он также написал, что хозяева дарят мальчикам-мамлюкам коня, дорогую одежду и драгоценности. После прохождения медицинского осмотра, будущих мамлюков делили на группы и обучали Корану и правовым законам. Духовному воспитанию будущих воинов обращали особое внимание. Однажды султан Насер узнав, что один из мамлюков выпил вина приказал выпороть его. А тех, кто должен был за ним присматривать запер в тюрьму. Тем, кого принимали в мамлюки, один раз год выдавали из склада одежду, каждый месяц мясо, фрукты, сахар, масло, свечки и достаточное количество корма для коня. Как написал арабский историк Макризи, чтобы получить нового коня, мамлюк должен был показать мясо умершего коня.

Храбрые мамлюки получали новые чины. Сперва он становился десятником, потом сотником. Тысячник, который становился эмиром, получал свободу. Султан их одаривал домом, землей, разного рода одеждами и денежными премиями. Эмирам также выдавались золотые стремена, для участия на парадах, которые проходили на больших площадях. Такие поощрения делались только за личные заслуги и на них не распространялась наследственность.

Выдвинуться среди мамлюков, естественно, было делом нелегким. И все же благодаря воей смелости и смекалке, прошедший все ступени служебного роста, Бейбарс придя к власти, первым делом установил в войсках железную дисциплину. Многим воеводам из кипчаков за честную службу выдал земли в Сирии и Египте. Таким образом историк Карен Армстронг высказавший мнение, что мамлюки принесли арабам долгий мир, пишет: «Бейбарс (1260-1276) разбил вторгшуюся из Средней Азии монгольскую армию в сражении при Айн-Джалуте в Галилее. Эта была важнейшая победа: монголы уничтожили аббасидский халифат, разорили и разрушили главные мусульманские города, включая великий Багдад, а мамлюкам удалось их отбросить за Евфрат. Бейбарс стал героем ислама и присоединил к своим владениям Палестину и Сирию, аюбидские правители, которых пали под ударами монголов. В дальнейшем, ему еще приходилось время от времени отражать набеги монголов; кроме того, он воевал с франками, которых вознамерился окончательно изгнать с узкой полосы средиземного морского побережья».

Также Карен Армстронг приводит интересную информацию, которая подтверждает, что султан был неординарной личностью: «Бейбарс, посетивший аль-Кудс в 1263 г., организовал реставрационные работы на Хараме, а кроме того, нашел остроумное решение проблемы поддержания порядка в городе. Наиболее опасным временем с точки зрения возможных волнений был праздник Пасхи, на который в Иерусалим стекалось множество христиан. Бейбарс основал неподалеку два новых святилища: одно в окрестностях Иерихона, посвященное пророку Моисею (по арабски – Неби-Муса), второе – в Рамле, в честь арабского пророка Салиха».

Бейбарс, действительно был личностью с большими организаторскими способностями. При его правлении Миср возродился как никогда. Были восстановлены водные каналы и системы водоснабжения, также широкое развитие получило земледелие. Он сделал так, чтобы в таких центральных города Египта, как аль-Искандерия (Александрия), Дамиетта, аль-Каһира (Каир) получило широкое развитие торговля. Сюда приходили торговые караваны и морские суда из Венеции, Сицилии, Генуи, Индии, Центральной Азии, с которых взимались пошлины, чтобы пополнить казну страны. Таким образом, Бейбарс поднял жизненный уровень страны. Чтобы ознакомиться с жизнью простого народа, он иногда выходил на улицу одевшись в одежду простых людей. Помогал неимущим и жестоко наказывал преступников.

Султан Бейбарс был многогранной фигурой. Будучи одним из образованнейших людей своего времени, он может быть читал «Диуани Лугат-ать Тюрк – Тюркский словарь» Махмуда Кашгари. В этой книге было написано: «Я слышал, как говорили один Бухарский и Нишапурский ученые, слова нашего пророка, который говорил: «Учите тюркский язык, тогда их правление будет долгим». Как бы то ни было, султан Бейбарс, сделал немало для развития тюркского языка.

 В половине ХІІ века, в Египте получило большое развитие кипчакско-мамлюкский язык. Появились кипчакско-арабские словари, такие как "Таржиман". Вместе с тем своевременно преводились на кипчакский религиозные, медицинские, военные, правовые трактаты. Это продолжалось и в ХІV-ХV вв. И были переведены на кипчакский язык трактаты «Ad-Durra al-mudia fi-l-luyat at-Turkiya», «Al-Manhal as-safi» «Munijat ul-guzat»и др. Известно что несколько раз была преведена и священная книга мусульман Коран.

То, что слава султана Бейбарса сквозь годы дошла до сегодняшних дней, не случайность. Поэтому не приходиться удивляться тому, что имя Бейбарса стало нарицательным так же, как имя халифа Харуна Ар-рашида, одного из главных героев всемирно известной арабской сказки «Тысяча и одна ночь». Ученый И.М. Фильштинский пишет, что первые упоминания о народных сказаниях про Бейбарса, упоминаются в работах историка Ибн Ийаса (ХVІ в.). Ибн Ийас, в свою очередь позаимствовал их у летописцев-историков Мухи ад-Дин ибн Абд аз-Захира (1223-1292) и Ибн Тагриберди (1409-1470).

Живший несколько лет в Египте, английский востоковед Лэн (1801-1876) отмечает, что самой большой легендой, которая на устах у народа, тоже является легендой о султане Бейбарсе. Ярчайший классик Египетской литературы, ученый и писатель Таха Хуссейн (1889-1975), в своей мемуарной книге «Айам» (Дни), вспоминает, что, больше всего в детстве, он слышал рассказы о султане Бейбарсе. Все это еще раз подтверждает, что Бейбарс был очень неординарным человеком своего времени.

Московский ученый Лев Галкин на Международной научной конференции «Кадырбаевские чтения – 2007», обнародовал интересную информацию о султане Бейбарсе: «Существует предание, что популярность Бейбарса среди своего народа была так высока, что его почитатели воздвигли на вершине пирамиды Хеопса, на ее ровной площадке, юрту кочевника – знак его кыпчакского происхождения. Этим они хотели показать, что власть Бейбарса подобна власти фараона». Ученый при этом ссылается на следующий солидный источник: «Жизнеописание султана Бейбарса аз-Закира». Москва, 1975.

Все это доказывает, что хоть и не был арабом султан Бейбарс, а все же любовь к нему арабского народа была безгранична. И прав был историк Вильгельм Трипольский, который дал оценку выходцу из казахских степей и ставшему правителем Египта: «Бейбарыс – такой же великий полководец, как Юлий Цезарь».

Достижениями султана Бейбарса, сегодня, по праву гордятся его потомки живущие в Казахстане. И они тоже хотят добиться больших успехов, как их славный предок. Но не на чужбине а на своей родной земле – Казахстане. И это логичное желание. Потому что, как сказал в своем Посланий народу, президент страны Н.Назарбаев: «Жизненно важно, чтобы цели государства и гражданина совпадали по всем основным направлениям. Это и есть главная задача государства». Чтобы претворить в жизнь такую госдарственную задачу, продолжает он: «Надо воспитывать в себе и наших детях новый казахстанский патриотизм. Это, прежде всего гордость за страну и ее достижения».

Новый казахстанский патриотизм приведет нашу страну к новым достижениям.

 

Бердалы ОСПАН,

культуролог

 

 

Ұқсас материалдар