Қандастар Ассамблея

Жилищное строительство 70-80-х годов

02.03.2013 5330
Жилищное строительство 70—80-х годов отличается от жилищного строительства 60-х годов — первых лет индустриального домострое-ния - более высокой профессиональной прора-боткой проектных решений, улучшенной плани-ровкой квартир и некоторой образной вырази-тельностью обликов зданий. Меняется и силуэт-ная характеристика города. Если в 1960 году в городе появились первые пятиэтажные дома, а за-тем происходит нивелировка застройки по этому уровню, то в 70-80-х годах начали строиться 9-12-этажные дома, использовавшиеся для выделе-ния градостроительных узлов в качестве высот-ных доминант. Обогащается и палитра средств ар-хитекторов. Наряду с панельными, блочными и кирпичными домами стали возводиться дома с использованием технологии монолитной опалуб-ки, что позволило архитекторам отойти от диктата индустриального панельного домостроения, ог-раничивающего творческий полет фантазии при-менением только жестких прямоугольных форм и разнообразить архитектурный облик города зда-ниями округлого очертания. К достижениям это-го периода, несомненно, следует отнести строи-тельство Дворца молодежи (арх. А. Полянский). В эти годы местными архитекторами были по-строены в городе здания общественного назначе-ния, имеющие своеобразный архитектурный об-лик: Дворец торжественных обрядов (снесен в 2003 г.; арх. В. Драгун, В. Тоскин, Е. Погуца), Дворец пионеров (ныне Дворец творчества детей и юношества) (арх. В. Тоскин, В. Корнилов, Е. Погуца, В. Гладких), гостиница «Турист» (ныне гост. имени Абая) (арх. В. Тоскин, Корнилов, Е. Погуца, А. Башимов). К числу значительных событий в жизни города, повлиявших на архитектурный его облик, следует отнести возведение в конце 70-х годов главного административно-ла-бораторного корпуса Целиноградского с.-х. ин-ститута, строительство и пуск в эксплуатацию прядильно-ниточного комбината, строительство троллейбусного парка и открытие троллейбусного движения. Весомый вклад в формирование худо-жественной среды города внесли художники мест-ного художественного фонда. В частности, следу-ет отметить мозаичное панно на здании музыкаль-ной школы (ныне Академии музыки; худ. М. Антонюк, В. Товтин) и полиграфкомбината (худ. М. Антонюк, В. Товтин). С середины 80-х годов, в эпоху т. н. перестройки, большое значение в СССР стало придаваться решению жилищной проблемы. Одним из направлений решения этой проблемы считалось развитие индивидуального жилищного строительства. В Целинограде в рам-ках этой программы начали отводиться земель-ные участки под индивидуальное жилищное стро-ительство на южной окраине города за рекой Есиль (Чубары), болыпой массив земли для этих целей был выделен в восточной части города (Юго-Восток). Однако из-за отсутствия развитого рынка строительных услуг и материалов, нерешен-ности в централизованном порядке вопросов обустройства территории дорогами и инженерными сетями индивидуальное жилищное строительство оказалось для населения делом весьма сложным и затратным. Строительство коттеджей в основ-ном осуществлялось силами самих энтузиастов из материалов, добываемых всеми возможными пу-тями и доступными средствами. Поэтому застрой-ка кварталов индивидуального усадебного жилья превратилась в сумбурный, длительный процесс, массивы ИЖС осваивались отдельными пятнами, домами разной архитектурной стилистики и этаж-ности, вне общей регулирующей композицион-но-планировочной идеи, без должного благоуст-ройства и озеленения улиц и территории общего назначения. В результате поселки превратились в хаотическое, бессистемное скопление домов слу-чайной архитектуры. В 1987 году институт «Казгипроград» разработал новый Генеральный план города с перспективным населением 400 тыс. чело-век и территориальным развитием на восточной правобережной площади. Проект с учетом появившихся новых условий и потребностей разви-тия города сохранил основные принципы планировочной организации Целинограда, разработан-ного «Ленгорстройпроектом» и, по существу, представляет собой скорректированный вариант предыдущего Генерального плана. К числу су-щественных изменений, внесенных «Казгипрог-радом», можно отнести отказ от идеи формирова-ния общегородского центра на месте слияния ручья Акбулак и реки Есиль, а также выделение участков для индивидуального жилищного строительства. Источник: энциклопедия АСТАНА

Жилищное строительство 70—80-х годов отличается от жилищного строительства 60-х годов — первых лет индустриального домострое-ния - более высокой профессиональной прора-боткой проектных решений, улучшенной плани-ровкой квартир и некоторой образной вырази-тельностью обликов зданий. Меняется и силуэт-ная характеристика города. Если в 1960 году в городе появились первые пятиэтажные дома, а за-тем происходит нивелировка застройки по этому уровню, то в 70-80-х годах начали строиться 9-12-этажные дома, использовавшиеся для выделе-ния градостроительных узлов в качестве высот-ных доминант. Обогащается и палитра средств ар-хитекторов. Наряду с панельными, блочными и кирпичными домами стали возводиться дома с использованием технологии монолитной опалуб-ки, что позволило архитекторам отойти от диктата индустриального панельного домостроения, ог-раничивающего творческий полет фантазии при-менением только жестких прямоугольных форм и разнообразить архитектурный облик города зда-ниями округлого очертания. К достижениям это-го периода, несомненно, следует отнести строи-тельство Дворца молодежи (арх. А. Полянский). В эти годы местными архитекторами были по-строены в городе здания общественного назначе-ния, имеющие своеобразный архитектурный об-лик: Дворец торжественных обрядов (снесен в 2003 г.; арх. В. Драгун, В. Тоскин, Е. Погуца), Дворец пионеров (ныне Дворец творчества детей и юношества) (арх. В. Тоскин, В. Корнилов, Е. Погуца, В. Гладких), гостиница «Турист» (ныне гост. имени Абая) (арх. В. Тоскин, Корнилов, Е. Погуца, А. Башимов). К числу значительных событий в жизни города, повлиявших на архитектурный его облик, следует отнести возведение в конце 70-х годов главного административно-ла-бораторного корпуса Целиноградского с.-х. ин-ститута, строительство и пуск в эксплуатацию прядильно-ниточного комбината, строительство троллейбусного парка и открытие троллейбусного движения. Весомый вклад в формирование худо-жественной среды города внесли художники мест-ного художественного фонда. В частности, следу-ет отметить мозаичное панно на здании музыкаль-ной школы (ныне Академии музыки; худ. М. Антонюк, В. Товтин) и полиграфкомбината (худ. М. Антонюк, В. Товтин). С середины 80-х годов, в эпоху т. н. перестройки, большое значение в СССР стало придаваться решению жилищной проблемы. Одним из направлений решения этой проблемы считалось развитие индивидуального жилищного строительства. В Целинограде в рам-ках этой программы начали отводиться земель-ные участки под индивидуальное жилищное стро-ительство на южной окраине города за рекой Есиль (Чубары), болыпой массив земли для этих целей был выделен в восточной части города (Юго-Восток). Однако из-за отсутствия развитого рынка строительных услуг и материалов, нерешен-ности в централизованном порядке вопросов обустройства территории дорогами и инженерными сетями индивидуальное жилищное строительство оказалось для населения делом весьма сложным и затратным. Строительство коттеджей в основ-ном осуществлялось силами самих энтузиастов из материалов, добываемых всеми возможными пу-тями и доступными средствами. Поэтому застрой-ка кварталов индивидуального усадебного жилья превратилась в сумбурный, длительный процесс, массивы ИЖС осваивались отдельными пятнами, домами разной архитектурной стилистики и этаж-ности, вне общей регулирующей композицион-но-планировочной идеи, без должного благоуст-ройства и озеленения улиц и территории общего назначения. В результате поселки превратились в хаотическое, бессистемное скопление домов слу-чайной архитектуры. В 1987 году институт «Казгипроград» разработал новый Генеральный план города с перспективным населением 400 тыс. чело-век и территориальным развитием на восточной правобережной площади. Проект с учетом появившихся новых условий и потребностей разви-тия города сохранил основные принципы планировочной организации Целинограда, разработан-ного «Ленгорстройпроектом» и, по существу, представляет собой скорректированный вариант предыдущего Генерального плана. К числу су-щественных изменений, внесенных «Казгипрог-радом», можно отнести отказ от идеи формирова-ния общегородского центра на месте слияния ручья Акбулак и реки Есиль, а также выделение участков для индивидуального жилищного строительства.

Источник: энциклопедия АСТАНА

Ұқсас материалдар