«Я боялся сразу стать директором музея, казалось, что мало опыта. К тому же я не был финансово грамотным, однако вышло постановление на создание музея от акима области, затем района, и все завертелось. Целый месяц я потратил на изучение уставов других музеев, так как наш был первый нишевой по рукоделиям. Разумеется, ориентировались на Россию, у них же много таких маленьких, специализированных собраний экспонатов. В то время слова «налоговая, статуправление, печать, банки, юстиция» стали почти родными, настолько я углубился в кухню»
Бюст Даркембая Шокпарулы возле музея
Музейная табличка
Доска памяти Даркембая Шокпарулы
Портрет Даркембая Шокпарулы
Даркембай Шокпарулы
Даулет рассказывает, что для музея нужны были работники, деньги выделили всего на семерых, поэтому ему пришлось обучать своих односельчан, сегодня же большинство из них выпускники АГУ и КазНАИ им. Жургенова. К Даулету Шокпарову подмастерья приходят еще с тех времен, когда был жив отец. По примерным подсчетам их количество перевалило за сотню за двадцать лет.
«Более всего ко мне в ученики хотят попасть люди с ограниченными возможностями, но у меня здесь нет условий для проживания. Уже не раз говорю, что моя мечта – открыть школу. Знаете, как кэмпинг, чтобы 10-20 человек в год могли пожить в общежитиях, делать изделия, продавать их, а на эти деньги покупать еду, чтобы было самоокупаемо. Однако на строительство таких корпусов нужны деньги, которых у меня пока что нет»
Портрет уста Даркембая
Лавка ручной работы
Скульптура уста Даркембая «Карасай батыр»
Экспонаты: деревянный шкаф и стулья
Благодарственные письма и сертификаты музея
Музей находится полностью на гособеспечении, поэтому Даулет не участвует в тендерах и не получает субсидии. По его мнению, ремесленники – творческие люди, которые не гонятся за деньгами, им важно созидание. Наследие отца и собственный талант позволяют Даулету выезжать за границу с экспонатами: он и его команда мастеров часто бывают в Москве, Петербурге, Бишкеке и в Ташкенте. Бывают уникальные поездки, например, в 2016 году арабы профинансировали ремесленникам со всего мира поездку в Абу-Даби на месяц, на фестиваль мастеров прикладного искусства.
«Больше всего запомнились мастер-классы африканцев, их плетения из растений, а также палестинцы, иранцы с поделками из серебра. Ковроткачеством удивили ближневосточные девушки, из-под их рук выходят безумно тонкие изделия, к тому же эти ковры были двусторонние. В свою очередь я показывал, как из заготовок кую именные браслеты за 10-15 минут. Разумеется, заграничные мастера пробовали повторить – не получалось. Все дело в многолетнем опыте и традициях работы с материалом. Опять-таки тот же торсык делаем мы и кыргызы, больше никто. Здесь еще играют роль обстоятельства жизни предков»
На самом деле пятнадцатиминутный показ – исключение, так как на подготовку одного изделия ручной работы уходит много времени. Например, как говорит мастер, деревянный сундук можно сколотить и за неделю, но за качество нельзя ручаться. В среднем для вещи «на века» ремесленники уделяют 2-3 месяца. Кауга (на фото слева, кожаное ведро, прим.авт.) и вовсе встречается редко, такую посуду делают как минимум несколько недель.
«Разные истории приключаются с нашей продукцией. Например, по наказу отца я сделал золоченое седло со всем необходимым для езды. Этот ер-токым так и стоял у нас в мастерской, пока однажды не забрел богатый мужчина. Кинул мне пачку в семь тысяч долларов, забрал на подарок, я потом на эти деньги за короткое время купил машину и женился. Другой случай был как раз в Эмиратах. К нам ежедневно приходила женщина, кажется, иорданка, и каждый раз покупала один торсык. День за днем, вроде штук 20 забрала. По итогу примелькалась, а мы у нее спрашиваем, чего это она набирает. Оказывается, у нее верблюжье хозяйство, в интернете прочла, что есть такой народ – казахи, что у них есть шубат и они хранят их в кожаной посуде. Мы объяснили, что это натуральное изделие, которое перед применением обязательно надо высушить, окурить и смазать конским жиром. В конечном итоге она у нас отоварилась на две тысячи долларов»
Спрос на элитарные сувенирные изделия в Казахстане не иссякает, однако в сельской местности, разумеется, это не актуально. По большей части люди приходят в мастерскую с бытовыми предметами: жестяные самовары, старые седла, ступья и прочее.
Седла на починку
Утварь и бытовые предметы на починку
Даулет Шокпаров говорит, что не делает музыкальные инструменты вроде домбры, кобыза и т.д., не занимается их починкой и реставрацией, как отец. Однако из-под его руки выходит редкий подвид казахского барабана – ортеке. Это олень на веревке, конец которой вдевается незаметно в палец, тем самым заставляя его скакать на гулкой поверхности натянутой кожи. Причастность человека к этому действию скрывается с помощью игры на маленькой домбре - шинкилдеке (струнный музыкальный инструмент, прим.авт.), наш ответ гавайскому укулеле. Еще одна необычная вещь в коллекции Даулета – лавх, по-казахски – курси, который служил кочевникам подставкой для священной книги Коран.
Наша беседа проходит в мастерской при музее, так как в последнем идут ремонтные работы во время карантина. Повезло, говорит Даулет, что во время пандемии государство выделило средства: он их потратил на видеокамеры, которых отродясь не было, на побелку и новые витрины.
Музей во время ремонта
Экспонаты не на своих местах из-за побелки
Мастерская при музее пропитана атмосферой казахского «икигаи» (японское понятие смысла жизни, прим.авт.). Потому что у Даулета и его мастеров схожая восточная философия: нахождение удовлетворения, ежедневная радость и осознанность в делах.
«Иногда всю ночь любуюсь своими поделками, это не самодовольство, а созидание. Поэтому, наверное, у нас есть довольно личные суеверия. Отец приучил всегда совершать омовение перед работой. Если дело не идет ни в какую, значит, заказчик капризный, надо отложить или переждать. У каждой вещи бывает свой покупатель, если не возьмет один, то суждено другому. Отец еще верил в святость вещей, дух предмета, по-казахски зовется «кие». Например, в музее раньше был кобыз одного шамана, который периодически начал ему сниться. Папа пришел к выводу, что вещь надо вернуть, однако страннее было то, что за инструментом без предупреждения приехали потомки того баксы (шаман с каз.яз., прим.авт.). Отдали без сомнений, значит, так надо было»
Вид на одну из комнат мастерской
Инструменты
Даулет Шокпаров в своей мастерской
Наковальня
Инструменты
Ремесленники – хранители народных учений, их знания порой передаются поколениями. Однако, по словам Даулета, даже талантливым мастерам требуется академическое образование.
«Одно дело уметь ваять войлок, другое – чувство композиции, колорита. Нужно хотя бы уметь рисовать, потому что по-другому – это не искусство, а халтура»
Мастера измеряют все пядью для удобства
Заготовка камчи - казахской плетки
Отлитый из бронзы жамбас (бедренная кость), который дарят в знак уважения сватьям
Керамическая заготовка
Форма для кожаных изделий
К примеру, на Экспо-2017 поездку мастеров Алматинской области организовал именно Даулет Шокпаров. По его словам, удалось найти только 22 первоклассных ремесленника с области, для сравнения, из Алматы поехало 50. Даулет считает, что именно из-за такой градации уровней мастеров, в современном Казахстане нужны образованные ремесленники, чьи работы были бы более качественные, а самим мастерам не хватает конкурентоспособности и знаний о требованиях рынка и о самопродвижении.
«У нас на этот год было много планов, но пандемия все порушила. Должны были организовать Наурыз при посольстве в Лондоне, но, увы»
Сундуки
Ступка
Плетеное из кожи Древо Жизни
Печь
Щипцы для работы
Сейчас Даулет Шокпаров занят тем, что буквально охраняет музей с сыном: опасается воров в кризис, поэтому обходит территорию по вечерам. Живет в доме, который построил рядом с работой. Вырезает седла из цельных деревьев, делает бесики (колыбели, прим.авт.). Отрекается от конкурсов на госгранты: ему хватает зарплаты. Составляет список областных мастеров, говорит, что Минкульт собирается заняться всеказахстанским реестром ремесленников. Преподает в вузе, ждет окончания сыновьями КазНАИ, чтобы обучить их семейному делу и секретам предков.
Автор: Акерке Толеген
Дата публикации: 27.08.2020