Қандастар Ассамблея

Айганым Саргалдаккызы. Шал акын

04.04.2013 5954
Айганым Саргалдаккызы (1783 – 1853) – супруга хана Уали. После смерти Уали (1821), в течение 30 лет фактически правительница Кокшетауского округа (часть территории современной Северо-Казахстанской области). Передовой человек своего времени, владела несколькими восточными языками. Пользовалась большим авторитетом у населения и покровительством российского двора. Вела переписку с Азиатским департаментом МИД Российской империи. Среди друзей ханши Айганым был М.М. Сперанский. Отстаивала право земельной собственности рода и приближенных. Оказала большое влияние на общественно-политическую жизнь края. Сыграла значительную роль в судьбе сына Шынгыса, направив его на учебу в Омск. Воспитала и оказала влияние на формирование мировоззрения своего внука, в будущем ученого, Шокана Уалиханова. Способствовала развитию деревянного домостроения в родовой усадьбе Сырымбет и землепашества в казахских землях. Шал акын, подлинное имя Тлеуке Кулекеулы (1748 – 1819) – народный акын, современник хана Абылая. При рождении ему было дано имя Тлеуке. С детства был сметливым, восприимчивым, любил слушать рассказы мудрых старцев и легко запоминал услышанное. За это сверстники и насмешливые снохи прозвали его Шалом, то есть "бывалым", "стариком". С 15 лет он не только обнаруживает склонность к поэтическому творчеству, но и проявляет большой интерес к фольклору и произведениям современных ему акынов. По словам Ш.Уалиханова, Шал акын собрал материалы о происхождении казахского народа, о его родах, генеалогии ханов и на этой основе создал замечательный эпос. Когда ему приходилось переживать лишения, он не искал защиты у баев. Презирал лесть и угодничество, с достоинством переносил все невзгоды. Неполное наследие Шал акына, дошедшее до наших дней, составляет около полутора тысяч строк. Стихи его разнообразны по тематике: добро и зло, щедрость и алчность, мудрость и невежество, бедность и богатство. Его лирические произведения покоряют философской глубиной и искренностью. Будучи высоко-образованным человеком своего времени, Шал акын утверждал, что многое зависит и от самого человека, от осознания своего места в жизни, понимания долга и умения делать добро. Об этом многие его дидактические произведения ("Поняв, как дороги отец и мать", "О джигите", "Если джигит всезнайством кичится", "Человек плохой, возвысившись, глупеет", "Облик женщины" и др.). Одним из лучших свойств человека он считал стремление к единству и дружбе. В целом ряде стихов Шал акына нашла отражение традиционная для всеи тюркоязычной поэзии эволюционная тема об этапах жизни человека от юности до старости и др. Поражает искренностью его интимная лирика, огромное впечатление производит беспощадность самоиронии. Большинство произведений Шал акына – экспромты. Его искусство импровизации считается образцом этого жанра. Он был мастером поэтических состязаний, принимал участие во многих айтысах ("Айтыс Шал акына и девушки", "Айтыс Шал акына и байбише", "Айтыс Шал акына и джигита" и др.). Исследователи отмечают художественное совершенство его выступлений, образность, меткость, находчивость и аллегоричность его языка, выразительность стиля. Многие изречения Шал акына стали крылатыми.

Айганым Саргалдаккызы (1783 – 1853) – супруга хана Уали. После смерти Уали (1821), в течение 30 лет фактически правительница Кокшетауского округа (часть территории современной Северо-Казахстанской области). Передовой человек своего времени, владела несколькими восточными языками. Пользовалась большим авторитетом у населения и покровительством российского двора. Вела переписку с Азиатским департаментом МИД Российской империи. Среди друзей ханши Айганым был М.М. Сперанский. Отстаивала право земельной собственности рода и приближенных. Оказала большое влияние на общественно-политическую жизнь края. Сыграла значительную роль в судьбе сына Шынгыса, направив его на учебу в Омск. Воспитала и оказала влияние на формирование мировоззрения своего внука, в будущем ученого, Шокана Уалиханова. Способствовала развитию деревянного домостроения в родовой усадьбе Сырымбет и землепашества в казахских землях.

Шал акын, подлинное имя Тлеуке Кулекеулы (1748 – 1819) – народный акын, современник хана Абылая. При рождении ему было дано имя Тлеуке. С детства был сметливым, восприимчивым, любил слушать рассказы мудрых старцев и легко запоминал услышанное. За это сверстники и насмешливые снохи прозвали его Шалом, то есть "бывалым", "стариком". С 15 лет он не только обнаруживает склонность к поэтическому творчеству, но и проявляет большой интерес к фольклору и произведениям современных ему акынов. По словам Ш.Уалиханова, Шал акын собрал материалы о происхождении казахского народа, о его родах, генеалогии ханов и на этой основе создал замечательный эпос. Когда ему приходилось переживать лишения, он не искал защиты у баев. Презирал лесть и угодничество, с достоинством переносил все невзгоды. Неполное наследие Шал акына, дошедшее до наших дней, составляет около полутора тысяч строк. Стихи его разнообразны по тематике: добро и зло, щедрость и алчность, мудрость и невежество, бедность и богатство. Его лирические произведения покоряют философской глубиной и искренностью. Будучи высоко-образованным человеком своего времени, Шал акын утверждал, что многое зависит и от самого человека, от осознания своего места в жизни, понимания долга и умения делать добро. Об этом многие его дидактические произведения ("Поняв, как дороги отец и мать", "О джигите", "Если джигит всезнайством кичится", "Человек плохой, возвысившись, глупеет", "Облик женщины" и др.). Одним из лучших свойств человека он считал стремление к единству и дружбе. В целом ряде стихов Шал акына нашла отражение традиционная для всеи тюркоязычной поэзии эволюционная тема об этапах жизни человека от юности до старости и др. Поражает искренностью его интимная лирика, огромное впечатление производит беспощадность самоиронии. Большинство произведений Шал акына – экспромты. Его искусство импровизации считается образцом этого жанра. Он был мастером поэтических состязаний, принимал участие во многих айтысах ("Айтыс Шал акына и девушки", "Айтыс Шал акына и байбише", "Айтыс Шал акына и джигита" и др.). Исследователи отмечают художественное совершенство его выступлений, образность, меткость, находчивость и аллегоричность его языка, выразительность стиля. Многие изречения Шал акына стали крылатыми.

Ұқсас материалдар