Техническое закулисье Astana Media Week 2020

Как онлайн-формат расширяет возможности медианедели

Astana Media Week – знаковое событие в казахстанской медиа индустрии, которое ежегодно привлекает ведущих мировых медиаменеджеров, журналистов, и всех, кто связан с созданием информационного контента. За годы проведения медианедели мы привыкли к ее традиционному формату: просторные залы, яркие выставки, креативные павильоны, тысячи гостей и необыкновенная обстановка, объединяющая все медиасообщество как страны, так и зарубежья. Но 2020-й год меняет все, и особенно подходы к организации массовых мероприятий. В этом плане медианеделя в Нур-Султане претерпела настоящую техническую трансформацию, что позволило не только успешно провести самое событие, но и в разы увеличить его аудиторию. El.kz подготовил специальный репортаж о техническом закулисье Astana Media Week-2020.

Техника - решает

Медианеделю-2020 можно назвать самым технически продуманным событием этого года. Перед организаторами стояла задача в режиме онлайн провести видеосвязь с 60-ю спикерами, которые находились в разных уголках планеты и говорили на разных языках. Если выражаться телевизионным языком, по сути на протяжении трех дней велись бесперебойные прямые эфиры (телемосты). Это десятки часов видео в HD формате на сайте astanamediaweek.kz и стримы в социальных сетях Facebook, YouTube. Ежедневно количество пользователей на всех трех платформах составляло десятки тысяч человек. Вся техническая поддержка была на сотрудниках казмедиа центра.  

Задача усложнялась тем, что прямой эфир из студии совмещался с режимом онлайн-конференции через платформу Zoom. В таких условиях требования к оборудованию возрастали ровно два раза. Самой собой для этого нужен быстрый и главное стабильный интернет. Вся технологическая схема, которую реализовали в Astana Media Week 2020 разработана технической дирекцией «Казмедиа орталығы».
«В Казахстане такого формата, и такого совмещения еще не было. Мы совместили телевидение и систему Zoom. С технической стороны именно эта платформа оказалась наиболее удобной. Мы совместили три вещи: реальных людей, которые находятся в студии на зеленом фоне, систему виртуальной дополненной реальности и систему видео конференции. То есть у нас не просто зеленый хромакей, а целая виртуальная 3D-студия с виртуальными стенами. Соответственно никаких дополнительных декораций мы не использовали. Рисков и сложностей было много так как никогда мы еще не совмещали интернет, то есть платформу конференц-систем с реальными людьми и виртуальной студией. Надеюсь, что зрителям понравилось», - рассказывает Сергей Горбунов, заместитель технического директора «Казмедиа орталығы».

Все семинары, дискуссии, панельные сессии и мастер-классы вели модераторы – медийные личности, умеющие работать в кадре. Для того чтобы картинка была смотрибельной, дизайнерами заранее была отрисована виртуальная студия, в которой и происходило общение со спикерами в которых и происходило общение со спикерами. Далее такая студия накладывалась на хромакей, как результат мы видим модератора в креативной уютной обстановке. 

От модераторов (ведущих видеоконференций) требовалось максимум концентрации и профессионализма. Они выходили в прямой эфир из отельной студии казмедиа центра, одновременно трансляция велась с нескольких камер. Параллельно ведущий держал связь с режиссером эфира, общался по связи в Zoom и работал с суфлером. 

Весь процесс трансляции управлялся из двух аппаратных. Одна отвечала за монтаж, наложение телевизионной графики, связь и коммутацию, другая за синхронные переводы, ведь каждое выступление спикеров одновременно переводилось на три языка: русский, казахский и английский. Поэтому у пользователя, смотревшего трансляцию с компьютера или телефона всегда была возможность выбрать тот или иной язык. 

«В плане человеческих трудозатрат такой формат значительно экономичнее. Ведь офлайн всегда требует больше технических сотрудников. Здесь по человеческим ресурсам все сведено к минимуму. Если говорить о спикерах Zoom-конференции, то они были сами себе операторы, и режиссёры, и осветители. Конечно перед началом съемки мы заранее с каждым из них связались все эти моменты обговорили, дали рекомендации по свету, фону, цвету, одежде, ракурсу камеры, чтобы как говорится картинка была интересная живая», - говорит Сергей Горбунов. 

Понятно, что в такой работе скорость интернета была более чем важна. Ведь медиацентр не только принимал сигналы, но и раздавал их на разные платформы: сайты и социальные сети. Поэтому сотрудники казмедиа открыли небольшой секрет: скорость интернета была взята с запасом, а именно в 10 раз больше от потребности. 

В среднем трансляции с Astana Media Week 2020 шли с 9.00 до 19.00 с небольшими техническими перерывами. Храниться весь записанный материал будет в медиа центре, благо места для этого достаточно. Кстати важно понимать, что для стримов в социальных сетях высокое качество видео не нужно, однако хранить его будут в формате Full HD. 

Как отмечают сотрудники казмедиа, онлайн формат – это экономия не только ресурсов, но и средств. И в плане финансовых затрат все обошлось значительно дешевле, как спикерам, так и участникам мероприятия, так как не было необходимости нести затраты на перелеты.  

«Во время пандемии многие проекты, к сожалению, не были готовы трансформироваться и адаптироваться к новым реалиям. В условиях карантина стоял выбор: либо о переносе, либо вовсе о закрытии проекта. Закрытие проекта, бесспорно, является самым простым решением, но при этом необходимо понимать, что в последующем восстановиться таким мероприятиям будет тяжелее. Учитывая важность развития отечественной медиасферы и продвижение деловых отношений на международном уровне, Министерством информации и общественного развития было принято решение провести данное мероприятие в онлайн режиме, создав новый формат форума. Мы хотим, чтобы это мероприятие всегда было ожидаемым и вошло в число узнаваемых проектов. В этом году мы постарались сделать это событие приближенным к телевизионному формату. Поэтому мы привнесли в него все телевизионные технологии, и я считаю, что результат получился замечательный. И в будущем мы готовы это внедрять», - говорит Ляззат Жунусова, генеральный директор «Казмедиа орталығы»

По словам Ляззат Жунусовой, над подготовкой Astana Media Week 2020 трудилась команда из 30-ти человек, это как технический персонал, так и творческие сотрудники. Также на данный момент все видеоматериалы с медианедели, доступны на сайте astanamediaweek.k. Более того из некоторых выступлений были смонтированы полноценные учебный курсы – кейсы, которые будут переведены на три языка и растиражированы в учебных целях. 

Новый формат – бесценный опыт

По словам Рината Муксинова технического директора медиа центра, Astana Media Week 2020 был очень интересным опытом для него и его команды. Такой формат сильно отличается от каждодневной работы режиссеров, операторов, осветителей и остальных технических сотрудников. К тому же главная целью всего процесса было выдать хорошее качество видео. 

«Это еще один шаг в развитии телевидения. Мы убедились, что это работает и работает красиво даже для ТВ. Мы привели новые онлайн площадки в телевизионный стандарт. Наша задача была сделать так чтобы зритель получил удовольствие от просмотра. Технически была проделана колоссальная работа, ведь валидация всех систем в одну единую картинку – это непросто. К тому же все три языка нужно было распределить по зрителям и подписчикам трансляции. Была и сложность в подготовке виртуальной графики. Но отмечу, для нас людей, работающих в технической сфере это не было сверхзадачей, главное было воплотить творческие желания организаторов. Технические сотрудники сами предлагали идеи, показывали их творческому персоналу. И уже из этих вариантов они выбрали, то что мы будем претворять в жизнь», - рассказывает Ринат Муксинов, технический директор «Казмедиа орталығы». 

В следующем году у технической службы медиацентра в планах удивить зрителей Astana Media Week. Они хотят создать эффект виртуального присутствия гостя в студии, не важно в какой точке мира он бы не находился. Тестирование уже прошло успешно на базе казмедиа. 

«Технологии нам позволяют сделать так чтобы зритель мог видеть спикера рядом с модератором в студии. Это 3D имитация. Для этого нужен хороший интернет и организация качественной линии связи с абонентом. Это не голограмма, это намного проще: вырезается проекция и вставляется в виртуальную студию. Просто нужно совместить качество съемки наших камер и камеры гостя. К тому же в казмедиа есть студия виртуальной реальности она в стране единственная в своем роде. Главное отработать со спикером, чтобы у него был обратный канал, и он мог видеть результат чтобы ориентироваться в этом виртуальном пространстве», - делится планами Ринат Муксинов. 

Теперь о конечном результате, а точнее о сайте. То, что видят пользователи на своих экранах компьютеров и телефонов стало возможным благодаря отечественной разработке, которая называется «Алем». Это первое казахстанское интегрированное решение, которое позволяет проводить онлайн-конференции. С помощью такой платформы можно проводить любые мероприятия онлайн от форумов до конференций. Такая платформа способна встраиваться в абсолютно в любой сайт. 

«В случае с Astana Media Week нам необходимо было получить всю картинку вставить ее в плеер и «вшить» его в сайт. Нам предоставили данные: аудио и видео потоки. И мы вставили уже в сайт. Сам плеер подстраивается под качество интернета каждого пользователя. Если скорость низкая, то качество ниже, если высокая, то соответственно качество будет выше. Выдается оптимальное качество видео для пользователей с разрешением 1280 на 720p. Это для того чтобы интернет успевал догружать картинку. В целом при таком решении скорость интернета должна быть довольно высокая, но важнее его стабильность», - рассказывает Батихан Калибеков IT – руководитель платформы «Алем». 

Как показала медианеделя 2020, вполне возможно, что будущие площадки будут также частично проводиться в онлайн формате в независимости от мировой эпидемиологической обстановки.

Astana Media Week – ценит время каждого

Команда организаторов Astana Media Week в этом году учитывая все тренды в деловом ивентинге, ведь медианеделя это прежде всего деловое мероприятие, объединила событие с еще одним мировым трендом онлайн-образованием. 

«Мы объединили две эти составляющие: деловое, образовательное, коммуникационное событие, которое стало удобным. Оно стало - usability, теперь медианеделя всегда с вами в вашем смартфоне, гаджете, на вашем телевизоре и компьютере. Это значит вы присутствуете в Astana Media Week, так как вам удобно. И любую из сессий или мастер-классов вы можете посетить в любое время, так все записи мы оставляем на нашем сайте и на всех наших одноименных страницах в YouTube и Facebook», - поясняет Махаббат Есен, организатор Astana Media Week. 

Удобство коснулось не только каналов передачи информации, но и времени. В приоритет с пользой Astana Media Week ставит и еще один ценный ресурс - время каждого пользователя. 

«Каждая сессия - регламентирована. Мы изучаем тренды и знаем сколько люди готовы смотреть. Готовы ли они быть на площадках, которые длятся бесконечно? Нет не готовы! А готовы ли выделить на это час своего времени и услышать интересных спикеров – да! Поэтому все эти нюансы мы тщательно просчитали и отслеживаем. А значит лишнего в плане затрат тайминга не допускаем. Мы понимаем, что все люди занятые, и уход на дистанционку не означает, что у всех появилось много свободного времени, наоборот работы стало больше и мы все с этим сталкиваемся», - подчеркивает Махаббат Есен.   

Можно предположить, что такое событие как Astana Media Week в принципе переосмыслило подход к обучающим семинарам. Ведь если послушать выступления спикеров из других стран, то понимаешь, что это не просто уроки или мастер-классы, а нечто большее, новое, более удобное для восприятия. Площадка Astana Media Week 2020 наглядно демонстрирует сообществу (причем не только из сферы медиа) то куда должно двигаться онлайн-образование сейчас и в ближайшем будущем. 

Не исключено, что скоро медианеделю ждут новые трансформации с учтём мировых трендов, в частности развития блог-сферы, с акцентом на более молодую аудиторию. 

Главная