Қандастар Ассамблея

В 1920-1921 гг. нарком просвещения Туркестанской Автономной Советской Социалистической Республики

11.08.2013 3525
В 1920 году редактор газеты «Иштрати Июн» (Иштрокюн) (Ташкент), органа краевого мусульманского бюро. В 1920-1921 гг. нарком просвещения Туркестанской Автономной Советской Социалистической Республики. С 19 июля 1920 года по 22 октября 1920 года председатель Туркестанской АССР. В сентябре — ноябре 1921 года ответственный секретарь ЦК КП(б) Туркестанской АССР, член Среднеазиатского бюро РКП(б). В 1920—1922 гг. член Туркестанской комиссии ВЦИК и СНК РСФСР, а также Туркестанского бюро ЦК РКП(б). С 19 июля по 12 сентября 1920 года председатель Исполнительного бюро Временного ЦК КП(б) Туркестана; позже, до сентября 1922 года, ответственный секретарь ЦК КП(б) Туркестанской АССР. В 1920—1921 годах народный комиссар просвещения Туркестанской АССР. С 26 ноября 1920 года по 19 мая 1922 года член РВС Туркестанского фронта. С мая 1921 по июнь 1922 года председатель ЦИК Туркестанской АССР. В 1922 году член исполнительной комиссии Средазбюро ЦК РКП(б). Став, по сути дела, одним из руководителей Туркестана, Н. Тюрякулов часто выезжал в различные области этой обширной республики, стараясь на местах вникнуть в суть проблем, возникающих перед новой властью; он выступал на различных съездах, встречался с рабочими, красноармейцами и дехканами на собраниях и митингах. Причем он с самого начала усвоил для себя, что одним из важнейших качеств народного руководителя является умение как прислушиваться к голосу масс, так и быть внимательным к каждому человеку. Его спокойный тон и неизменная политкорректность создавали такую обстановку, при которой посетители не стеснялись в буквальном смысле излить ему свою душу. С 1922 по 1928 год председатель правления Центрального издательства народов Востока (Центриздат), возглавлял восточное издательство. Член Президиума Всесоюзной научной ассоциации востоковедения. На посту председателя правления Центрального издательства народов СССР он много сделал для развития просвещения и книжного дела. Он редактировал книги на русском и тюркских языках, отдельные издания выпускались с его предисловиями. Занимался проблемой латинизации тюркских письменностей, автор проекта латинизации тюркского алфавита; представил проект нового тюркского алфавита (1923—1928). На І Всесоюзном съезде учителей, состоявшемся в 1925 году, он выступил с докладом на тему: "Национальный вопрос и школа", где поднял проблемы национальных культурно-просветительных учреждений, строительства зданий для национальных школ в регионах, развития женского образования в тех национальных республиках и областях, где женщины не могли обучаться в общих школах, создания специальных профтехнических и сельскохозяйственных школ и т.д. Эти вопросы с одобрения делегатов были внесены в резолюцию съезда. Стоит отметить, что Назир Тюрякулов, в отличие от большинства руководителей, которые после установления Советской власти косо поглядывали на религию, задумывался о влиянии ислама на историю человечества. В годы службы на посту председателя ТуркЦИК он старался достичь разумного компромисса в отношениях новой власти и религии. Одно только его решение подписать постановление о переносе выходного дня с воскресенья на пятницу – мера, свидетельствующая о его гражданской смелости. Так же в начале двадцатых годов Н. Тюрякулов издал указ, объявивший три дня Курбан айта – почитаемого мусульманского праздника – выходными.

В 1920 году редактор газеты «Иштрати Июн» (Иштрокюн) (Ташкент), органа краевого мусульманского бюро.

В 1920-1921 гг. нарком просвещения Туркестанской Автономной Советской Социалистической Республики.

С 19 июля 1920 года по 22 октября 1920 года председатель Туркестанской АССР.

В сентябре — ноябре 1921 года ответственный секретарь ЦК КП(б) Туркестанской АССР, член Среднеазиатского бюро РКП(б).

В 1920—1922 гг. член Туркестанской комиссии ВЦИК и СНК РСФСР, а также Туркестанского бюро ЦК РКП(б).

С 19 июля по 12 сентября 1920 года председатель Исполнительного бюро Временного ЦК КП(б) Туркестана; позже, до сентября 1922 года, ответственный секретарь ЦК КП(б) Туркестанской АССР.

В 1920—1921 годах народный комиссар просвещения Туркестанской АССР.

С 26 ноября 1920 года по 19 мая 1922 года член РВС Туркестанского фронта.

С мая 1921 по июнь 1922 года председатель ЦИК Туркестанской АССР.

В 1922 году член исполнительной комиссии Средазбюро ЦК РКП(б).

Став, по сути дела, одним из руководителей Туркестана, Н. Тюрякулов часто выезжал в различные области этой обширной республики, стараясь на местах вникнуть в суть проблем, возникающих перед новой властью; он выступал на различных съездах, встречался с рабочими, красноармейцами и дехканами на собраниях и митингах. Причем он с самого начала усвоил для себя, что одним из важнейших качеств народного руководителя является умение как прислушиваться к голосу масс, так и быть внимательным к каждому человеку. Его спокойный тон и неизменная политкорректность создавали такую обстановку, при которой посетители не стеснялись в буквальном смысле излить ему свою душу.

С 1922 по 1928 год председатель правления Центрального издательства народов Востока (Центриздат), возглавлял восточное издательство. Член Президиума Всесоюзной научной ассоциации востоковедения. На посту председателя правления Центрального издательства народов СССР он много сделал для развития просвещения и книжного дела. Он редактировал книги на русском и тюркских языках, отдельные издания выпускались с его предисловиями.

Занимался проблемой латинизации тюркских письменностей, автор проекта латинизации тюркского алфавита; представил проект нового тюркского алфавита (1923—1928).

На І Всесоюзном съезде учителей, состоявшемся в 1925 году, он выступил с докладом на тему: "Национальный вопрос и школа", где поднял проблемы национальных культурно-просветительных учреждений, строительства зданий для национальных школ в регионах, развития женского образования в тех национальных республиках и областях, где женщины не могли обучаться в общих школах, создания специальных профтехнических и сельскохозяйственных школ и т.д. Эти вопросы с одобрения делегатов были внесены в резолюцию съезда. Стоит отметить, что Назир Тюрякулов, в отличие от большинства руководителей, которые после установления Советской власти косо поглядывали на религию, задумывался о влиянии ислама на историю человечества. В годы службы на посту председателя ТуркЦИК он старался достичь разумного компромисса в отношениях новой власти и религии. Одно только его решение подписать постановление о переносе выходного дня с воскресенья на пятницу – мера, свидетельствующая о его гражданской смелости. Так же в начале двадцатых годов Н. Тюрякулов издал указ, объявивший три дня Курбан айта – почитаемого мусульманского праздника – выходными.

Ұқсас материалдар