Қандастар Ассамблея

Акционерное общество «Национальная компания «Қазақстан темір жолы»: история и деятельность компании

12.12.2015 14041
Железнодорожная отрасль Казахстана является развивающейся сферой экономики, производственный и технический потенциал, которой стабильно увеличивается в последнее время и обеспечивает занятость более 156 тысяч человек по всему Казахстану.

Акционерное общество «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» - крупнейший в Казахстане холдинг с объемом активов более 13,5 млрд долл. США.

Республиканское государственное предприятие «Қазақстан темiр жолы» было создано путем слияния республиканских государственных предприятий: Управления Алматинской железной дороги, Управления Целинной железной дороги и Управления Западно - Казахстанской железной дороги. Целью слияния являлись оптимизация структуры управления перевозочным процессом и ликвидация излишних звеньев, финансово-экономическое оздоровление железнодорожной отрасли. 

15 марта 2002 года было образовано закрытое акционерное общество «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» путем слияния Республиканского государственного предприятия «Қазақстан темiр жолы» и его дочерних государственных предприятий.

2 апреля 2004 года в соответствии с Законом Республики Казахстан, была произведена перерегистрация ЗАО «НК «КТЖ» в АО «НК «КТЖ».

В настоящее время, АО «НК «КТЖ» имеет холдинговую структуру, основанную на обеспечении функциональной целостности и управляемости железнодорожной отрасли в перевозочном процессе. Единственным акционером АО «НК «КТЖ» является Акционерное общество «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», который решает задачи совершенствования системы корпоративного управления, повышения прозрачности бюджета, управляет деятельностью АО «НК «КТЖ» через Совет директоров, не вмешиваясь в его оперативную работу.

Кроме того, деятельность АО «НК «КТЖ» контролируется Министерством транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, которое осуществляет реализацию государственной политики в области железнодорожного транспорта, координацию, регулирование и контроль деятельности транспортного комплекса в Республике Казахстан.

АО «НК «КТЖ» осуществляет такие виды деятельности, как выполнение функций оператора магистральной железнодорожной сети, перевозка пассажиров и грузов железнодорожным транспортом. Указанная деятельность регулируется соответственно Законами Республики Казахстан «О железнодорожном транспорте» и «О естественных монополиях и регулируемых рынках». 

На сегодняшний день железнодорожный транспорт является важнейшей составляющей частью производственной инфраструктуры Республики Казахстан. Географические условия Казахстана (отсутствие прямого выхода к морю, наличия судоходных рек), обширность территории, сырьевая структура производства и размещение производительных сил, неразвитость автотранспортной инфраструктуры делают роль железнодорожного транспорта в экономике чрезвычайно важной.

Железнодорожная отрасль Казахстана является развивающейся сферой экономики, производственный и технический потенциал, которой стабильно увеличивается в последнее время и обеспечивает занятость более 156 тысяч человек по всему Казахстану.

Миссия АО «НК «КТЖ»: «Являясь системообразующей инфраструктурой, компания обеспечивает адекватную транспортную основу устойчивого роста экономики и создает ценности для Акционера, потребителей и общества в целом, посредством предоставления качественных и конкурентоспособных транспортно-логистических услуг по перевозке грузов, пассажиров и услуг магистральной железнодорожной сети».

Компания видит себя высокоэффективной национальной транспортной корпорацией Казахстана, соответствующей лучшей мировой практике ведения бизнеса и отвечающей требованиям Единственного акционера.

Работникам Компании также необходимо осознать объективную важность сдерживания и сокращения затрат для увеличения инвестиционных ресурсов. В связи с этим проводятся кардинальные изменения по качественным показателям эксплуатационной работы: производительность вагонов, локомотивов, оптимизация малодеятельных участков, нормативы расходов сырья и материалов, задействованного персонала и т.д. Обеспечение конкурентоспособности Компании является важной задачей в свете структурных перемен в отрасли, поэтому стратегия компании предусматривает:

  • повышение эффективности производственное – эконмической деятельности компании;
  • сохранение лидирующих позиций на рынке грузовых перевозок;
  • повышение управляемости деятельностью;
  • формирование оптимальной корпоративной структуры и современной системы управления в новых условиях функционирования;
  • оптимизацию производственных и портфельных активов;
  • модернизацию производства и комплексное повышение производительности труда;
  • решение стратегической задачи по созданию базы машиностроения для обеспечения потребностей Компании;
  • реализацию эффективной инвестиционной программы;
  • трансформацию существующей затратоориентированной корпоративной культуры в рыночную.

Реализация стратегии позволит сформировать устойчивую инфраструктурную основу для роста национальной экономики, существенно повлияет на инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность Казахстана. 

За основу создания логотипа компании взято колесо, на фоне голубого цвета которого стремительно движется локомотив. Нижняя часть знака представлена в золотом цвете, которая символизирует цвет степи, земли. Голубой и золотой цвет товарного знака разделены белой полосой, символизирующей рельсы, по которым движется локомотив.

Таким образом, это локомотив, стремящийся вперед под сводами голубого, мирного неба по бескрайним просторам степей, несущий на себе экономику страны и стремящийся вперед в будущее.

Основными цветами знака являются – голубой и охра (золото). Голубой цвет товарного знака максимально приближен к цвету государственного символа флагу Республики Казахстан. 

Структура собственности:

Структура портфеля активов АО «НК «КТЖ» представляет собой структуру вертикально интегрированной компании, организованной функциональному принципу, с дочерними и совместно контролируемыми организациями, осуществляющими профильные и непрофильные виды деятельности имеющими географическое присутствие по всей территории Казахстана.

1) АО «Локомотив».

Основными видами деятельности АО «Локомотив» являются: предоставление услуг тягового подвижного состава, техническая организация работы локомотивов, содержание локомотивов во всех видах запаса и резерва в технически исправном состоянии.

2) АО «Казтранссервис».

Основными видами деятельности АО «Казтранссервис» являются: предоставление услуг контейнерных перевозок (от оформления заказов отправителей до доставки грузов получателям), организация работ по учету и эксплуатации грузовых вагонов и контейнеров, оказание всех сопутствующих услуг юридическим и физическим лицам (во всех видах сообщений).

3) АО «Транстелеком».

Основными видами деятельности АО «Транстелеком» являются: предоставление юридическим и физическим лицам услуг местной, междугородной и международной связи, аудиоконференцсвязи и видеоконференцсвязи, доступа к сети Интернет, аренды каналов связи, присоединения сетей и пропуска трафика, подвижной радио-телефонной связи, сотовой связи, подвижной радиосвязи, создание и эксплуатация с согласия оператора магистральной сети, как в полосе отвода железнодорожного транспорта, так и в любых других разрешенных местах волоконно-оптических и медных кабельных сетей связи, спутниковых и радиорелейных систем телекоммуникаций.

4) АО «Пассажирские перевозки».

Основными видами деятельности АО «Пассажирские перевозки» являются: организация и обеспечение пассажирских железнодорожных перевозок, перевозок багажа, грузобагажа и почтовых отправлений в международном, межобластном, межрайонном и  внутреннем сообщениях, организация обслуживания, ремонта и  эксплуатации парка пассажирских вагонов, обеспечение качества и культуры обслуживания пассажиров, обеспечение безопасности движения пассажирских поездов, жизни и здоровья пассажиров и сохранности перевозимых багажа, грузобагажа и почтовых отправлений.

5) АО «Центр транспортного сервиса».

Основными видами деятельности АО «Центр транспортного сервиса» являются оказание юридическим и физическим лицам услуг железнодорожных подъездных путей, а именно: предоставление подъездных путей для проезда подвижного состава, маневровых работ, погрузки-выгрузки, других технологических операций перевозочного процесса, а также стоянки подвижного состава, не предусмотренной технологическими операциями перевозочного процесса, текущее содержание и ремонт железнодорожных подъездных путей, изготовление средств малой механизации.

6) АО «Военизированная железнодорожная охрана».

Основными видами деятельности АО «Военизированная железнодорожная охрана» являются: охрана имущества юридических и  физических лиц, в  том числе при его транспортировке, консультирование и подготовка рекомендаций по способам охраны и правомерной защиты от противоправных посягательств, защита жизни и здоровья физических лиц.

7) АО «Қазтеміртранс».

Основными видами деятельности АО «Қазтеміртранс» являются: перевозка грузов, в том числе негабаритных, специальных, воинских и  опасных, железнодорожным транспортом, оказание услуг по подаче и уборке вагонов, оказание транспортно-экспедиционных услуг, оказание услуг оператора вагонов, ведение учета вагонов принадлежности Общества, находящихся на территории Республики Казахстан и за ее пределами, предоставление в имущественный наем (аренду) грузовых вагонов, ремонт грузовых вагонов.

8) АО «Теміржолсу».

Основными видами деятельности АО «Теміржолсу» являются: своевременное и качественное обеспечение потребностей организаций железнодорожного транспорта и населения в поставке питьевой и технической воды, прием, очистка и сброс сточных вод, техническое обслуживание систем водоснабжения и санитарно-технических устройств, своевременное и качественное обеспечение потребностей организаций железнодорожного транспорта, иных юридических лиц и населения в тепловой и электрической энергии.

9) АО «Локомотивный сервисный центр».

Основными видами деятельности АО «Локомотивный сервисный центр» являются: оказание услуг по обеспечению технически исправного состояния и устойчивой работы локомотивов в эксплуатации, оказание услуг локомотивной тяги, оказание услуг по организации отдыха локомотивных бригад, заправка локомотивов горюче-смазочными материалами, экипировка локомотивов маслом, водой, песком, осуществление ремонта и технического обслуживания железнодорожного подвижного состава, оказание услуг по освидетельствованию колесных пар железнодорожного подвижного состава, осуществление ремонта и технического обслуживания колесных пар.

10) АО «Алматинский вагоноремонтный завод».

Основными видами деятельности АО «Алматинский вагоноремонтный завод» являются: удовлетворение потребности железнодорожного транспорта и организаций отраслей в ремонте железнодорожного подвижного состава, его узлов и агрегатов разработка и внедрение новых технологий, оборудования, средств механизации и автоматизации в производственные процессы, изготовление запасных частей и нестандартного оборудования.

11) АО «Локомотив құрастыру зауыты».

Основными видами деятельности АО «Локомотив құрастыру зауыты» являются: производство локомотивов, производство запасных частей к локомотивам, оказание услуг тягового подвижного состава, обеспечение технически исправного состояния локомотивного парка и устойчивой работы локомотивов в эксплуатации, разработка и выполнение мероприятий по внедрению новых видов тяги, устройств для их эксплуатации и ремонта, разработанных на основе достижений науки и техники, лизинговая деятельность.

12) АО «Ремлокомотив».

Основными видами деятельности АО «Ремлокомотив» являются: организация и выполнение работ по модернизации, капитальному ремонту техническому обслуживанию и другим видам работ тягового подвижного состава, мотор-вагонного подвижного состава, классных вагонов и путевой техники, обслуживание, ремонт и модернизация локомотивного оборудования.

13) АО «Национальный центр развития транспортной логистики».

Основными видами деятельности АО «Национальный центр развития транспортной логистики» являются: проведение исследований в  сфере транспортной политики, определению коридоров для  транзитных грузопотоков, подготовка предложений по  эволюционированию транспортно-логистического комплекса Республики Казахстан, проведение маркетинговых исследований рынка транспортно-логистических услуг в Республике Казахстан и за рубежом, оказание информационных и консультационных услуг государственным органам, промышленным организациям, общественным организациям и физическим лицам по вопросам развития транспортно-логистических услуг.

14) АО «Вокзал-сервис».

Основными видами деятельности АО «Вокзал-сервис» являются: организация надлежащей работы вокзалов, обеспечение сервисного обслуживания пассажиров на железнодорожных вокзалах (билетные кассы, помещения для ожидания, санитарно-бытовые помещения и объекты информационного обслуживания, медицинские пункты, пункты охраны общественного порядка), организация обслуживания, ремонта и эксплуатации железнодорожных вокзалов, перронов, создание, развитие и совершенствование инфраструктуры сервисного обслуживания на железнодорожных вокзалах и перронах, организация продажи проездных документов, обеспечение безопасности жизни и здоровья пассажиров и сохранности перевозимого багажа на железнодорожных вокзалах, перронах. 

В условиях глобализации железная дорога тесно сотрудничает с морскими портами, автодорожными предприятиями, а также аэропортами. В 2012 году государство приняло целенаправленные меры по развитию в стране такого направления как транспортная логистика. Главная роль в становлении Казахстана как делового, транспортно-логистического хаба Центральной Азии отведена АО «НК «КТЖ». В Послании народу «Стратегия «Казахстан-2050» – новый политический курс состоявшегося государства» от 14 декабря 2012 года Президент Н. Назарбаев поставил задачу «сосредоточить внимание на выходе за пределы страны для создания производственных транспортно-логистических объектов за пределами Казахстана, тщательно просчитывая свои выгоды, выйти за рамки существующих представлений и создавать совместные предприятия в  регионе и  во всем мире  – Европе, Азии, Америке, такие как, например, порты в странах, имеющих прямой выход к морю, транспортно- логистические хабы в узловых транзитных точках мира».

В рамках реализации миссии оператора транспортной логистики Казахстана, АО «НК «КТЖ» совместно с партнерами завершает работу по передаче компании акций морского порта Актау. Решается вопрос управления портом с использованием опыта мировых лидеров в области логистики. Компания реализует проект по открытию паромной переправы Актау – Баку, приобретении для этих целей судовых мощностей. Рассматривается вопрос об участии АО «НК «КТЖ» в управлении государственными активами 11 ведущих аэропортов Казахстана. Начата разработка ТЭО строительства транспортно-логистических центров в регионах РК, где сосредоточены наибольшие грузопотоки. Продолжается развитие СЭЗ «Хоргос–Восточные ворота» на границе с КНР.

Правительством Казахстана разработана и утверждена Стратегия развития транспортной отрасли государства до 2015 года, цель которой – опережающее развитие транспортно-коммуникационного комплекса в соответствии с перспективной экономической стратегией государства.

В результате реализации Транспортной стратегии будет осуществлен переход транспортной системы на качественно новый уровень функционирования, сформирована оптимальная транспортная сеть. Переход к финансированию инфраструктуры на принцип полной самоокупаемости позволит сформировать ресурсы для ее дальнейшего устойчивого развития и поддержания на высоком техническом и технологическом уровне. Казахстанский транспортный комплекс будет органично интегрирован в транспортную систему. Транспортная инфраструктура будет соответствовать мировым стандартам.

Нормативная база и система контроля в сфере экологии будет приведена к международным стандартам. Все это позволит существенно увеличить долю транзитных перевозок, основу которых будут составлять контейнерные перевозки. Транзит обеспечит существенные финансовые поступления в бюджет государства и транспортных компаний. Стратегия охватывает железнодорожный, автомобильный, городской пассажирский, воздушный и водный виды транспорта, развитие и эффективное функционирование которых в значительной степени зависят от политики государства. Стратегия предусматривает модернизацию существующих и создание новых – «спрямляющих» транспортных путей и инфраструктурных объектов вкупе с обновлением всех видов транспортных средств. 


Айгерим МАКАШЕВА

Ұқсас материалдар