Қандастар Ассамблея

XX династия, Новое царство

12.09.2013 2151
Эпоха Рамсеса XI Последний фараон династии Рамессидов, правлением которого завершается блестящая эпоха Нового царства, был властителем Обеих земель достаточно долго — известен 27-й год его владычества. Возможно, он был сыном Рамсеса X; как и деда, его звали Хаэмуас. Тронное имя царя, казалось, собрало все наследие двух великих династий: Менмаатра Сетепенптах Рамсес Хаэмуас Мерерамон: Менмаатра было престольным именем Сети I, Хаэмуас напоминало о Рамсесе IX и многочисленных принцах, носивших это имя при Рамессидах. Супругой фараона была царица Бакетверенре (II). Рамсес XI взошел на престол на 20-й день третьего месяца сезона шему. Его правление разделяется на две части: первая, состоящая из 18 лет, во время которых в Верхнем Египте царила абсолютная анархия, а, возможно, была и гражданская война; вторая, начавшаяся после 19 года правления Рамсеса, стала временем начала владычества на юге знаменитого вельможи Херихора, получившего по воле царя должность верховного жреца Амона-Ра. Этот второй период был настолько противопоставлен предшествующей эпохе междоусобиц, что получил особое название Ухем месут (wHm mcwt), эра “Повторения рождений”, или же просто “Возрождение”. Первый год этого нового летоисчисления совпадает с 19-м годом правлением Рамсеса XI, однако, видимо, начало “эры Возрождения”, не было связано с очередной годовщиной восшествия царя на престол; это нововведение было определено гораздо более глобальными переменами в жизни всего египетского общества. Ничего не известно о правлении Рамсеса XI вплоть до его 9-го года, когда произошли крупные кражи в Рамессеуме и Мединет Абу. Обстоятельства, при которых стали возможными ограбления таких важных комплексов, были всего лишь малым эпизодом из тех огромных беспорядков, которые документы называют “войной великого жреца” и которые, безусловно, были связаны с “притеснением”, а затем и исчезновением с политической арены верховного жреца Амона Аменхотепа. Определить продолжительность беспорядков на основании имеющихся документов невозможно. Предположительно, их центральное событие — “притеснение” Аменхотепа имело место между 17-м и 19-м годами правления Рамсеса XI.   “Война верховного жреца” Согласно одной из многочисленных гипотез, верховный жрец Аменхотеп, в виду вспыхнувшего в Фивах восстания, попросил помощи у Рамсеса XI, находящегося на севере страны; фараон призвал в Египет войска наместника Нубии Панехси, чтобы восстановить порядок в Фивах и возвратить власть Аменхотепу. Панехси же, воспользовавшись сложившейся ситуацией, попытался подчинить Фивы своей собственной власти, что отнюдь не входило ни в распоряжение Рамсеса XI, ни в планы пророка Аменхотепа. Другая гипотеза представляет события совершенно в ином свете: Панехси специально подготовил волнения в Фивах, для того, чтобы захватить их, провозгласив себя “восстановителем порядка”, причем “выступил со своей армией против верховного жреца Амона, оккупировал Фивы и их окрестности и претендовал на высшее руководство армией... Несомненно, что Рамсес XI признавался... Панехси, и потому его интервенция была направлена не против обоих, царя и верховного жреца, но только против последнего... Равно возможно, однако, что Рамсес XI сам обратился к Панехси как к единственному фактору, способному сдержать или потеснить Аменхотепа. Пережил ли Аменхотеп “подавление”, невозможно узнать. Не существует, однако, доказательства того, что он был когда-либо вновь верховным жрецом Амона-Ра”. Вопрос (об этих событиях – В.С.) до настоящего времени носит дискуссионный характер. Так или иначе, “это привело к “войне верховного жреца Аменхотепа”, которая еще годы позднее вспоминалась как событие, которое глубоко укоренилось в памяти населения Фив. Фиванцы стояли на стороне верховного жреца и сражались против Панехси... Мединет Абу как укрепленный пункт сопротивления верховного жреца был взят штурмом, и борьба распространилась вплоть до среднего Египта, где должен был пасть город Хардаи (Кинополь — В.С.). Население устремилось в Фивы, спасаясь от победоносных солдат Панехси, которые, в свою очередь, стали грабить гробницы и храмы. Верховный жрец Аменхотеп, очевидно, в этих сражениях погиб, так как более он не упоминается. В 12-й год правления Рамсеса XI Панехси, однако, был все еще господином Фиваиды”, носил почетные титулы “опахалоносец справа от Его Величества, писец царя, военачальник, распорядитель житниц фараона, царский сын Куша, начальник южных стран, глава войск фараона”, которые были более чем неподобающими обыкновенному наместнику Нубии. Вскоре он получает и должность верховного жреца Амона-Ра, что подтверждает вторую реконструкцию событий. Фивы переживали страшные времена. На втором году так называемого “Возрождения”, некий стражник дома фараона и жрец уаб говорит: “Я вышел из “Дома Фараона”, когда пришел Панехси и притеснил моего господина, хотя он не совершил никакой оплошности”. Множество горожан было убито во время ничем не оправданных зверств; оказавшие сопротивление были казнены по приказу военного суда. Вероятно, только теперь Рамсес XI понял, какую опасность для него самого представляет Панехси. На 17-м году правления фараон посылает к нему из Пер-Рамсеса придворного виночерпия Иенеса с письмом, в котором просит изготовить “паланкин великой богини” и погрузить его на присланный с вельможей корабль; для художников, занятых этой работой, царь также высылает необходимые материалы — драгоценные камеи и цветы. Поистине страшно звучит это послание не затронутого войной “властителя” на фоне рек крови, льющихся в Фиваиде. Спустя два года положение Панехси изменилось: он все-таки был признан врагом. Отныне в документах “эры Возрождения” его имя всегда детерминируется иероглифом врага ; он был оттеснен на юг. Некоторое время спустя против него даже были посланы войска. ancient.gerodot.ru

Эпоха Рамсеса XI

Последний фараон династии Рамессидов, правлением которого завершается блестящая эпоха Нового царства, был властителем Обеих земель достаточно долго — известен 27-й год его владычества. Возможно, он был сыном Рамсеса X; как и деда, его звали Хаэмуас.

Тронное имя царя, казалось, собрало все наследие двух великих династий: Менмаатра Сетепенптах Рамсес Хаэмуас Мерерамон: Менмаатра было престольным именем Сети I, Хаэмуас напоминало о Рамсесе IX и многочисленных принцах, носивших это имя при Рамессидах. Супругой фараона была царица Бакетверенре (II).

Рамсес XI взошел на престол на 20-й день третьего месяца сезона шему. Его правление разделяется на две части: первая, состоящая из 18 лет, во время которых в Верхнем Египте царила абсолютная анархия, а, возможно, была и гражданская война; вторая, начавшаяся после 19 года правления Рамсеса, стала временем начала владычества на юге знаменитого вельможи Херихора, получившего по воле царя должность верховного жреца Амона-Ра. Этот второй период был настолько противопоставлен предшествующей эпохе междоусобиц, что получил особое название Ухем месут (wHm mcwt), эра “Повторения рождений”, или же просто “Возрождение”. Первый год этого нового летоисчисления совпадает с 19-м годом правлением Рамсеса XI, однако, видимо, начало “эры Возрождения”, не было связано с очередной годовщиной восшествия царя на престол; это нововведение было определено гораздо более глобальными переменами в жизни всего египетского общества.

Ничего не известно о правлении Рамсеса XI вплоть до его 9-го года, когда произошли крупные кражи в Рамессеуме и Мединет Абу. Обстоятельства, при которых стали возможными ограбления таких важных комплексов, были всего лишь малым эпизодом из тех огромных беспорядков, которые документы называют “войной великого жреца” и которые, безусловно, были связаны с “притеснением”, а затем и исчезновением с политической арены верховного жреца Амона Аменхотепа. Определить продолжительность беспорядков на основании имеющихся документов невозможно. Предположительно, их центральное событие — “притеснение” Аменхотепа имело место между 17-м и 19-м годами правления Рамсеса XI.

 

“Война верховного жреца”

Согласно одной из многочисленных гипотез, верховный жрец Аменхотеп, в виду вспыхнувшего в Фивах восстания, попросил помощи у Рамсеса XI, находящегося на севере страны; фараон призвал в Египет войска наместника Нубии Панехси, чтобы восстановить порядок в Фивах и возвратить власть Аменхотепу. Панехси же, воспользовавшись сложившейся ситуацией, попытался подчинить Фивы своей собственной власти, что отнюдь не входило ни в распоряжение Рамсеса XI, ни в планы пророка Аменхотепа. Другая гипотеза представляет события совершенно в ином свете: Панехси специально подготовил волнения в Фивах, для того, чтобы захватить их, провозгласив себя “восстановителем порядка”, причем “выступил со своей армией против верховного жреца Амона, оккупировал Фивы и их окрестности и претендовал на высшее руководство армией... Несомненно, что Рамсес XI признавался... Панехси, и потому его интервенция была направлена не против обоих, царя и верховного жреца, но только против последнего... Равно возможно, однако, что Рамсес XI сам обратился к Панехси как к единственному фактору, способному сдержать или потеснить Аменхотепа. Пережил ли Аменхотеп “подавление”, невозможно узнать. Не существует, однако, доказательства того, что он был когда-либо вновь верховным жрецом Амона-Ра”. Вопрос (об этих событиях – В.С.) до настоящего времени носит дискуссионный характер. Так или иначе, “это привело к “войне верховного жреца Аменхотепа”, которая еще годы позднее вспоминалась как событие, которое глубоко укоренилось в памяти населения Фив. Фиванцы стояли на стороне верховного жреца и сражались против Панехси... Мединет Абу как укрепленный пункт сопротивления верховного жреца был взят штурмом, и борьба распространилась вплоть до среднего Египта, где должен был пасть город Хардаи (Кинополь — В.С.). Население устремилось в Фивы, спасаясь от победоносных солдат Панехси, которые, в свою очередь, стали грабить гробницы и храмы. Верховный жрец Аменхотеп, очевидно, в этих сражениях погиб, так как более он не упоминается. В 12-й год правления Рамсеса XI Панехси, однако, был все еще господином Фиваиды”, носил почетные титулы “опахалоносец справа от Его Величества, писец царя, военачальник, распорядитель житниц фараона, царский сын Куша, начальник южных стран, глава войск фараона”, которые были более чем неподобающими обыкновенному наместнику Нубии. Вскоре он получает и должность верховного жреца Амона-Ра, что подтверждает вторую реконструкцию событий.

Фивы переживали страшные времена. На втором году так называемого “Возрождения”, некий стражник дома фараона и жрец уаб говорит: “Я вышел из “Дома Фараона”, когда пришел Панехси и притеснил моего господина, хотя он не совершил никакой оплошности”. Множество горожан было убито во время ничем не оправданных зверств; оказавшие сопротивление были казнены по приказу военного суда. Вероятно, только теперь Рамсес XI понял, какую опасность для него самого представляет Панехси. На 17-м году правления фараон посылает к нему из Пер-Рамсеса придворного виночерпия Иенеса с письмом, в котором просит изготовить “паланкин великой богини” и погрузить его на присланный с вельможей корабль; для художников, занятых этой работой, царь также высылает необходимые материалы — драгоценные камеи и цветы. Поистине страшно звучит это послание не затронутого войной “властителя” на фоне рек крови, льющихся в Фиваиде.

Спустя два года положение Панехси изменилось: он все-таки был признан врагом. Отныне в документах “эры Возрождения” его имя всегда детерминируется иероглифом врага ; он был оттеснен на юг. Некоторое время спустя против него даже были посланы войска.

ancient.gerodot.ru

Ұқсас материалдар