Қандастар Ассамблея

Донентаев Сабит

08.04.2013 4181
Родился в 1894 году в Аксуской волости Павлодарского уезда Семипалатинской области в семье бедного скотовода Донентая Жаналина из казахского племени Аргын. Отец поэта Донентай, владевший мусульманской грамотой, сам обучал сына азбуке. А когда Сабит научился читать по складам, отец отдал его аульному мулле Мухаммед-Садыку. Затем Сабит учится в Маралдинском татарском медресе некоего Джалелетдина и в медресе Касымкажи Ертыспаева в ауле Кулатая. В свободное от занятий время он изучает русский язык, пробует свои силы в поэтическом творчестве. В медресе Сабит много читает. Он следит за газетами и журналами на татарском и казахском языках, знакомится с произведениями Абая Кунанбаева и Габдуллы Токая, с баснями Крылова, переводами восточной классики и образцами казахского фольклора. В эти же годы (1911-1912) начинает писать сам. С. Донентаев отличался среди своих родственников, друзей не только сочинительским мастерством, но и спокойным характером, сдержанностью, умом. В 1913—1916-х гг. С. Донентаев работал учителем в аульной школе Павлодарского уезда, рабочим на строительстве железной дороги Экибастуза, почтальоном и одновременно сотрудничает в журнале «Айқап», где работал тогда Султанмахмут Торайгыров. Ряд произведений С. Донентаева был опубликован в газете «Қазақ». А в 1915 г. в Уфе вышел первый сборник его стихотворений «Уақ-түйек» («Мелочи»). Поэт быстро приобретает известность среди казахских читателей. В 1916 году, согласно царскому указу о реквизиции инородцев на тыловые работы, был призван на прифронтовую полосу в Прибалтику, на окопные работы под Ригой. После Февральской революции 1917 года был демобилизован. Поступил в Семипалатинскую учительскую семинарию, где учились такие видные сыны казахского народа, как Жусупбек Аймауытов, Мухтар Ауэзов, Шакен Айманов. Февральскую революцию поэт поддерживал полностью, присоединяется к национальному движению под руководством партии «Алаш». В то время, Семипалатинск общественный деятель. После Октябрьской революции, Сабит Донентаев поддерживает революционное движение, в своих стихах призывает к строительству новой жизни, надеется на коренное изменение уклада жизни народа. Учительствует в аульных школах, занимаясь просвещением. Участвует в организации партийной ячейки (ВКП(б))в Баянауле. Работает народным судьей Баянаула, где его вскоре сменяет Каныш Сатпаев. Сабит Донентаев – один из первых талантливых журналистов Павлодарского Прииртышья. В 1923 году по приглашению редакции газеты «Қазақ тілі» (нынешняя «Семей таны») и Семипалатинского губернского исполнительского комитета он прибывает в г. Семипалатинск. Здесь возобновляется его активная журналистская деятельность. В течение 10 лет работает в редакции семипалатинской газеты «Қазақ тілі», пишет статьи и фельетоны, отвечает на письма, готовит разнообразные материалы по вопросам сельского хозяйства, культуры, положения женщин. В эти годы писателем было создано множество стихотворений и рассказов, печатал их в газете под псевдонимом «Жетім», «Жанас», «СП». В эти годы редакция газеты и казахский педагогический техникум были местом общения казахской интеллигенции. При техникуме силами студентов была организована труппа «Ес-аймақ», которая ставила на сцене пьесы С. Сейфуллина, М. Ауэзова, А. Маргулана. С. Донентаев был близок к молодым, его слово было руководством к действию молодых: и в постановке пьес и в организации литературных вечеров. Был духовным наставником начинающих в то время поэтов, наших земляков Самата Нуржанова, Дихана Абилева и других. Донентаеву не суждено было увидеть сданный своими руками в редакцию сборник стихов, вышедший в 1935 году. Поэт умер 23 мая 1933 года в г. Семипалатинске после тяжелой болезни. Среди стихов поэта наиболее известны «Высокая гора», «Кому принадлежит наше время», «Мысли», в которых поэт говорит о нелегкой доле простого народа, размышляет о несправедливости жизни и власть имущих. В стихотворении «Абаю» Донентаев обращается к основоположеннику казахской современной литературы, сравнивая его с «дорогим алмазом». Ряд стихотворений поэта призывает молодежь «поднимать родной народ и вести вперед». После революции многие стихи Донентаева посвящены борьбе за права женщин, отмене калыма, равенству богатых и бедных. К таким относятся стихотворения «Свободная Айша», «Азат вырос», «Улболсын и Даметкен». Есть и стихи, прославляющие Февральскую и Октябрьскую революции, причем значимость Февральской революции поэт считал выше. Это видно из стихотворения «К 10-летию Февраля». Самым крупным прозаическим произведением Донентаева является повесть «Коркемтай», повествующая о нелегкой судьбе сироты. Многогранная деятельность видного литератора была прервана в расцвете его сил и творчества. Путь, который он прошел в жизни и литературе, является вдохновляющим примером верного служения Отчизне, а разностороннее творчество Сабита как поэта, прозаика, сатирика и журналиста представляют собой богатое наследие, живой источник познания и вдохновения. Имя Сабита Донентаева носит средняя школа в селе Курколь, на территории которой ему установлен бюст. Также бюст установлен в школьном Зале славы. Имя Донентаева присвоено одному из сёл сельского округа имени М. Омарова Имя Донентаева носит улица в городе Аксу. Решением акима сельского округа имя Сабита Донентаева присвоено одной из улиц села имени М. Омарова. Источник: Акимат Павлодарской области

Родился в 1894 году в Аксуской волости Павлодарского уезда Семипалатинской области в семье бедного скотовода Донентая Жаналина из казахского племени Аргын. Отец поэта Донентай, владевший мусульманской грамотой, сам обучал сына азбуке. А когда Сабит научился читать по складам, отец отдал его аульному мулле Мухаммед-Садыку. Затем Сабит учится в Маралдинском татарском медресе некоего Джалелетдина и в медресе Касымкажи Ертыспаева в ауле Кулатая. В свободное от занятий время он изучает русский язык, пробует свои силы в поэтическом творчестве. В медресе Сабит много читает. Он следит за газетами и журналами на татарском и казахском языках, знакомится с произведениями Абая Кунанбаева и Габдуллы Токая, с баснями Крылова, переводами восточной классики и образцами казахского фольклора. В эти же годы (1911-1912) начинает писать сам.

С. Донентаев отличался среди своих родственников, друзей не только сочинительским мастерством, но и спокойным характером, сдержанностью, умом.

В 1913—1916-х гг. С. Донентаев работал учителем в аульной школе Павлодарского уезда, рабочим на строительстве железной дороги Экибастуза, почтальоном и одновременно сотрудничает в журнале «Айқап», где работал тогда Султанмахмут Торайгыров. Ряд произведений С. Донентаева был опубликован в газете «Қазақ». А в 1915 г. в Уфе вышел первый сборник его стихотворений «Уақ-түйек» («Мелочи»). Поэт быстро приобретает известность среди казахских читателей.

В 1916 году, согласно царскому указу о реквизиции инородцев на тыловые работы, был призван на прифронтовую полосу в Прибалтику, на окопные работы под Ригой. После Февральской революции 1917 года был демобилизован.

Поступил в Семипалатинскую учительскую семинарию, где учились такие видные сыны казахского народа, как Жусупбек Аймауытов, Мухтар Ауэзов, Шакен Айманов. Февральскую революцию поэт поддерживал полностью, присоединяется к национальному движению под руководством партии «Алаш». В то время, Семипалатинск общественный деятель. После Октябрьской революции, Сабит Донентаев поддерживает революционное движение, в своих стихах призывает к строительству новой жизни, надеется на коренное изменение уклада жизни народа. Учительствует в аульных школах, занимаясь просвещением. Участвует в организации партийной ячейки (ВКП(б))в Баянауле. Работает народным судьей Баянаула, где его вскоре сменяет Каныш Сатпаев.

Сабит Донентаев – один из первых талантливых журналистов Павлодарского Прииртышья. В 1923 году по приглашению редакции газеты «Қазақ тілі» (нынешняя «Семей таны») и Семипалатинского губернского исполнительского комитета он прибывает в г. Семипалатинск. Здесь возобновляется его активная журналистская деятельность. В течение 10 лет работает в редакции семипалатинской газеты «Қазақ тілі», пишет статьи и фельетоны, отвечает на письма, готовит разнообразные материалы по вопросам сельского хозяйства, культуры, положения женщин. В эти годы писателем было создано множество стихотворений и рассказов, печатал их в газете под псевдонимом «Жетім», «Жанас», «СП». В эти годы редакция газеты и казахский педагогический техникум были местом общения казахской интеллигенции. При техникуме силами студентов была организована труппа «Ес-аймақ», которая ставила на сцене пьесы С. Сейфуллина, М. Ауэзова, А. Маргулана.

С. Донентаев был близок к молодым, его слово было руководством к действию молодых: и в постановке пьес и в организации литературных вечеров. Был духовным наставником начинающих в то время поэтов, наших земляков Самата Нуржанова, Дихана Абилева и других.

Донентаеву не суждено было увидеть сданный своими руками в редакцию сборник стихов, вышедший в 1935 году. Поэт умер 23 мая 1933 года в г. Семипалатинске после тяжелой болезни.

Среди стихов поэта наиболее известны «Высокая гора», «Кому принадлежит наше время», «Мысли», в которых поэт говорит о нелегкой доле простого народа, размышляет о несправедливости жизни и власть имущих. В стихотворении «Абаю» Донентаев обращается к основоположеннику казахской современной литературы, сравнивая его с «дорогим алмазом». Ряд стихотворений поэта призывает молодежь «поднимать родной народ и вести вперед». После революции многие стихи Донентаева посвящены борьбе за права женщин, отмене калыма, равенству богатых и бедных. К таким относятся стихотворения «Свободная Айша», «Азат вырос», «Улболсын и Даметкен». Есть и стихи, прославляющие Февральскую и Октябрьскую революции, причем значимость Февральской революции поэт считал выше. Это видно из стихотворения «К 10-летию Февраля». Самым крупным прозаическим произведением Донентаева является повесть «Коркемтай», повествующая о нелегкой судьбе сироты.

Многогранная деятельность видного литератора была прервана в расцвете его сил и творчества. Путь, который он прошел в жизни и литературе, является вдохновляющим примером верного служения Отчизне, а разностороннее творчество Сабита как поэта, прозаика, сатирика и журналиста представляют собой богатое наследие, живой источник познания и вдохновения.

Имя Сабита Донентаева носит средняя школа в селе Курколь, на территории которой ему установлен бюст. Также бюст установлен в школьном Зале славы.

Имя Донентаева присвоено одному из сёл сельского округа имени М. Омарова

Имя Донентаева носит улица в городе Аксу.

Решением акима сельского округа имя Сабита Донентаева присвоено одной из улиц села имени М. Омарова.

Источник: Акимат Павлодарской области