Қандастар Ассамблея

Городища Чирик-рабат и Бабиш-мулла — уникальное наследие культуры саков Сырдарьи (ФОТО)

19.09.2013 8722
                 Городища Чирик-рабат и Бабиш-мулла, расположенные в пустыне Кызылкум почти на границе с Каракалпакстаном — уникальное наследие культуры саков низовьев Сырдарьи, - полагает руководитель научно-исследовательского центра «Археология и этнография» государственного университета имени Коркыта ата, кандидат исторических наук Азилхан Тажекеев. «С 2004 года по настоящее время на памятниках Чирик-рабат и Баланды проводятся комплексные археологические исследования, которые ведут сотрудники нашего центра и Института археологии им. А.Х. Маргулана МОН РК, - уточняет он. - Находки и исследования дают возможность опровержения или подтверждения выводов многих ученых. Но самое главное — они дают нам картину прошлого. В VII-V веках до нашей эры на территории Восточного Приаралья расселяются племена, принадлежащие к сако-массагетскому племенному союзу. Но крупных, оседлых поселений этого времени не зафиксировано. Есть предположение, что эти племена были подвижными скотоводческими коллективами, материальная культура которых принадлежит кругу культур сакского типа, распространенных на территории Евразии в это время». «Наибольшего расцвета культура сырдарьинских саков достигла в IV-II веках до нашей эры, - подчеркивает Тажекеев. - В это время, как показывают материалы с археологических памятников, уже функционировала река Жанадарья. Это время строительства городов Чирик-рабат, Бабиш-мулла, окруженных сельскими поселениями, жители которых, помимо скотоводства, занимались ирригационными земледелием. Следы орошаемого земледелия в низовьях Сырдарьи датируются второй половиной I тысячелетия до нашей эры. В этот период культурные связи, существовавшие между древними Хорезмским земледельческим оазисом и его кочевой периферией, особенно усилились, что отразилось в культуре саков низовьев Сырдарьи. На территории их расселения возникают уже не только крупные укрепленные поселения (урочище Баланды), но и города. К числу последних и относятся, например, огромное городище Чирик-рабат, Бабиш-мулла на Жанадарье. Первое с расположенными около него погребальными сооружениями-захоронениями местной знати с богатым и разнообразным погребальным инвентарем, характеризующим высокий уровень культуры сырдарьинских саков». «Высокий уровень строительной техники, использующей сырцовый кирпич и пахсу, планировка городов и их фортификация, высокий уровень керамического производства свидетельствуют о влияния более высокой культуры оазиса, в данном случае Хорезмского, при сохранении местных культурных традиции, - упоминает ученый. - По видимому, культурные связи с Хорезмом способствовали и развитию в этот период орошаемого земледелия на Жанадарье, но оно было здесь более примитивным. В качестве магистральных каналов использовались дельтовые протоки, иногда каналы шли вдоль русел, повторяя их изгибы. В конце III – начале II веков до нашей эры жители чирикрабатских городищ и поселений под давлением экологической ситуации вынуждены были покинуть этот регион - Чирикрабатский, Бабишмуллинский, Баландинский оазисы. По мнению российской ученой Левиной, они ушли на юго-запад – в районы Парфии и частично на восток, где в районе Алматы обнаружено несколько аналогичных поселений».  Марьяна КАСИМОВА, фото автора BNews.kz

        

       

Городища Чирик-рабат и Бабиш-мулла, расположенные в пустыне Кызылкум почти на границе с Каракалпакстаном — уникальное наследие культуры саков низовьев Сырдарьи, - полагает руководитель научно-исследовательского центра «Археология и этнография» государственного университета имени Коркыта ата, кандидат исторических наук Азилхан Тажекеев.

«С 2004 года по настоящее время на памятниках Чирик-рабат и Баланды проводятся комплексные археологические исследования, которые ведут сотрудники нашего центра и Института археологии им. А.Х. Маргулана МОН РК, - уточняет он. - Находки и исследования дают возможность опровержения или подтверждения выводов многих ученых. Но самое главное — они дают нам картину прошлого. В VII-V веках до нашей эры на территории Восточного Приаралья расселяются племена, принадлежащие к сако-массагетскому племенному союзу. Но крупных, оседлых поселений этого времени не зафиксировано. Есть предположение, что эти племена были подвижными скотоводческими коллективами, материальная культура которых принадлежит кругу культур сакского типа, распространенных на территории Евразии в это время».

«Наибольшего расцвета культура сырдарьинских саков достигла в IV-II веках до нашей эры, - подчеркивает Тажекеев. - В это время, как показывают материалы с археологических памятников, уже функционировала река Жанадарья. Это время строительства городов Чирик-рабат, Бабиш-мулла, окруженных сельскими поселениями, жители которых, помимо скотоводства, занимались ирригационными земледелием. Следы орошаемого земледелия в низовьях Сырдарьи датируются второй половиной I тысячелетия до нашей эры. В этот период культурные связи, существовавшие между древними Хорезмским земледельческим оазисом и его кочевой периферией, особенно усилились, что отразилось в культуре саков низовьев Сырдарьи. На территории их расселения возникают уже не только крупные укрепленные поселения (урочище Баланды), но и города. К числу последних и относятся, например, огромное городище Чирик-рабат, Бабиш-мулла на Жанадарье. Первое с расположенными около него погребальными сооружениями-захоронениями местной знати с богатым и разнообразным погребальным инвентарем, характеризующим высокий уровень культуры сырдарьинских саков».

«Высокий уровень строительной техники, использующей сырцовый кирпич и пахсу, планировка городов и их фортификация, высокий уровень керамического производства свидетельствуют о влияния более высокой культуры оазиса, в данном случае Хорезмского, при сохранении местных культурных традиции, - упоминает ученый. - По видимому, культурные связи с Хорезмом способствовали и развитию в этот период орошаемого земледелия на Жанадарье, но оно было здесь более примитивным. В качестве магистральных каналов использовались дельтовые протоки, иногда каналы шли вдоль русел, повторяя их изгибы. В конце III – начале II веков до нашей эры жители чирикрабатских городищ и поселений под давлением экологической ситуации вынуждены были покинуть этот регион - Чирикрабатский, Бабишмуллинский, Баландинский оазисы. По мнению российской ученой Левиной, они ушли на юго-запад – в районы Парфии и частично на восток, где в районе Алматы обнаружено несколько аналогичных поселений». 

Марьяна КАСИМОВА, фото автора

BNews.kz

Ұқсас материалдар