Қандастар Ассамблея

Эпоха Рамсеса III

12.09.2013 2352
Время правления Рамсеса III стало последним значительным периодом подъема египетской государственности в эпоху Нового царства. Это тридцатилетие, ознаменовалось новыми военными событиями, колоссальным храмовым строительством. Эпоха бурных междинастических событий и переворотов миновала, Египет, сумевший сохранить свое фундаментальное богатство, вновь вступил в полосу расцвета царской власти в последний раз на протяжении своей трехтысячелетней истории. Согласно приказу нового фараона с самого начала его царствования стал возводиться гигантский поминальный комплекс Мединет Абу на западном берегу Нила в Фивах, сооружению которого не помешали ни войны, ни социально-экономические конфликты. Комплекс Мединет Абу стал последним великим храмом эпохи Нового царства. Также при Рамсесе III были построены два прекрасных сооружения в Карнаке: первое перед вторым пилоном храма Амона, другое — недалеко от священного озера храма богини Мут, владычицы Ишеру. И все это, не считая начала работ по реконструкции Карнакского храма Хонсу и многих других мест строительства по всему Египту. В тексте Большого папируса Харрис  Рамсес III перечисляет богатые дары и привилегии, пожертвованные им храмам страны. В какой-то мере папирус Харрис, документ длиной 40 м, состоящий из 79 склеенных листов, можно считать завещанием не только Рамсеса, но и всех поколений царей —его предшественников.   2. Воцарение Рамсеса III. Письменные источники Рамсес III взошел на престол в 26-й день первого месяца сезона шему: “И тогда сказал царь Египта Усермаатра Мериамон, — да будет он жив, невредим, здрав (...) Назначил он (Сетнахт) меня наследником вместо Геба. И стал я устами начальственными великих Египетских земель в управлении всей страной до пределов ее. И упокоился он в небосклоне своем, подобно Девятке богов. Сделали они для него то, что делают для Осириса, перевезя в ладье, упокоив в его доме вечности на западе Фив. И тогда отец мой Амон, владыка богов, Ра-Атум и Птах Прекрасноликий возвели меня на престол как Владыку Обеих земель, вместо породившего меня. Принял я сан отца в ликовании. Страна была в умиротворении, наслаждаясь покоем. Радовались, видя меня в качестве правителя — да будет он жив, невредим, здрав, — Обеих земель, словно Хора, когда он был призван править Обеими землями вместо Осириса. Был я увенчан короной атеф с уреем и надел я венец с двумя перьями великими, подобно Татенену. Восседал я на престоле Хорахте, увенчанный диадемами, подобно Атуму.” По всей вероятности, ему было уже за тридцать, а в его семье насчитывалось несколько детей. Безусловно, своим относительно спокойным и плодотворным царствованием Рамсес III был полностью обязан Сетнахту, сумевшему воплотить мечты о новой династии на зыбкой почве анархии, прекратившей существование дома Рамсеса Великого. В отличие от своих предшественников, он не оставил ни единого документа, датированного первым годом правления, в который многие цари начинали активную деятельность. Датированные источники от этого правления встречаются не особенно часто; исключением в этом смысле являются лишь колоссальный архив Дейр эль-Мединэ и памятники крупных чиновников. На 5-м и 15-м годах правления фараона были организованы особые поездки царя с целью проинспектировать состояние многочисленных храмовых комплексов страны. Между этими событиями заключены три большие военные надписи, повествующие о важных внешнеполитических событиях, последствия которых сказались на всей жизни долины Нила. Конец войн приходится на 11-й год правления Рамсеса III; в благодарность богам за мир, Рамсес высек на пилоне Мединет Абу текст Благословения Птаха, известный еще со времени Рамсеса II. Документы, относящиеся ко второй половине царствования, довольно однообразны: религиозные тексты и декреты в пользу Амона, датированные 16-м и 20-м годами правления сохранились в Карнаке. В тексте стелы из Мемфиса от 24-го года царствования сохранилось упоминание об установлении культа Рамсеса III, существовавшего практически со времени его воцарения.4 Редкие царские памятники, сохранившие датировку, с лихвой компенсируются бесчисленными документами из Дейр эль-Мединэ, что, возможно, говорит о росте волнений в этом сообществе, приведшем к некому подобию мятежа на 29-м году правления царя. Виктор Солкин ancient.gerodot.ru

Время правления Рамсеса III стало последним значительным периодом подъема египетской государственности в эпоху Нового царства. Это тридцатилетие, ознаменовалось новыми военными событиями, колоссальным храмовым строительством. Эпоха бурных междинастических событий и переворотов миновала, Египет, сумевший сохранить свое фундаментальное богатство, вновь вступил в полосу расцвета царской власти в последний раз на протяжении своей трехтысячелетней истории. Согласно приказу нового фараона с самого начала его царствования стал возводиться гигантский поминальный комплекс Мединет Абу на западном берегу Нила в Фивах, сооружению которого не помешали ни войны, ни социально-экономические конфликты. Комплекс Мединет Абу стал последним великим храмом эпохи Нового царства. Также при Рамсесе III были построены два прекрасных сооружения в Карнаке: первое перед вторым пилоном храма Амона, другое — недалеко от священного озера храма богини Мут, владычицы Ишеру. И все это, не считая начала работ по реконструкции Карнакского храма Хонсу и многих других мест строительства по всему Египту. В тексте Большого папируса Харрис  Рамсес III перечисляет богатые дары и привилегии, пожертвованные им храмам страны. В какой-то мере папирус Харрис, документ длиной 40 м, состоящий из 79 склеенных листов, можно считать завещанием не только Рамсеса, но и всех поколений царей —его предшественников.

 

2. Воцарение Рамсеса III. Письменные источники

Рамсес III взошел на престол в 26-й день первого месяца сезона шему:

“И тогда сказал царь Египта Усермаатра Мериамон, — да будет он жив, невредим, здрав (...) Назначил он (Сетнахт) меня наследником вместо Геба. И стал я устами начальственными великих Египетских земель в управлении всей страной до пределов ее. И упокоился он в небосклоне своем, подобно Девятке богов. Сделали они для него то, что делают для Осириса, перевезя в ладье, упокоив в его доме вечности на западе Фив. И тогда отец мой Амон, владыка богов, Ра-Атум и Птах Прекрасноликий возвели меня на престол как Владыку Обеих земель, вместо породившего меня. Принял я сан отца в ликовании. Страна была в умиротворении, наслаждаясь покоем. Радовались, видя меня в качестве правителя — да будет он жив, невредим, здрав, — Обеих земель, словно Хора, когда он был призван править Обеими землями вместо Осириса. Был я увенчан короной атеф с уреем и надел я венец с двумя перьями великими, подобно Татенену. Восседал я на престоле Хорахте, увенчанный диадемами, подобно Атуму.”

По всей вероятности, ему было уже за тридцать, а в его семье насчитывалось несколько детей. Безусловно, своим относительно спокойным и плодотворным царствованием Рамсес III был полностью обязан Сетнахту, сумевшему воплотить мечты о новой династии на зыбкой почве анархии, прекратившей существование дома Рамсеса Великого. В отличие от своих предшественников, он не оставил ни единого документа, датированного первым годом правления, в который многие цари начинали активную деятельность. Датированные источники от этого правления встречаются не особенно часто; исключением в этом смысле являются лишь колоссальный архив Дейр эль-Мединэ и памятники крупных чиновников. На 5-м и 15-м годах правления фараона были организованы особые поездки царя с целью проинспектировать состояние многочисленных храмовых комплексов страны. Между этими событиями заключены три большие военные надписи, повествующие о важных внешнеполитических событиях, последствия которых сказались на всей жизни долины Нила. Конец войн приходится на 11-й год правления Рамсеса III; в благодарность богам за мир, Рамсес высек на пилоне Мединет Абу текст Благословения Птаха, известный еще со времени Рамсеса II.

Документы, относящиеся ко второй половине царствования, довольно однообразны: религиозные тексты и декреты в пользу Амона, датированные 16-м и 20-м годами правления сохранились в Карнаке. В тексте стелы из Мемфиса от 24-го года царствования сохранилось упоминание об установлении культа Рамсеса III, существовавшего практически со времени его воцарения.4 Редкие царские памятники, сохранившие датировку, с лихвой компенсируются бесчисленными документами из Дейр эль-Мединэ, что, возможно, говорит о росте волнений в этом сообществе, приведшем к некому подобию мятежа на 29-м году правления царя.

Виктор Солкин

ancient.gerodot.ru