Қандастар Ассамблея

Аныракайское сражение

03.11.2016 10638
Аныракайское сражение

Посвящается 285-летию  Аныракайской битвы  одному из величайших сражений казахского народа – за свою свободу и независимость.

Без знания истории своего народа, без глубокого освоения исторического опыта, уроков военной истории, трудно должным образом осмыслить и спрогнозировать основное направление развития современной казахстанской армии. Офицерам и воинам казахстанской армии необходимо постоянно изучать опыт прошедших воин и военных конфликтов для развития своего профессионального уровня.

Сегодня перед современной военной исторической наукой Казахстана стоит актуальная задача огромной значимости – изучение истории войны и военного искусства казахов против джунгарских завоевателей.

История Казахского народа, созданная на перекрестке континентов, на стыке цивилизации Запада и Востока, между двумя великими державами: на северо-западе Россия, на востоке Китай, полна драматических событий.

Верховный главнокомандующий Президент страны Н.А.Назарбаев, рассуждая об исторической судьбе казахского народа, писал: «Всегда поражала в моем народе способность переносить самые трудные годы, когда он мог просто раствориться в потоке неумолимой, порой жестокой вечности. Много раз казахи стояли на грани гибели. Но воля к жизни, воля к свободе вновь поднимали народ с колен !»

По различным источникам, в период вторжения джунгарских захватчиков от военных столкновении, погромов, убииств, грабежей, голода, тяжелых переходов погибло около двух третей население казахов. Символом народной скорби казахов об этой трагедии, стал жоктау песня-плач (Елімай) Қожабергена жырау.

В годы великого бедствия 1723-1727гг. начинается проверка на выживание казахского народа. В ряды защитников нации вливаются такие яркие выразители боевого национального духа, как Қабанбай батыр, Бөгенбай батыр, Наурызбай батыр и много других.

О периоде событий «Великого бедствия» писали русские ученые Вельяминов-Зернов, Левшин, Моисеев, Златкин, особенно выделяются труды Бұқар жырау, Үмбетей жырау, Тәттіқара жырау,Ақтамберді жырау которые являются непосредственными участниками этих событий и представителями этой эпохи, Мәшһүр Жүсіп Көпей ұлы, Мұхаметжана Тынышбаева, Шәкерім Құдабердиева, Міржақып Дұлатова, В.Галиева,М.Козыбаева, Ж.Қасымбаева и многих др.

Сплотить измученных жестокой судьбой кочевников в единый народ было делом не простым. Для этого требовалось прежде всего, держать бразды правления в крепких руках. Чтобы сохранить единство народа приходилось проявлять высокие образцы чести и достоинства, справедливости и мудрости, риска, благоразумия, способности в степных людях возбудить страстное стремление целостности и независимости. И такие люди нашлись. История знает их имена: Төле би, Қазыбек би, Әйтеке би, духовные лидеры нации. Они явили миру качество исключительной прозорливости и величия, сумели внушить народу великую истину.

Вместе с Абылай ханом они продолжают собирать нацию воедино, невзирая на все внешние и внутренние раздоры.                      

Единство народной воли было воплощено в Абылай хане. Подвиги Абылай хана - объединителя, который вместе с батырами творил чудеса героизма, стали одной из опор возрождения казахского духа в тот жестокий век.                                                       

Примером воинской доблести, военного искусства и одной из героических страниц истории казахского народа является Аныракайское сражение.

В победоносном завершении Отечественной войны (1723-1730) годов казахского народа против джунгарской агрессии выдающуюся роль сыграла Аныракайская битва.

В научной среде по поводу Аныракайской битвы очень много споров, полемик,т.к. воссоздать картину боя очень сложно, прошло более 285 лет.

По данным М. Тынышбаева Аныракайская битва произошла до весны 1730 года. По сведениям Ж.Қасымбаева  Аныракайская битва произошла тоже в 1730 году. По Аныракайской битве немалый  труд внес известный фольклорист, этнограф Ә. Диваев, который по крупинкам собирал ценнейшие материалы казахского устного народного творчества, и донес до наших дней немало исторических преданий. Опираясь на свои труды и предания Ә.Диваева М. Тынышбаев с помощью местной топономики старался воссоздать понараму великой битвы, т.к. в конце 20-годах при стойтельстве Турксиба хорошо знавший это место  исследовал тщательнейшим образом.

Бесспорно более достоверным исследованием являются, по Аныракайской битве труды академика М.Козыбаева, который организовал научную экспедицию в 1998-1999г. с участием историков, фольклористов и представителями средств массовой информациий. Была осуществлена рекогносцировка местности не только гор Абулхаира, Аныракая, Хантау, но и в Джунгарских воротах. Много нового открыли исследователи.                  

Тем не менее дискуссия по Аныракайской битве продолжается. Битва произошла предположительно весной 1730 (по другим данным- в 1729г.) у озера Ит- ішпес, примерно в 120 км. юго-западнее озера Балхаш, вблизи горы Қарауыл –Төбе в массиве гор Хантау на границе Жамбылской и Алматинской области.

Для многих обывателей местности в окрестностях Баканасских гор в низовьях реки Іле обыкновенное географическое пространство, место обитания. Народная же молва, память Аныракайскую долину возвела в ореол святости «Қасиетті дала». И этому есть объяснение. Это место представляет собой сужающуюся межгорную теснину, выходы из которых ведут на огромную плоскую равнину, простирающуюся до Джунгарского Алатау. Восточнее Аныракая находится долина Қараой. Аныракайские горы ( длина 75км, ширина 7 км) относятся к системе Шу-Илийского водораздела. От западных отрогов Аныракая долину Қараой, лежащую на востоке между реками Құрты и Қаскеленом и доходящую до реки Іле, отделяет невысоким хребтом Құлжабасы.

Таким образом, Аныракайские горы и озеро Алакөл( Ит Ішпес) были важными стратегическими пунктами во всей Отечественной войне 1723-1730гг. Отсюда для казахских ополченцев должно было начаться освобождение районов Семиречья, по реке Шу был выход к реке Сарысу и горам Улытау, другие через долину рек Талас и Шу. Из этой местности казахские отряды могли уходить к Каркаралинским горам. Создавалось возможность для дальнейшего освобождение  казахских земель от Джунгарского нашествия.

Всеказахское ополчение заняло заранее выгодное стратегическое положение.  В Хантау, в местности «Үлкен Орда қонған», расположилась ставка хана Среднего жуза.      

Там же находилась ставка хана Младшего жуза. Казахские ополченцы распологались в тугайных лесах в долине реки Іле, Жусан- дала. Джунгары в своем тылу имели «Ит ішпес Алакуль» , безводную степь.                                                                                                     

С тыла врага находился Ақсүйек - сай. Недалеко от него на карте обозначен Әбілқайыртау. Можно предположить, что здесь находились ставка хана Әбілқайыра и ополчение Младшего жуза. Таким образом, враг в случае поражения был бы вынужден отступить к «Ит ішпес Алакулю», где и происходило,  заключительное сражение.

Театр военных действий Аныракайской битвы занимал по данным национальной энциклопедий 30-35 км. по другим сведением около 200 км. Это было сражением века. Аныракайское сражение происходило на границах степного Казахстана и горных, полупустынных районов юга Казахстана. Такой выбор места сражения был не случаен.

Место сражения очень удачно вписывается в общую стратегию замысла по разгрому противника, в случае его поражения он безостановочно отступает по пустынной степи до истока реки Іле.

Таким образом, это сражение было навязано казахами джунгарам, а не наоборот.(По данным В.Галиева)

Летом эта местность безводная. И только весной здесь держится какое-то количество влаги в ручьях и зеленеет молодая трава. Именно в это время было предпринято сражение.

В случае затяжки операции можно было обеспечить коней кормом, а воинов водой. Чередование различных горных ландшафтов давала хорошую возможность на этой территории вести кавалерийские отряды. По северо-западной стороне тянутся Чу-Илийские горы, загораживающие ветры, со стороны самого озера. Ветры дуют также со стороны Кызылкумов и Мойынкумов. В соседстве с Аныракайскими горами находятся Желді тау, Желді бел (жел – ветер) .

В Аныракайских горах  как- бы издает рев (Аңырак-жел). Народ сложил легенду о том, что Аныракай , ( аңырау - рыдать, громко плакать) «еңіреп, аңырап  - қалмақша сыңсып жылау»  место стона и рыданий потерпевшего поражения джунгар. В отдельных изданиях встречается ,что именем Аңырақ якобы назывется местность названный в честь вражеского батыра.

Казахские войска морально и физически были готовы к проведению сражения. Среди них были воины сражавшиеся с врагом у подножия гор Қаратау, предгорьях Мұгоджар (Мұғалжар) при Белеуты и Ұлытау.

А.И.Левшин выдающейся русский историк, знаток и исследователь о тактике ведения боя казахских ополченцев писал : «Набеги они производят большей частью ночью, нечаянно и без всякого порядка, но с удивительным стремлением и криком имея при себе разного рода оружия – сабли,ружья,стрелы,палки,каменья и наконец, арканы и веревки для пленения неприятеля. Первый удар или первая атака бывают всегда сильными, и устоят против нее не легко в ней совокупят они всю храбрость свою.

Высокая физическая выносливость закладывается с детства,которая позволяла им переносить длительные переходы и скачки. Казахи иногда проводили в  седле по двенадцать часов в сутки. Кочевая жизнь и охота сформировала у казахов отличное зрение А.И.Левшин отмечал, что ...зрение их достойно удивления,стоя на ровном месте,они видят небольшие предметы в верстах десяти и более,где европеец с острым зрением усматривает только неясные точки, там они различают очертания предметов и цвет. Отличный слух казахов кочевников позволял, безошибочно определять направления движения и количество приближающего противника приложив ухо к земле.

Атака начинается метанием копия и криками «ұрана», у каждого рода был свой ұран, «Қаптағай»-Найманы,«Бақтияр» - Үйсіны, «Ақжол» - Арғыны, «Қабылан»-Жалайыры, «Бәйтерек»- Қаңлы, «Қарасай»- Шапырашты, «Туғанас»- Сіргелі, «Жаубасар»-Керей, «Алатау»- Қоңырат, «Ойбас»- Қыпшақ, «Бекет» - Адай, «Баймұрат» - Жаппас и т.д.

В конце весны 1729 года казахские ополченцы, подкрепив своих коней в песках Мойынқұма и в долинах рек Бүркітті, Шабақты, Қарақоңыз, Ырғайты, Шу вышли в район гор Хантау.

О численности войск казахов и джунгар в исследованиях много полемичного.   По одним сведениям численность войск казахов  составляло 30 тысяч, по другим 35 тысяч, а джунгар по одним сведениям 35 тысяч, по другим 40тысяч.

В Аныракайской битве принимали участие в подавляющем большинстве две больших Ойратских племена, Шороссы (шорыс, чорос), которые вышли по направлению реки Іле  и Дербеты (дүрбіт,дүрбін) которые располагались в верховьях реки черного Иртыша. Сражением на Аныракае руководил хан Әбілқайыр. Об этом свидетельствует Қожаберген жырау в дастане  (Елімай ),что Әбілқайыр избран главой армии (Сайланды Әбілқайыр әскер басы).  

Первые успехи были достигнуты у гор Абулхаир, Төлектау, Қангүр, речке Сұнқайтты, у гор Хантау. 30-35 тысяч войск казахов было подразделено на 3 түмена , приблизительно в каждом түмене составляло 9-10 тысяч воинов. Знамя түменов держали ҚаракерейҚабанбай,ҚанжығалыБөгенбай,ШақшақЖәнібек,ШымырҚойгелды,Шапырашты Наурызбай.По сведению письменных источников войска казахов имели 9 рядов.В сражении приняли участие ополченцы всех трех жузов.

Правое крыло казахского войска возглавлял Төле би с батырами Наурызбай, Қойгельды 10 тысяч человек, к ним присоединились Өтеген, Сәмен, Рысбек, приблизительно 3 тысяч человек.

Левое крыло- возглавлял Әбілмәмбет хан, Сәмеке сұлтан, Қазыбек би, Қабанбай батыр11-12 тысяч человек, среднюю часть – главный сардарбек  Әбілқайыр, Әйтеке би, Бөгенбай батыр, Шақшақ Жанібек, Рамадан Алшынбай, Қарақалпақ Құлашбек, численность түмена которого составляла 8-9 тысяч. В сражении участвовали  молодые 17- летние батыры Мәмбет, Сенкібай, Шойбек и другие, наряду с ополченцами принимали боевое участие ақсақалы 50-70 лет, причем их было подавляющее количество.  

В сражениях принимали участие Үмбетей, Тәттіқара жырау, поэты и воины. Ақтамберды батыр, не только храбро сражался, но и в своих произведениях жырау раскрывал народный характер Отечественной войны.

Один из самых популярных поэтов и мыслителей казахского народа Бұқар жырау не только был свидетелем этих событий , но и со своим народом пережил весь ужас поражений «Ақтабанды шұбырынды Алкөкөл Сулама», и радость побед в Отечественной войне.                                                                                         

Мужество и личная доблесть казахских батыров и рядовых воинов нашли отражение в эпизодах и описаниях военных действий в казахском героическом эпосе.          

В научной среде также много споров в отношений продолжительности Аныракайского сражение. В большинстве статьях продолжительность сражения считают  40- дней, по другим сведениям менее 2-х месяцев, в сказаниях и эпосах Бұқар жырау прогнозируют 7 дней : «Қалдан менен ұрысып, жеті күндей сүрісіп».

Сколько бы дней не продолжалась это великое сражение – сражение Века, тем не менее в Отечественной истории роль особенный, имеет особое значение.    

Стремительные атаки, применения россыпного конного строя с широким маневром стали для казахов важнейшими тактическими приемами. К этому добавлялась хорошая разведка, отличное знание местности.

Правое крыло под командованием Төле бия  в районе восточного реки Іле (Шенгельды, Қосөзен, Бақанас) начав широкое наступление, вышло в тыл противника, именно здесь были применены тактические приемы «Жүре соғыс» (бой с преследованием) и «Аша соғыс» (бой в двух направлениях).Средняя группа түмена во главе с сардарбеком Әбілқайыром держало оборону в среднем течении реки Іле над превосходящими силами джунгар, кстати, они понесли значительные потери, но с отчаянием обреченных держали оборону во что бы то ни стало.                         

В этот момент левое крыло казахского войска под командованием Қабанбай батыра ударило в обход, в тыл противника в низовьях реки Іле, применив тактический прием «Үш тоғыс соғысы»,«карусель»(шырайналдыру тәсілі).                                                                

Джунгары не выдержали казахской конницы и вынуждены были отступить. Внезапность нападения и преследование противника также были важными тактическими средствами. Они объединяли отдельные сотни и тысячные отряды. К тому же на арену баталии посылались дополнительные резервные силы.

Говоря о военном искусстве казахских войск, необходимо отметить, что у казахских воинов начиная с детства велась как физическая, так и психологическая подготовка. С детских лет осуществлялась подготовка подростков к суровой кочевой жизни,готовности встать на защиту,племени,быть воином. И с раннего детства шел процесс обучения будущих войнов.

Действиям казахских отрядов была присуща определенная организованность. Готовясь к сражению, они обычно проводили разведку. Затем, направляясь к месту схватки, старались двигаться скрытно в целях обеспечения внезапности нападения. Уточнения в планы битв вносились по результатам действий небольших дозоров, выяснявших обстановку.                

Широкий степной простор благоприятствовал применению самого ударного, действенного оружия казахов – луков.Подрастающее поколение перенимало опыт в стрельбе из лука. Лук стал неоценимым оружием для казахских воинов и их последователей.                                                                                      

Индивидуальное вооружение казахского воина состояло из копья и сабли, боевого ножа, (найза,айбалта,қанжар). Копья делались из соснового дерева, но были и железные. У каждого всадника была также плетка - камча, дубина- соил, лук со стрелой, арқан- шалма (специальное приспособление ) и орудия для ловли лошадей противника- құрық.

В руках умелого воина  все это было довольно грозным оружием. Применялось и огнестрельное оружие, убойная сила которого была сравнительно высокой.

Казахи сами изготовляли основные предметы вооружения. Стрелы делали из березового дерева, тетиву для лука из кишок овцы, а из желудка ее делали обертку для наконечников. Основным наступательным  оружием мечников были кривые сабли и пики, кроме того, у каждого имелась боевая секира.           

Началу общего наступления предшествовала тщательная подготовка войск. Важнейшими тактическими приемами стали:                                                                            

- массирование сил на двух главных направлениях;                                                                 

-стремительные атаки на отдельных направлениях;                                                                     

- применения рассыпного конного строя или в необходимых случаях плотных отрядов, с широким маневром;                                                                                                                        

Несомненно, удачное начало битвы вдохновило воинов казахов на победу! Окрыленные чувством патриотизма они проявили свой героизм, удаль, сплоченность и высокую военную выучку. Через мелкие степные речки казахские войска вытеснили джунгар к озеру Ит ішпес и горам Аныракай. Противник стремился отойти в следующую лощину или подняться, но его упреждали отряды казахских воинов. Часть джунгар удалось отступить через речку Самсу в долину Қара - Қастека и горам Жиренайғыр, но и здесь их ожидал позор поражения.

Тактика казахов основывалась на знании физико-гоеграфических условии своей территоррии, то есть учета рельефа местности, пространства,времени года и суток. Командование казахских войск лучше знало местность и умело использовало высоты, балки и заросли кустарника для размещения своих главных сил, засад и резервов.      

Решающим и кульминационным моментом сражения стала степная долина вблизи озера Ит-ішпес, которое продолжалось в течении нескольких дней, где казахское войско применило стратегическую тактику , конная атака лавой, атакующие всадники осыпали врага дождем стрел и притворно отступали, затем стремительно окружали противника и преследовали.

Правое крыло войска Төле би, Қойгельды, Өтегена батыра перейдя через реку Іле, начало стремительное нападение в правый фланг войска неприятеля, джунгары пытались прорвать центр обороны, но эта попытка была безуспешна.

В этом сражении проявились лучшие качества батыров и  сподвижников, которые, обороняясь, перешли в наступление, а правое крыло казахского войска Қабанбай батыра разделившись на две части окружило тройным кольцом джунгар и начало их теснить, использовав так называемую «Ай қораланды соғыс» (лаву) лап беріп сомкнув фланги, и обходя противника со стороны, на скаку стреляя из луков вокруг вражеского кольца.

Джунгары не выдержали столь стремительного нападения казахского войска, началось повальное отступление их войска по реке Іле, они были  разбиты на голову, оставшая часть бежала через реку Аягуз, хребет Тарбағатай, далее к черному Иртышу. Победа казахов внесла  перелом во всю военную компанию,  джунгары потерпели крупное поражение.

В Аныракайской битве 15- 16 тысяч джунгар было убито, 6 -7 тысяч было ранено и пленено, остальные 8 – 9 тысяч вынуждены были отступить к Иртышу, Тарбагатайским хребтам. Также они  потеряли неисчислимое количество скота. 

Не оказалось прочного единства в джунгарском лагере, қоңтайшы Қалдан Серен не сумел организовать сопротивление казахской конницы. Получить подкрепление тоже не смог, так как начались военные действия между джунгарами и цинскими правителями.

Большую роль в этой героической битве сыграли батыры, именно они утвердили в памяти народной вечную любовь и уважение своих соплеменников. Борьба за свободу, за независимость, в конечном счете, за жизнь своего народа, выдвигала и великих стратегов, сочетавших в себе качества как батыров, так и талантливых полководцев.

Среди, тех кто проявил в Аныракайской битве личное мужество, стойкость, организаторские способности, были многие батыры, бии, султаны, родоначальники-представители всех трех жузов.

По данным архивных материалов и произведения Бұқар жырау «Қабанбай батыр» те кто возглавлял тысячное и более войско показаны 29 сардарбеков :  

1.Қаракерей Қабанбай 2.Қанжығалы Бөгенбай 3.Көк жарлы көкжал Барақ 4.Керей Жанібек 5.Шәнішқылы Бердіқожа 6.Керей Жанатай ер 7.Тоғас Қосай 8.Тума Шағалақ 9.Мұрын Боранбай 10.Үйсін Сарышуаш 11.Қыпшақ Есім хан 12.Қыржы Бостан 13.Тарақты Баймұрат 14.Тоқпақ Қосабай 15.Матай батыр 16.Сыбан Шынқожа 17.Шойбек Сеңкібай 18.Қаңлы Құлан 19.Сіргелі Елшібек 20.Қаратай 21.Ысты Төлек 22.Сиқым  - Шінет,Рысбек 23.Ботбай Сәмен 24.Шымыр Қойкелды 25.Қоңырат - Төлебай,Болат 26.Жаныс Өтеген 27.Шапырашты Наурызбай 28.Рамадан Алшынбай 29.Қарақалпақ Құлашбек (Қылышбек).

Аныракайское сражение стало переломным в сознании народа. Народ, воспрянувший духом, понял, что джунгар можно победить. Аныракайская битва по своей значимости защиты Отечества ничем не уступает известным великим сражением.

Победа, одержанная в Аныракайской битве, явилась результатом объединение сил ополчения всех трех казахских жузов, оно стало символом исторического прошлого казахского народа.

Это была справедливая война за национальное освобождение, она явилась серьезным испытанием казахской государственности и военного искусства казахов против джунгарского ханства.   

Именно на Аныракае казахи нанесли сокрушительный удар, сломив наступательный порыв джунгар, проявив беспримерное мужество, массовый героизм и высокое военное мастерство. Сражение, втянувшая столь колоссальные силы закончилась полным разгромом врага.

В литературе Аныракайское сражение  сравнивают с Бородинским сражением, со Сталинградской битвой.

У каждого народа свой Аныракай.

Историческое значение Аныракайской битвы огромно, она внесла решающий вклад в достижение коренного перелома в ходе всей казахско-джунгарских воин. Стоя насмерть, многие воины пали смертью храбрых, но их ратные подвиги на полях сражения и беспримерное мужество навсегда остануться в памяти народа.


Карамандаев Кайрат Сагатаевич

                                                                                  преподаватель кафедры

                                                                                  общественных наук 

                                                                             Военного института Сухопутных войск

Ұқсас материалдар