Қандастар Ассамблея

Общие сведения

02.03.2013 2315
Акмолинское Приесилье - Караоткель, Есиль, Нура в самом центре Сарыарки - богатый талантами регион. На востоке громоздятся древ­ние хребты Ерейментау, на севере находятся сос­новые боры Домбыралы и Моншакты, на юге, в просторных степях благословенного края, издрев­ле развивались традиции поэтов-сказителей, пев­цов-импровизаторов. Ярким примером этому яв­ляется то, что именно здесь в III веке до нашей эры появилась поэма «Козы Корпеш - Баян суду», полностью сохранившаяся и оставшаяся нам в наследство от коргалжынского акына Кул-тума. Известно, что традиции поэтов-сказителей получили развитие благодаря ерейментаускому певцу-импровизатору Умбетею Тлеуулы (1706— 1778). Старец из рода канжыгалы был соратни ком Богенбая и храбрым воином. До нас дошли такие эпические сказания певца, как «Жантай батыр», «Посвящается Бухар жырау», «Бию Бек-болату», «К смерти Богенбая», «Извещение о смер­ти Богенбая Абылай хану» и т.д. В Акмолинском Приесилье - Караоткеле осо­бое место в песенном творчестве отводится Култуме Сармуратулы. Он родился в Коргалжыне в 1840 году на земле, именуемой Абылай алкымы. В 1929 году там же ушел из жизни. Был широко известен как поэт-импровизатор и композитор, часто общался с поэтами Шоже, Орынбаем и был в дружественных отношениях с Биржан салом. Вместе со сподвижниками ездил по аулам, одер­жал победу в айтысе с акыном Рыспаем на берегу Сырдарьи. Широкое признание народа получи­ли такие песни, как «Тайпалмалы», «Сокпай-сокпа», «Гнедой конь», «Шайкдлма», «Тау киялап», «Три дамбы», «Пау-ой», «Донбек». Некоторые из них были переложены на либретто опер Бруси-ловского. Многие произведения акына, такие как «Воодушевление», «Одному поэту», «Терме-лер», «О старости», «О биях», «О жизни» и др. до­шли до наших дней. Прославившие край Есиля и Нуры имена Азленбая-сала Кудербайулы (1836-1916), Иманжу-сипа Кутпанулы (1863-1929), Газиза Файзолла-улы (1860-1930), Балуана Шолака (1864-1919) являются гордоствю казахской литературы и твор­чества. В плеяде этих ярких звезд Олжабай Нура-лыулы (1881-1935) занимает особое место. В 1906-16 годах он три раза избирался волостным в Коржынколе и Ереймене, свой поэтический дар акын из рода канжыгалы унаследовал от потом­ков Богенбая, прославленных биев Тураналы, Бапана, Саккулака, Нуралы. От Олжабая нам ос­талось в наследство 75 поэтических произведе­ний, 17 сказаний, 6 поэм. Среди них поэмы «Как Абылай стал ханом», «Лохматый», характерные богатым содержанием, со множеством историчес­ких фактов и высоким художественным уровнем. Такие глубоко философские произведения, как Двадцать два расхождения», «Жизнь» («Минажат»), «Беда и счастье», «Печальный и беспечный», Грезы», «Дешевый и дорогой», «Сущность», «Хан к лростолюдин», «Три жуза» и др. в последние годы были всесторонне изучены и использованы в научных диссертациях. Источник: энциклопедия АСТАНА

Акмолинское Приесилье - Караоткель, Есиль, Нура в самом центре Сарыарки - богатый талантами регион. На востоке громоздятся древ­ние хребты Ерейментау, на севере находятся сос­новые боры Домбыралы и Моншакты, на юге, в просторных степях благословенного края, издрев­ле развивались традиции поэтов-сказителей, пев­цов-импровизаторов. Ярким примером этому яв­ляется то, что именно здесь в III веке до нашей эры появилась поэма «Козы Корпеш - Баян суду», полностью сохранившаяся и оставшаяся нам в наследство от коргалжынского акына Кул-тума. Известно, что традиции поэтов-сказителей получили развитие благодаря ерейментаускому певцу-импровизатору Умбетею Тлеуулы (1706— 1778). Старец из рода канжыгалы был соратни ком Богенбая и храбрым воином. До нас дошли такие эпические сказания певца, как «Жантай батыр», «Посвящается Бухар жырау», «Бию Бек-болату», «К смерти Богенбая», «Извещение о смер­ти Богенбая Абылай хану» и т.д.

В Акмолинском Приесилье - Караоткеле осо­бое место в песенном творчестве отводится Култуме Сармуратулы. Он родился в Коргалжыне в 1840 году на земле, именуемой Абылай алкымы. В 1929 году там же ушел из жизни. Был широко известен как поэт-импровизатор и композитор, часто общался с поэтами Шоже, Орынбаем и был в дружественных отношениях с Биржан салом. Вместе со сподвижниками ездил по аулам, одер­жал победу в айтысе с акыном Рыспаем на берегу Сырдарьи. Широкое признание народа получи­ли такие песни, как «Тайпалмалы», «Сокпай-сокпа», «Гнедой конь», «Шайкдлма», «Тау киялап», «Три дамбы», «Пау-ой», «Донбек». Некоторые из них были переложены на либретто опер Бруси-ловского. Многие произведения акына, такие как «Воодушевление», «Одному поэту», «Терме-лер», «О старости», «О биях», «О жизни» и др. до­шли до наших дней.

Прославившие край Есиля и Нуры имена Азленбая-сала Кудербайулы (1836-1916), Иманжу-сипа Кутпанулы (1863-1929), Газиза Файзолла-улы (1860-1930), Балуана Шолака (1864-1919) являются гордоствю казахской литературы и твор­чества. В плеяде этих ярких звезд Олжабай Нура-лыулы (1881-1935) занимает особое место. В 1906-16 годах он три раза избирался волостным в Коржынколе и Ереймене, свой поэтический дар акын из рода канжыгалы унаследовал от потом­ков Богенбая, прославленных биев Тураналы, Бапана, Саккулака, Нуралы. От Олжабая нам ос­талось в наследство 75 поэтических произведе­ний, 17 сказаний, 6 поэм. Среди них поэмы «Как Абылай стал ханом», «Лохматый», характерные богатым содержанием, со множеством историчес­ких фактов и высоким художественным уровнем. Такие глубоко философские произведения, как Двадцать два расхождения», «Жизнь» («Минажат»), «Беда и счастье», «Печальный и беспечный»,

Грезы», «Дешевый и дорогой», «Сущность», «Хан к лростолюдин», «Три жуза» и др. в последние годы были всесторонне изучены и использованы в научных диссертациях.

Источник: энциклопедия АСТАНА