Қандастар Ассамблея

«Музыкальное искусство народов Казахстана»

01.03.2014 23276
Актуальность исследования заключается в разностороннем изучении и системном анализе многонационального музыкального искусства как уникального феномена культуры Казахстана.

 

          Впервые в казахстанском музыкознании представлена уникальная возможность для полноценного изучения музыкального творчества народов, населяющих Казахстан, которое до сих пор не предпринималось в отечественной гуманитарной науке. Отдельные отчеты о деятельности культурных центров, редкие статьи в СМИ и на интернет-сайтах, краткий анализ творчества отдельных мастеров в изданиях, посвященных изучению истории музыкального искусства многочисленных национальных диаспор, дают лишь отрывочные представления об искусстве представленных народностей. Актуальность и недостаточная разработанность этих проблем послужили основанием к проведению исследования, которое имеет название  «Музыкальное искусство народов Казахстана» и выполняется отделом музыковедения Институт литературы и искусства им.М.О.Ауэзова МОН РК. Реализация столь сложной и значимой тематики для отечественного музыкального искусства, освещение деятельности крупных культурных центров разных этносов и т.п. позволит определить вклад названных этносов в историю развития Казахстана и пути сохранения традиционного фольклорного наследия и вообще самобытной культуры каждого из них. В этой связи реализуемый проект имеет свою актуальность, новизну и социально-политическую значимость на государственном уровне.

В проектируемой программе важнейшим структурирующим и организующим стержнем предстает созданная по инициативе Президента РК Нурсултана Назарбаева Ассамблея народа Казахстана и планомерная государственная политика, руководимая первым Президентом, в которой декларируется идея единства, дружбы, взаимного согласия и уважения каждого народа, населяющего нашу республику.

Являясь духовным и организующим центром, Ассамблея играет ключевую роль и имеет несомненно решающее значение для функционирования искусства национальных диаспор. Представленная организация стала важным элементом политической системы Казахстана, скрепившим интересы всех этносов, обеспечившим неукоснительное соблюдение прав и свобод всех граждан, независимо от их национальной принадлежности. Исследование направляющей деятельности этой организации внесет значительный вклад в понимание роли национальных культурных центров в развитии музыкального искусства и композиторских школ, включающих представителей различных национальностей.

В этой связи будут выделены такие важнейшие проблемы, как выявление специфики национального мировоззрения и мировосприятия каждого из разных народов на пути их постижения общечеловеческих, гуманистических идей и постулатов. В формировании многообразного этнического культурного пространства Казахстана свою лепту вносят национальные музыкальные театры, вокально-инструментальные коллективы, эстрадные ансамбли и яркие представители каждого отдельно взятого народа. Исследование их целенаправленной деятельности по возрождению национальной духовности в музыкальном искусстве Казахстана даст новый уровень понимания данной научной проблематики. Актуальность исследования заключается в разностороннем изучении и системном анализе многонационального музыкального искусства как уникального феномена культуры Казахстана.

В ходе научного исследования предусмотрен процесс изучения творчества композиторов многообразных национальных диаспор в контексте становления и развития музыкального искусства Казахстана: сбор, опись и поиск исторических документов, подтверждающих основные причины и мотивы переселения разных народов на территорию Казахстана; исследование специфических (исконно национальных) особенностей и жанровых проявлений в музыке русских, уйгурских, корейских, киргизских, каракалпакских, дунганских, ногайских, азербайджанских авторов и других народов Казахстана; обозначение духовных ценностей диаспор, проживающих в республике, которые в комплексе образуют многокрасочную палитру культурного пронстранства. А также выявлен индивидуальный вклад каждой диаспоры в общую, единую систему художественных тенденций и направлений.

Новаторский подход обусловлен также комплексным, многосторонним подходом к изучению искусства многочисленных этносов Казахстана, рассмотрением феномена национальных особенностей и жанровых проявлений в контексте заявленной идеи первым Президентом Республики Казахстан Н.Назарбаевым о толерантности, и единстве с различных методологических подходов, включающих этнографию, этномузыкологию, культурологию, музыкальную фольклористику.

В данном проекте классические подходы музыковедческого анализа органично сочетаются с инновационными тенденциями в изучении языков культуры, художественных практик, идентификационных процессов. Особенно важным представляется инновационное применение социологических методов для глубокого анализа социокультурной ситуации, с выявлением внешних обстоятельств, влияющих на эволюцию творческого процесса.

Руководитель научно-исследовательского проекта кандидат искусствоведения, доцент  Мусагулова Г.Ж. по разделу  «Музыка казахстанских дунган» в 2012 году провела большую работу на материале исторических документов, подтверждающих основные причины и мотивы переселения дунган на территорию Казахстана. Ею исследованы жанровое многообразие дунганского фольклора, образцы повествовательно-эстетических, информационно-мнемонических, вербально-песенных и малых форм. Исследована роль и значение исполнителей, т.е. рассказчиков повествований, эпических поэм, именуемых среди народа «фыфоди». Получены сведения о музыкальных инструментов (сяньсяньцзы, яньцинь, хуциньцзы, т.е. скрипка, бубен, зурна и др.) Изучены вербально-песенные жанры среди которых историко-эпические, лиро-эпические, лирические, трудовые. Это «цюйцзы», «гәр», «хуар», большие («да чүзы») и малые («ще чүзы») дунганские народные песни. В результате проведенных встреч, бесед и интервью с первым профессиональным композитором дунганской диаспоры, народным артистом Бакиром Баяхуновым, выявлены произведения для анализа, опирающиеся на дунганский музыкальный фольклор. Среди них пятая симфония «Аура Востока» с солирующим альтом. В поездке в регион компактного проживания дунган Казахстана – Кордайский район Жамбылской области село Сортобе и Масанчи, были произведены записи носителей древней фольклорной традиции, певца-сказителя Сушанло Мухамэ и старейшей жительницы села Масанчи Сыхуар Санхуровны Сулеевой, а также этно-фольклорной группы «Тэпин» («Чунтян» - первоначальное название).

Подробно проанализированы произведения из репертуара «Тэпин», среди которых народные и профессиональные песни «Йиүнчи» («Счастье»), «Двонжяхан» («Труженник»), «Вэму чонни гощини» («Мы поем и веселимся»), «Бый иүр» («Рыбка»), «Зэ Россия» («Россия») на слова Я.Шиваза, музыка Е.Исмаилова, «Куэ щон ятур» («Быстрее расти девочка») на слова Х.Ливазхаджаева, музыка Е.Исмаилова, «Ныниза гунен» («Девушка из Нинся»), «Гунен теву» («Танцующая девушка»), «Хуапин» («Цветочная поляна») на слова Х.Илахунова, музыка Е.Исмаилова, «Чунтян» («Весна») на слова И.Шисыра, музыка Е.Исмаилова, «Ту йижду хуа» («Первое слово») музыка Е.Исмаилова, «Вәди бонгор шин» («Моя возлюбленная») на слова И.Шисыра, музыка Е.Исмаилова, «Хозэди чютян» («До свидания осень») на слова А.Соваза, музыка Е.Исмаилова и другие.

Вместе с тем сделаны записи ритуалов свадебной церемонии. На материале изученного материала по научному проекту опубликовано свыше 10 статей в СМИ, даны интервью на телевидении.

 Крупный раздел проекта под названием «Традиционное и современное музыкальное творчество русских Казахстана» выполненный доктором искусствоведения, профессором, Член-корреспондентом НАН РК С.А.Кузембай посвящен истории переселения русских на казахские земли. В результате исследования на основе документальных фактов выявлена многоэтапность политики переселения.

Цепь исторических реалий для русских, поселившихся в Казахстане, отразилась не совсем благоприятно, что проявляется на потере некоторых исконно национальных традиций, обычаев и нравов. В этом плане существенное влияние оказала та же советская политика, направленная на обезличивание национальной самобытности каждого отдельно взятого народа (не только русского). Восстановление исторической справедливости активно началось с обретением Казахстаном независимости. Будучи самой многочисленной диаспорой Казахстана, русские, как и другие этносы нашей республики, стали создавать во всех регионах этнокультурные центры, объединения, общины. Это – национально-культурный центр «Славяне», «Русская община г.Алматы» (рук. - Ю.Бунаков), «Ладушки», «Лада», «Русская песня» и др. Первоочередной задачей их представляется проведение народных празднеств (например, «Масленица»), народных плясок, хороводов, колядок, возрождение обрядового фольклора и т.п. Ученым выявлено более 40 этно - культурных центров, общественных организаций, ассоциаций, союзов, молодежных движений и других объединений русских общин, действующих на территории современого Казахстана, определены их основные цели и направления.

В процессе поисков и сбора материалов по проекту отмечается в целом потеря духовного генофонда русских в Казахстане, причиной которой могут быть многие исторические, политические и социальные факторы, эпохальные перемены, потрясения, идеологические установки каждого нового строя. При многих центрах русских общин создаются творческие коллективы носители этой культуры: самодеятельные ансамбли, группы, коллективы и отдельные инициаторы. Так в г. Алматы успешно функционирует ансамбль ветеранов «Лада» (рук. Шугаль Л.М.), в репертуаре которого наличествуют образцы русского песенного фольклора: песни разножанровые, лирические шуточные «Посею я лебеду на берегу», «Напилась я, пьяная», «То не белая береза к земле клонится» и др.

В результате поисков резюмирована идея о функционировании русских национальных традиций в северных и восточных регионах Казахстана, в которых активно пропагандируется русская культура и духовность нации.

В результате командировка в восточный регион Казахстана, в ходе которой собраны интересные фактические текстовые и нотные записи музыкального фольклора, была раскрыта суть научной проблемы.

    По теме  «Культура, традиция и музыка киргизов в Казахстане» написан содержательный очерк кандидатом искусствоведения А.Ж.Казтугановой. музыковедом были найдены киргизские народные вокально-инструментальные произведения, материалы киргизского эпоса «Манас» из средств массовой информации, из сборников и сайтов интернета. Рассмотрены бытование эпоса «Манас» на современном этапе, отобраны отдельные фрагменты для сравнительного анализа.  

Кыргызcкие инструментальные и вокальные произведения, сохранившиеся на казахской земле, классифицированы в данной главе по музыкально-тематической и жанровой специфике. Среди них особое внимание уделяется акынским жанрам − дидактические, панегерические, порицательные песни. Выявляется сохранение исполнительской особенности песен «арбоо», «кобур», «кайлоо», а также «арноо» и «мактоо».

Особое внимание уделяется возрождению жанров айтыс и тартыс между кыргызскими и казахскими акынами и кюйши, а так же определена степень внедрения кыргызских песен и произведений в репертуар певцов, кюйши и этнографических ансамблей.

В итоге проведения научно-исследовательской работы выявлены процессы взаимодействия и вазимовлияния музыкальной культуры двух братских народов, определены музыкально-интонационные, тематические, стилистические и жанровые особенности вокальных и инструментальных произведений, собраны, записаны и расшифрованы отрывки из эпического наследия «Манас» кыргызкой диаспоры, проживающей на территории Казахстана.

Музыкальная культура ногайцев рассмотрена кандидатом искусствоведения Б.Ж.Турмагамбетовой.

В разделе научно-исследовательского проекта «Музыкальная культура ногайцев Казахстана: прошлое и настоящее» собо выделяется этническая близость казахов и ногайцев в отношении языковой культуры, традиций и быта по сравнению с другими тюркоязычными культурами. В этой связи за основу была взято научное исследование Б.Досжанова о культуре и языке ногайцев («Қазақ антропоним жасамының теориялық және практикалық негіздері»). Так же рассматривались общие черты поэтических текстов собранных песен («Аккерман», «Йан сарай», «Ак Шалув» и др.).

В процессе изучения песен, танцев и инструментальных произведений ногайцев выявлено не материальное, а духовное родство казахов с ногайцами. В собранных материалах обнаружено сходство в отношении поэтического текста, содержания и сути произведений. К примеру рассмотрены такие образцы, как «Шарамазан», «Әйди-әйди», «Бозлау». Выявлена их содержательно-тематическая основа, а так же, анализ музыкально-интонационных отличий, лада и метро-ритмических рисунков.

Проанализированы вышедшие в свет научные исследования о ногайской культуре, их нотные образцы и ценные сведения этнографов. Налажена связь с ногайским культурным центром в городе Астана («Ногайский культурный центр») и продолжается сбор материалов касательно творчества директора объединения композитора-певца А.С.Султанбекова. В процессе исследования были написаны произведения, исполняемые на так называемой ногайской домбре и на инструменте, именуемом среди них как кобыз (гармоника). Основное внимание было обращено на специфические особенности в культуре данного народа. К примеру, дана ценная информация о традиционных национальных блюдах и церемонии чаепития, так называемом «ногайском чае» предназначенном для важных гостей. Приведен пример песни «Мой ногайский чай»,  который распростанен среди представителей данного народа во всем мире, здесь также описаны ингредиенты этого напитка, в который входят – молоко, соль, сливки и перец.

Приведены новые, ранее не использованные сведения об инструментарии ногайцев. Это идентичные казахской культуре народные инструменты - домбыра и кобыз.    В разделе дана информация о древнем инструменте этноса кылкобызе, но в обновленной версии, который имеет некоторое расхождение с казахским кылкобызом. В данном разделе музыкальное искусство казахстанских ногайцев анализируется в сравнении и сопоставлении  с музыкальными образцами ногайцев Турции и России, собранными в экспедиции 2011 года, которые хранятся в личном архиве ученого.

 Тема научного проекта «Сохранение и функционирование музыкального искусства турок Казахстана» заявленная кандидатом искусствоведения  З.М.Касимовой  непосредственно касалась изучения источников, касающейся истории турецкой музыки. В итоге  выявлено, что в исконном виде музыка турок связана с арабо-иранской, и в ее мелодике выделяются две стилистические группы – кырык хава (короткая мелодия) и узун хава (длинная мелодия). Распространенными жанрами профессиональной культуры устной традиции являются макам и фасиль – циклические формы в импровизационной манере. Эти произведения составляют важную часть духовной сокровищницы турецкого народа. Их носителями были ашуги, творчество которых составляет важный пласт в традиционном искусстве, и которым предшествовали озаны – народные сказители.  На сегодняшний день музыка турок представляет собой калейдоскоп различных жанровых и стилевых разновидностей – фольклорная, традиционная устно-профессиональная, академическая письменно-профессиональная и эстрадная. Представленная в локальном разнообразии турецкая музыка («қара денизли» со своеобразным фольклором; ближе к Стамбулу – обозначено больше европейского влияния, в регионах, расположенных ближе к Ирану и Ираку – распространен арабский стиль в музыке) является частью музыкальной жизни и Казахстана в лице культуры турок ахыска.

Так, изучая музыку турок Казахстана, выявлено, что народ, имеющий свою многовековую историю, является на сегодняшний день частью многонационального, поликонфессионального государства Казахстан, в котором проживает свыше 130 народностей. Это позволило нашей стране предстать на мировой арене как республике с многоликой культурной жизнью. Пройдя в первой половине ХХ в. тяжелый и трагический путь с лишениями и трудностями, турки сегодня являются процветающей дисапорой, численность которой составляет около 200 тыс.человек. Вместе с тем, это народ, сохранивший и достойно несущий родной язык, обычаи, традиции, культуру, искусство. Следует отметить, что этому в немалой степени способствует деятельность Турецкого этнокультурного центра (ТЭКЦ) «Ахыска», который впервые был образован в феврале 1991 года как Общество турок «Туркия», затем преобразованный в Культурный центр «Ахыска» (в настоящее время им руководит Касанов Зиядин Исмиханович, избранный председателем в 1999 году), а также Всемирной ассоциации турок-ахыска Datüb, представленной в 9-ти странах мира.

Раздел «Музыкальный фольклор уйгуров Казахстана», выполненный магистром искусствоведения Х.И.Домуллаевой посвящен музыкальному фольклору уйгуров Казахстана, а также проведению теоретического анализа вокальных произведений из репертуара ведущих артистов Республиканского Уйгурского театра им. К. Кужамьярова. Среди них - Н.Варисов, Т.Айсарова, Н.Курманбакиева, Н.Маметова, Р.Тохтахунов. Были проведены интервью с М.Изимовым, (зам. Директор Уйгурского театра им. К.Кужамьярова), А.Бурхановым (фольклорист, Академик МАИ, а также гл. Дирижер Уйгурского театра им.К.Кужамьярова), Р.Надыровым (музыкант народно-фольклорного ансамбля «Нава» Уйгурского театра им. К.Кужамьярова, участник эстрадной группы «Дервиши») и Н.Турсуновым (музыкальный руков. народно-фольклорного ансамбля «Нава» Уйгурского театра им. К.Кужамьярова

Резюмирую вышеизложенное следует указать на то, что выполнение темы грантового научно-исследовательского проекта «Музыкальное искусство народов Казахстана» в 2012 году было посвящено освещению вопросов развития отечественного музыкального искусства в целом и определению вклада каждого из народов в общую духовную сокровищницу Казахстана.

 

 

Актуальность и значимость исследуемой темы научно-исследовательского проекта на тему «Музыкальное искусство народов Казахстана», выполняемого по программе фундаментального исследования «Фольклор, литература и искусство народов Казахстана» определяется освещением вопросов историко-социальной основы этнокультурного многообразия музыкального искусства Казахстана. В области отечественной музыковедческой науки исследование проблем сохранения, пропаганды и функционирования полижанрового и многопланового фольклорного музыкального наследия народов многонационального Казахстана и обогащение традиционной культуры во взаимодействии с Ассамблеей народа Казахстана на сегодняшний день предстает наиболее значимой. Сотрудники отдела музыковедения на пути дальнейшего освоения выбранной столь интересной и многогранной тематики. Выбранные ими в качестве объектов для исследования в 2013 году     многочисленные народы, проживающие в Казахстане, особенности их менталитета, быта, музыкального искусства будут исследованы в скором времени и представлены в виде интересных очерков, интервью, статей, выступлений в СМИ.

 

 

Мусагулова  Г.Ж.

Руководитель проекта

 «Музыкальное искусство

народов Казахстана»

Кандидат искусствоведения,

доцент, заведующая отделом

музыковедения

Института литературы и

искусства им.М.О.Ауэзова

Член союза композиторов Казахстана

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ұқсас материалдар