Қандастар Ассамблея

Особенности бытования музыки турок в Казахстане

01.03.2014 4130
Особенности бытования музыки турок в Казахстане

Особенности бытования музыки турок в Казахстане

 

Турецкая музыкальная культура имеет многовековую историю, представленную богатым фольклорным и устно-профессиональным творчеством. Традиционная музыка включает вокальные, инструментальные, песенно-танцевальные жанры. Наиболее распространенной является вокальная, что вызвано наибольшей развитостью поэзии. Немаловажную часть турецкой культуры составляла культовая музыка, среди которых были связанные с суфийской поэзией, сопровождавшие религиозные ритуалы дервишей, создавались гимны илахи, мевлеви.

 

В исконном виде музыка турок связана с арабо-иранской, и в ее мелодике выделяются две стилистические группы – кырык хава (короткая мелодия) и узун хава (длинная мелодия). В стиле кырык хава, для которого присущи небольшой диапазон в равномерном ритме, создавались танцевальные образцы и мани (частушки). Для узун хава, ритмически свободной и более широкой по диапазону, характерны бозлак (любовные песни) и агыты (траурные причитания).

 

Распространенными жанрами профессиональной культуры устной традиции являются макам и фасиль – циклические формы в импровизационной манере. Эти произведения составляют важную часть духовной сокровищницы турецкого народа. Их носителями были ашуги, творчество которых  составляет важный пласт в традиционном искусстве, и которым предшествовали озаны – народные сказители. Выступления ашугов представляют собой синтезированный вид искусства, включающее поэзию и музыку (пение, игра на музыкальных инструментах). Как правило, они исполняли произведения собственного сочинения в сопровождении струнно-щипкового инструмента – саз. Вместе с тем, ашуги являются героями многих сказаний и легенд, так как ярко представляли интересы народа, пользовались огромным уважением, имели высокую эрудицию и интеллект. Их незаурядное мастерство и высокохудожественные творения передавались из поколения в поколение устным путём, сохраняя самобытные черты турецкого народного творчества.

 

Уже в XVI веке Турция начала приобщаться к европейской культуре, в том числе, к музыкальной. Значительной фигурой является Д.К.Кантемир – композитор и теоретик, создавший буквенную нотацию. В XIX веке, когда в для создания профессионального военного оркестра (до этого в Турции существовал оркестр янычарского войска) в Турцию пригласили итальянского композитора Дж.Доницетти, началось развитие нового направления в турецкой культуре – письменной музыки европейской ориентации. Воспитанные им ряд музыкантов по праву считаются основоположниками композиторской школы указанного направления. Так, сформировавшаяся в XIX веке музыка европейской ориентации получила свое дальнейшее развитие в плане композиторства, исполнительства, образования. Так, освоены почти все жанры: опера, балет, симфония, концерт, камерные, хоровые и т.д., созданы исполнительские коллективы – оркестры, ансамбли, построены консерватории, школы и училища.

 

На сегодняшний день музыка турок представляет собой калейдоскоп различных жанровых и стилевых разновидностей – фольклорная, традиционная устно-профессиональная, академическая письменно-профессиональная и эстрадная. Представленная в локальном разнообразии турецкая музыка («қара денизли» со своеобразным фольклором; ближе к Стамбулу – обозначено больше европейского влияния, в регионах, расположенных ближе к Ирану и Ираку – распространен арабский стиль в музыке) является частью музыкальной жизни и Казахстана в лице культуры турок ахыска.

 

Таким образом, народ, имеющий свою многовековую историю, является на сегодняшний день частью многонационального, поликонфессионального государства Казахстан, в котором проживает свыше 130 народностей. Это позволило нашей стране предстать на мировой арене как республике с многоликой культурной жизнью. Пройдя в первой половине ХХ в. тяжелый и трагический путь с лишениями и тяжбами, турки сегодня являются процветающей дисапорой, численность которой составляет около 200 тыс.человек. Вместе с тем, это народ, сохранивший и достойно несущий родной язык, обычаи, традиции, культуру, искусство. Следует отметить, что этому в немалой степени способствует деятельность Турецкого этнокультурного центра (ТЭКЦ) «Ахыска», который впервые был образован в феврале 1991 года как Общество турок «Туркия», затем преобразованный в Культурный центр «Ахыска». В настоящее время им руководит Касанов Зиядин Исмиханович, избранный председателем в 1999 году.

 

Так, говоря о музыке, следует отметить, что за 70 лет под гнетом советской власти турецкому народу удалось сохранить самобытность своей культуры, которая является лицом нации, представляющей ее. При такой жесткой политике, когда люди едва выживали, думать об искусстве и духовности было крайне тяжело. Когда в 1956 году с турков были сняты ограничения по специальному поселению, народ сумел более или менее воспрять духом, появилась возможность вспомнить родной фольклор, народное творчество, которые передавались из уст в уста. Тогда же были организованы музыкально-танцевальные ансамбли, которых приглашали для выступлений на свадьбах и других народных сборищах, так же как ашугов – исполнителей народно-профессионального творчества. Это были представления с танцами, с самобытным фольклорным музыкально-поэтическим искусством, бытовые сценки, музыкально-поэтические состязания дейишме, аналогичные казахскому айтыс, проводились различные ритуалы и т.д. И, несмотря на то, что турки часто испытывали притеснение, не допускались к выступлениям в СМИ, запрещалось давать концерты, даже районного масштаба, на сегодняшний день им удалось сохранить свои язык, традиции и культуру. Не имея возможности развиваться, лишь с получением Казахстаном независимости, для турков, как и других этносов, проживающих в нашей стране, осуществимым стало возродиться, созревать, процветать и укрепляться.

 

В настоящее время у турков наиболее сохраненной в пределах Казахстана является область традиционной музыки, наряду с которой теперь появились произведения и в современном стиле. Как отмечает 1-ый заместитель по культуре ТЭКЦ Муштаков И.А., «в этом направлении мы очень много работаем совместно с Турцией, некоторые жанры перенимаем оттуда, вместе с тем в нашей культуре бытует очень много жанров, идентичных с другими тюркскими народами, существуют схожие инструменты, песни, например, азербайджанские, туркменские, довольны близки к турецким. Это объяснить легко, так как мы все единых тюркских корней и принадлежим к одной языковой группе, и во многом сходны. Так, если у казахов распространен инструмент домбра, то у нас – саз, также, допустим, казахскому кобызу тождественен турецкий тар, и много других аналогичных инструментов. Это наблюдается и в песенных жанрах, и в танцах»[1].

 

Следует отметить, что, несмотря на отсутствие национальной композиторской школы, жанров письменной музыки европейской ориентации, рок культуры, столь развитой в Турции, турки Казахстана на должном уровне сумели сберечь традиционное искусство. Так, в народе широко распространены фольклорно-обрядовые песни, инструментальные произведения, широко распевные песни лирического содержания и музыкально-поэтические состязания ашугов. Что касается творчества последних, то Муштаков И.А. отмечает: «Действительно ашуги – это носители музыкально-поэтического искусства устной традиции. Это, как правило, мастера высокого уровня, с незаурядными исполнительскими возможностями, носители большого природного таланта. Так, в Казахстане нередко проводятся различные концерты народной музыки, где они исполняют как произведения традиционной культуры, так и собственного сочинения. Причем носителями этого искусства являются представители нескольких поколений. Недавно на одном концерте выступали ребята, которым по 18-19 лет, в то же время живут и творят ашуги более преклонного возраста – до 85 лет. Вместе с тем, турки устраивают аналогичные казахскому айтысу импровизационные музыкально-поэтические состязания, на Кавказе их называют дейишме. Как раз на подобных мероприятиях ашуги демонстрируют свою виртуозность довольно ярко»[2].

 

Получив музыкальные знания изустным путем, особо одаренная молодежь часто выступает перед своей публикой, играя на национальных инструментах, распевая песни как народные, так и современных композиторов, как Турции, так и Казахстана. Вместе с тем, многочисленные ансамбли, базирующиеся в разных областях республики[3], являются постоянными исполнителями казахских народных и современных произведений, а также танцевальных композиций. По мнению И.Муштакова ныне молодежь очень любит казахский танец «Қара жорға», который, как утверждает зам.по культуре ТЭКЦ, «покорил всех тюркских народов – и танцевальными движениями, и музыкой, и пением. Я сам часто езжу по культурным мероприятиям, и вижу как люди это все воспринимают, как танцуют. Это очень красивая композиция, где чувствуются древние истоки. И думаю, что для всех тюркских народов – для турков, азербайджанцев, туркмен, узбеков, кыргызов – «Қара жорға» – это одна из наиболее модных, актуальных и любимых тенденций на сегодняшний день»[4].

 

Таким образом, достойно несущий язык и культуру предков, сочетая ее с искусством местного населения и соседствующих этносов, турецкий народ и далее продолжает вести активные работы в целях дальнейшего прогрессирования и модификации. Хотелось бы особо отметить, что получив допуск к образованию в области музыки, начиная со школьного, заканчивая высшим, можно было бы обогатить национальную музыкальную культуру в плане жанрового и стилевого разнообразия. Однако на сегодняшний день это народ, в среде которого динамично бытует традиционное искусство во всех своих проявлениях, являющееся основой всего профессионального и современного творчества, и, несомненно, сможет привести к дальнейшему процветанию.

 

З.Касимова

к.иск., научный сотрудник

Института литературы и

искусства им.М.О.Ауэзова

 

 

Использованная литература:

 

1.      Турции музыка // Музыкальный энциклопедический словарь./ Гл.ред.Г.В.Келдыш.– М.: «Советская энциклопедия», 1990. – 672 с. – С. 557-558.

2.      Виноградов В. На фестивале в Стамбуле // Советская музыка, 1975, №6.

3.      Ашуги // Газета «Ахыска». 17.03.2010.

 

 

 


[1] Из личной беседы с И.А.Муштаковым.

[2] Там же.

[3] В этой связи следует отметить, что только в ЮКО функционирует свыше 10 вокально-инструментальных ансамблей.

[4] Из личной беседы с И.А.Муштаковым.

 

Ұқсас материалдар