Қандастар Ассамблея

Литературные критики-исслдователи

02.03.2013 3568
В 20-х годах XX века в плеяде литераторов важ­ное место занимает критик-исследователь Макыш Калтаев (1869-1916). Исследуя традиции своего народа в городе Казани, он издал такие шруды, как «Насихат казакия» (1907), «Книга Калтайулы, повествующая о жизни казахов» (1909), "Казахское зеркало" (1910), «Машхур Калтаев» <1910), «Проторенная дорога» (1910), «Известный случай» (1913). Макыш проявил себя и как та­лантливый переводчик. Он перевел на казахский язык произведение 3. Карими «Зеркало» (1913), груды Г. Рашиди. Писатель точно отразил пульс времени, предвидел будущее казахского народа в составе Российской империи, призывал к движе­нию за независимость, выделил положительное и гтгицательное в древних обычаях и традициях, размышляя о судьбе народа, выносил на обсужде­ние многие понятия о религиозных представле­ниях, смотрел на мир глазами гражданина своей страны. Горячо любивший родную землю и народ Макыш Калтаев является одним из основополож­ников критико-художественной публицистики казахской литературы. В то время в журналах «Шора», «Акмолла», «Айкап» публиковались стихи и рассказы Акрама Галимова (1892-1913), работавшего в 1911-13 го­дах ответственным секретарем журнала «Айкап». Он автор таких произведений, как «Плоды моло­дости» (1912), «Проблема масла» (1913). Поэтические традиции региона Акмола-Караоткель продолжали развиваться и в тяжелые годы испытаний (война, голод и т. д.). В казахской литературе хорошо известны имена акмолинских поэтов-импровизаторов, такие как С. Байкошка-ров (1876-1956), К. Такежанов (1886-1972), М. Жадайулы (гг. рожд. и смерти неизв.), С. Аз-денбаев (1890-1967), В. Меркемелиденов (1891-1963). Избранные их произведения изданы в сбор­никах «Народные поэты» (1953), «Песни в стру­нах» (1969), «1916 год» (1916, 1936, 1940), «Кюй в честь труда» (1972), «Радуга» (1977), «Айтыс» (1960), «Современная народная поэзия» (1973), «Песни поэтов» (1963), «Песни казахских поэтов о В.И. Ленине» (1969). Труды К. Такежанова «Со­вет для больных» (1928), «Термелер» (1969), «Раз­мышления старика» (1971) были опубликованы отд. изданиями. В 1967 году была издана книга С. Муканова «Легенда». Акыны-импровизаторы региона, участвуя в республиканских состязаниях, завоевали уваже­ние народа. М. Сагымбаев, Б. Сембаев, Б. Оспанова, О. Кантарбаев, участвуя в айтысах, посвя­щенных 125-летию Жамбыла Жабаева, 100-летию Кенена Азербаева, доказали, что на земле Караот-келя не изжили себя гениальные импровизаторы, сохранившие традиционное течение. Песенная традиция, возвышенная великим жырау Умбетеем, пережила упадок после революции больше­виков. Политический отбор старинных эпосов, запрет песен-сказаний, выражавших чаяния наро­да, строгое наказание акынов за критику того вре­мени привели к забвению устного творчества. Пе­сенная традиция почти изжила себя, ее место в литературе занял принцип нового времени «внеш­ность - национальная, содержание - социалис­тическое». Источник: энциклопедия АСТАНА

В 20-х годах XX века в плеяде литераторов важ­ное место занимает критик-исследователь Макыш Калтаев (1869-1916). Исследуя традиции своего народа в городе Казани, он издал такие шруды, как «Насихат казакия» (1907), «Книга Калтайулы, повествующая о жизни казахов» (1909), "Казахское зеркало" (1910), «Машхур Калтаев» <1910), «Проторенная дорога» (1910), «Известный случай» (1913). Макыш проявил себя и как та­лантливый переводчик. Он перевел на казахский язык произведение 3. Карими «Зеркало» (1913), груды Г. Рашиди. Писатель точно отразил пульс времени, предвидел будущее казахского народа в составе Российской империи, призывал к движе­нию за независимость, выделил положительное и гтгицательное в древних обычаях и традициях, размышляя о судьбе народа, выносил на обсужде­ние многие понятия о религиозных представле­ниях, смотрел на мир глазами гражданина своей страны. Горячо любивший родную землю и народ Макыш Калтаев является одним из основополож­ников критико-художественной публицистики казахской литературы.

В то время в журналах «Шора», «Акмолла», «Айкап» публиковались стихи и рассказы Акрама Галимова (1892-1913), работавшего в 1911-13 го­дах ответственным секретарем журнала «Айкап». Он автор таких произведений, как «Плоды моло­дости» (1912), «Проблема масла» (1913).

Поэтические традиции региона Акмола-Караоткель продолжали развиваться и в тяжелые годы испытаний (война, голод и т. д.). В казахской литературе хорошо известны имена акмолинских поэтов-импровизаторов, такие как С. Байкошка-ров (1876-1956), К. Такежанов (1886-1972), М. Жадайулы (гг. рожд. и смерти неизв.), С. Аз-денбаев (1890-1967), В. Меркемелиденов (1891-1963). Избранные их произведения изданы в сбор­никах «Народные поэты» (1953), «Песни в стру­нах» (1969), «1916 год» (1916, 1936, 1940), «Кюй в честь труда» (1972), «Радуга» (1977), «Айтыс» (1960), «Современная народная поэзия» (1973), «Песни поэтов» (1963), «Песни казахских поэтов о В.И. Ленине» (1969). Труды К. Такежанова «Со­вет для больных» (1928), «Термелер» (1969), «Раз­мышления старика» (1971) были опубликованы отд. изданиями. В 1967 году была издана книга С. Муканова «Легенда».

Акыны-импровизаторы региона, участвуя в республиканских состязаниях, завоевали уваже­ние народа. М. Сагымбаев, Б. Сембаев, Б. Оспанова, О. Кантарбаев, участвуя в айтысах, посвя­щенных 125-летию Жамбыла Жабаева, 100-летию Кенена Азербаева, доказали, что на земле Караот-келя не изжили себя гениальные импровизаторы, сохранившие традиционное течение. Песенная традиция, возвышенная великим жырау Умбетеем, пережила упадок после революции больше­виков. Политический отбор старинных эпосов, запрет песен-сказаний, выражавших чаяния наро­да, строгое наказание акынов за критику того вре­мени привели к забвению устного творчества. Пе­сенная традиция почти изжила себя, ее место в литературе занял принцип нового времени «внеш­ность - национальная, содержание - социалис­тическое».

Источник: энциклопедия АСТАНА