Қандастар Ассамблея

Байзаков Иса

08.04.2013 4270
Выдающийся казахский поэт-импровизатор Иса Байзаков родился 3 октября в селе Ульгули Иртышского района. С детства Ису в семье окружала атмосфера творчества, которая была создана благодаря подлинному интересу и любви к искусству его отца Байзака и матери Газизы. Талантливыми певцами, домбристами были его родственники Злиха и Рахмет. Мать Исы умерла рано, когда ему было 9 лет, затем мальчик воспитывался у бабушки Жанбалы, замечательной певицы и рассказчицы. Рахмет научил его играть на домбре, привил любовь к народной песне. Его старшая сестра Злиха рассказывала, что в среде сверстников он был признанным лидером, выделялся ловкостью, проворством, остротой ума. Иса был горазд на всевозможные выдумки. Его страстью стала верховая езда, ему не было равных в джигитовке, он создавал и придумывал новые приемы. Иногда на полном скаку становился на круп лошади и - стоя - вихрем проносился мимо изумленных аульных аксакалов. Сверстники Исы восхищались им, подражали и стремились во всем походить на него. Основами образования и грамоты мальчик овладел в мусульманской школе, которую открыл и преподавал в ней Кусаин Курлевутов. В этой же школе, в младшем классе, училась будущая жена и верный друг Исы - Шарбану, дочь скотовода Акылбека. Она впоследствии стала одной из самых ярких первых казахских актрис. Иса очень рано овладел мастерством игры на домбре. Играл виртуозно, домбра как птица порхала в его руках. Мелодичный звук ее проникал в сердце, вызывая то грусть, то радость. Сам Иса не помнит, когда он начал слагать стихи. Песни словно жили в нем всегда. Он бесстрашно заглядывал в глубь своей души, где черпал яркие, неповторимые образы героев, потрясающие выразительностью и неожиданностью. В 14 лет он стал известен в ближних и дальних аулах, слава о нем шла по всему Прииртышью, его песни пели акыны, их любила молодежь. Иса стал признанным акыном, в совершенстве овладел словом и музыкальным инструментом. Юность акына совпала с первой империалистической войной, в которую была втянута и царская Россия. Война требовала не только солдат для боевых действий, но и рабочих рук на тыловых работах. Иса, его отец и брат Муса были призваны на тыловые работы, с которых они вернулись домой только после крушения самодержавия. Для Исы начинается новый этап в его духовном развитии. Овладев арабской и русской письменностью, он упорно занимается самообразованием, принимает активное участие в общественной жизни волости, входя в различные комиссии культпросвета. В 1920 году им была написана и осенью 1921 года поставлена в здании мечети аула Кызылжар пьеса «Волостной», имевшая большой успех. Иса в те годы принимает участие почти во всех крупных мероприятиях, проводимых в Иртышском районе - собирает деньги и скот для голодающих Поволжья, участвует в ликвидации неграмотности, в проведении выборов в аулсоветы, в других мероприятиях. В 1921 году Иса учится в Семипалатинске на рабочем факультете. По возвращении в родной аул поднимает молодежь на строительство школы. Сейчас в селе Ульгули построена новая школа, которая носит имя Исы Байзакова. В двадцатых годах Иса Байзаков проживает в Семипалатинске, других городах и в столице Казахстана. Он является одним из первых организаторов казахского национального театра. Выступает как актер, певец, импровизатор, музыкант. Он исполнял роли главных героев в ранних пьесах М.Ауэзова «Еңлiк-Кебек» и «Бәйбіше-тоқал», поставленных на сцене первого Казахского национального театра и множество др. Иса Байзаков - автор ряда эпических произведений, сложенных на основе казахского фольклора: «Красавица Куралай» (1925), «Сказка пастуха» (1926), «В предгорьях Алтая» (1939), «Қырмызы Жанай» (1940), «Кавказ» (1941), «Ақ бөпе» (1945). В них воспеты идеалы гуманизма, добра и справедливости. Поэтическими образами его произведений стали Иртыш, озера Борлыколь, Косколь, Кызылгак, громадный степной массив Бескепе и другие знакомые иртышанам места и географические точки на территории района. Обладая огромной эрудицией в области народного песенного и инструментального творчества, Иса Байзаков был не только участником создания первых музыкальных спектаклей, но и исполнителем, пропагандистом народного творчества. От Исы Байзакова известный этнограф А.В. Затаевич, записал интересные народные песни, как "Көкем" и "Бике", "Маныш ханша", "Жар-Жар", "Танысу". Исследователь казахского творчества Б.Г. Ерзакович записал от Исы песни: "Гәкку", "Алтай", "Кен сарай", "Бір бидай", "Қалқа", "Кербез сұлу", в которые Иса вложил и собственный поэтический такт. Искры блестящего мелодического таланта Исы Байзакова золотыми блестками рассыпаны во многих произведениях казахской советской музыки. Его песни, поэтические и музыкальные импровизации и поныне бытуют в народе как безымянное творчество, многие его мелодии творчески использованы казахскими композиторами в операх, симфониях, поэмах, в трио, квартетах, песнях. В годы войны Байзаков выступал как певец-агитатор, исполняя свои песни, проникнутые патриотическим пафосом. В этот же период он также плодотворно работал как композитор. Широкую популярность приобрели его речитативные песни «Желдiрме». Творчество И.Байзакова исследовано в трудах казахских литературоведов Е.Исмаилова, М.Хасенова, Р.Бердибаева. Став при жизни человеком - легендой, чего редко кто удостаивался, Иса прожил свою жизнь ярко и бурно, не мысля ее вне искусства, литературы, музыки, непосредственной связи с народом. Умер Иса Байзаков в 1946 году, в самом расцвете своего могучего самобытного и неповторимого таланта. В Павлодаре и поселке Иртышск его именем были названы улицы, на родине в селе Ульгули действует музей, установлен бюст. Его имя носит Павлодарская областная филармония. Источник: акимат Павлодарской области

Выдающийся казахский поэт-импровизатор Иса Байзаков родился 3 октября в селе Ульгули Иртышского района. С детства Ису в семье окружала атмосфера творчества, которая была создана благодаря подлинному интересу и любви к искусству его отца Байзака и матери Газизы. Талантливыми певцами, домбристами были его родственники Злиха и Рахмет. Мать Исы умерла рано, когда ему было 9 лет, затем мальчик воспитывался у бабушки Жанбалы, замечательной певицы и рассказчицы. Рахмет научил его играть на домбре, привил любовь к народной песне.

Его старшая сестра Злиха рассказывала, что в среде сверстников он был признанным лидером, выделялся ловкостью, проворством, остротой ума. Иса был горазд на всевозможные выдумки. Его страстью стала верховая езда, ему не было равных в джигитовке, он создавал и придумывал новые приемы. Иногда на полном скаку становился на круп лошади и - стоя - вихрем проносился мимо изумленных аульных аксакалов. Сверстники Исы восхищались им, подражали и стремились во всем походить на него.

Основами образования и грамоты мальчик овладел в мусульманской школе, которую открыл и преподавал в ней Кусаин Курлевутов. В этой же школе, в младшем классе, училась будущая жена и верный друг Исы - Шарбану, дочь скотовода Акылбека. Она впоследствии стала одной из самых ярких первых казахских актрис.

Иса очень рано овладел мастерством игры на домбре. Играл виртуозно, домбра как птица порхала в его руках. Мелодичный звук ее проникал в сердце, вызывая то грусть, то радость. Сам Иса не помнит, когда он начал слагать стихи. Песни словно жили в нем всегда. Он бесстрашно заглядывал в глубь своей души, где черпал яркие, неповторимые образы героев, потрясающие выразительностью и неожиданностью.

В 14 лет он стал известен в ближних и дальних аулах, слава о нем шла по всему Прииртышью, его песни пели акыны, их любила молодежь. Иса стал признанным акыном, в совершенстве овладел словом и музыкальным инструментом.

Юность акына совпала с первой империалистической войной, в которую была втянута и царская Россия. Война требовала не только солдат для боевых действий, но и рабочих рук на тыловых работах. Иса, его отец и брат Муса были призваны на тыловые работы, с которых они вернулись домой только после крушения самодержавия.

Для Исы начинается новый этап в его духовном развитии. Овладев арабской и русской письменностью, он упорно занимается самообразованием, принимает активное участие в общественной жизни волости, входя в различные комиссии культпросвета.

В 1920 году им была написана и осенью 1921 года поставлена в здании мечети аула Кызылжар пьеса «Волостной», имевшая большой успех.

Иса в те годы принимает участие почти во всех крупных мероприятиях, проводимых в Иртышском районе - собирает деньги и скот для голодающих Поволжья, участвует в ликвидации неграмотности, в проведении выборов в аулсоветы, в других мероприятиях.

В 1921 году Иса учится в Семипалатинске на рабочем факультете. По возвращении в родной аул поднимает молодежь на строительство школы. Сейчас в селе Ульгули построена новая школа, которая носит имя Исы Байзакова.

В двадцатых годах Иса Байзаков проживает в Семипалатинске, других городах и в столице Казахстана. Он является одним из первых организаторов казахского национального театра. Выступает как актер, певец, импровизатор, музыкант. Он исполнял роли главных героев в ранних пьесах М.Ауэзова «Еңлiк-Кебек» и «Бәйбіше-тоқал», поставленных на сцене первого Казахского национального театра и множество др.

Иса Байзаков - автор ряда эпических произведений, сложенных на основе казахского фольклора: «Красавица Куралай» (1925), «Сказка пастуха» (1926), «В предгорьях Алтая» (1939), «Қырмызы Жанай» (1940), «Кавказ» (1941), «Ақ бөпе» (1945). В них воспеты идеалы гуманизма, добра и справедливости.

Поэтическими образами его произведений стали Иртыш, озера Борлыколь, Косколь, Кызылгак, громадный степной массив Бескепе и другие знакомые иртышанам места и географические точки на территории района.

Обладая огромной эрудицией в области народного песенного и инструментального творчества, Иса Байзаков был не только участником создания первых музыкальных спектаклей, но и исполнителем, пропагандистом народного творчества.

От Исы Байзакова известный этнограф А.В. Затаевич, записал интересные народные песни, как "Көкем" и "Бике", "Маныш ханша", "Жар-Жар", "Танысу".

Исследователь казахского творчества Б.Г. Ерзакович записал от Исы песни: "Гәкку", "Алтай", "Кен сарай", "Бір бидай", "Қалқа", "Кербез сұлу", в которые Иса вложил и собственный поэтический такт.

Искры блестящего мелодического таланта Исы Байзакова золотыми блестками рассыпаны во многих произведениях казахской советской музыки. Его песни, поэтические и музыкальные импровизации и поныне бытуют в народе как безымянное творчество, многие его мелодии творчески использованы казахскими композиторами в операх, симфониях, поэмах, в трио, квартетах, песнях.

В годы войны Байзаков выступал как певец-агитатор, исполняя свои песни, проникнутые патриотическим пафосом. В этот же период он также плодотворно работал как композитор. Широкую популярность приобрели его речитативные песни «Желдiрме».

Творчество И.Байзакова исследовано в трудах казахских литературоведов Е.Исмаилова, М.Хасенова, Р.Бердибаева.

Став при жизни человеком - легендой, чего редко кто удостаивался, Иса прожил свою жизнь ярко и бурно, не мысля ее вне искусства, литературы, музыки, непосредственной связи с народом.

Умер Иса Байзаков в 1946 году, в самом расцвете своего могучего самобытного и неповторимого таланта.

В Павлодаре и поселке Иртышск его именем были названы улицы, на родине в селе Ульгули действует музей, установлен бюст. Его имя носит Павлодарская областная филармония.

Источник: акимат Павлодарской области

Ұқсас материалдар