Қандастар Ассамблея

Айша Галимбаева

23.07.2013 9612
Первая профессиональная казахская художница, Народный художник Казахской ССР Родилась в 1917 г. в г. Иссыке Алма-атинской области. В 1943 г. с отличием окончила AXУ им. Н. В. Гоголя, где ее учителями были замечательные педагоги и художники - Л.П. Леонтьев, А.И, Бортников, A.M. Черкасский; в 1949 г. -художественно-декоративный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (г. Москва). Получила специальность «художник-постановщик фильмов». В этом же году вернулась в Алма-Ату, где жила до конца своей жизни. Участница выставок - с 1949 г. Член СХ Казахстана - с 1951 г. Народный художник Казахской ССР. Лауреат Государственной премии Казахской ССР им. Ч. Валиханова. Кавалер орденов «Знак почета» и Трудового Красного Знамени. Айша Галимбаева - первая профессиональная казахская художница. Ее работы получили высокую оценку еще в те времена, когда она училась в художественном училище. Затем была успешная дипломная работа во ВГИКе: эскизы декораций, костюмов и раскадровки к киносценарию М. Ауэзова «Песни Абая» (фильму так и не суждено было появиться на экранах). В силу ряда причин работа в кино для Галимбаевой стала эпизодической и наибольшее значение для нее приобрела «чистая» живопись, к которой художница всегда испытывала особое влечение. Уже в ранних работах проявился ее характерный дар - умение увидеть поэзию и красоту в окружающих человека вещах, в самом быте, в особенностях обыденной жизни. Много времени она посвятила серьезному изучению традиционного казахского искусства, особенностей декоративно-прикладного творчества, национальной одежды казахов. В 1958 г. вышел ее альбом «Казахский народный костюм», включающий 60 рисунков костюмов для разных случаев. Национальное своеобразие свойственно и ее живописным работам. «Красочные интерьеры казахских юрт, заполненных нарядными кошмами, чиями, вышивками, яркие краски одежды, резьба по кости и дереву, ювелирные изделия - все эти предметы, в которых передавалась неповторимость художественного мышления народа, навсегда вошли в искусство Галимбаевой, органичной и естественной частью обогащая ее жанровые картины, композиционные портреты, натюрморты, придавая им неповторимую достоверность и национальный колорит» (Рыбакова И. Айша Галимбаева, 1970). Одна из излюбленных тем в живописи - судьба казахской женщины, а также современная действительность, бережно хранящая самое ценное, что создано талантом народа. Долгие годы А. Галимбаева передавала свои знания и мастерство молодым художникам: сначала - в Алма-Атинском художественном училище, затем - на художественно-графическом факультете Казахского государственного педагогического института им. Абая. И всегда принимала самое горячее участие в художественной жизни республики. Источник :biografia.kz

Первая профессиональная казахская художница, Народный художник Казахской ССР

Родилась в 1917 г. в г. Иссыке Алма-атинской области. В 1943 г. с отличием окончила AXУ им. Н. В. Гоголя, где ее учителями были замечательные педагоги и художники - Л.П. Леонтьев, А.И, Бортников, A.M. Черкасский; в 1949 г. -художественно-декоративный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (г. Москва). Получила специальность «художник-постановщик фильмов». В этом же году вернулась в Алма-Ату, где жила до конца своей жизни. Участница выставок - с 1949 г. Член СХ Казахстана - с 1951 г.

Народный художник Казахской ССР. Лауреат Государственной премии Казахской ССР им. Ч. Валиханова. Кавалер орденов «Знак почета» и Трудового Красного Знамени.

Айша Галимбаева - первая профессиональная казахская художница. Ее работы получили высокую оценку еще в те времена, когда она училась в художественном училище. Затем была успешная дипломная работа во ВГИКе: эскизы декораций, костюмов и раскадровки к киносценарию М. Ауэзова «Песни Абая» (фильму так и не суждено было появиться на экранах).

В силу ряда причин работа в кино для Галимбаевой стала эпизодической и наибольшее значение для нее приобрела «чистая» живопись, к которой художница всегда испытывала особое влечение. Уже в ранних работах проявился ее характерный дар - умение увидеть поэзию и красоту в окружающих человека вещах, в самом быте, в особенностях обыденной жизни. Много времени она посвятила серьезному изучению традиционного казахского искусства, особенностей декоративно-прикладного творчества, национальной одежды казахов. В 1958 г. вышел ее альбом «Казахский народный костюм», включающий 60 рисунков костюмов для разных случаев.

Национальное своеобразие свойственно и ее живописным работам. «Красочные интерьеры казахских юрт, заполненных нарядными кошмами, чиями, вышивками, яркие краски одежды, резьба по кости и дереву, ювелирные изделия - все эти предметы, в которых передавалась неповторимость художественного мышления народа, навсегда вошли в искусство Галимбаевой, органичной и естественной частью обогащая ее жанровые картины, композиционные портреты, натюрморты, придавая им неповторимую достоверность и национальный колорит» (Рыбакова И. Айша Галимбаева, 1970). Одна из излюбленных тем в живописи - судьба казахской женщины, а также современная действительность, бережно хранящая самое ценное, что создано талантом народа.

Долгие годы А. Галимбаева передавала свои знания и мастерство молодым художникам: сначала - в Алма-Атинском художественном училище, затем - на художественно-графическом факультете Казахского государственного педагогического института им. Абая. И всегда принимала самое горячее участие в художественной жизни республики.


Источник :biografia.kz