От тюркских шежире до онлайна

Как и зачем развивалась казахская генеалогия

Время чтения: 10 минут

Развитый мир сейчас стремится к толерантности: за дискриминацию по расовому, национальному, гендерному, религиозному, возрастному, должностному признакам, за осуждение внешнего вида, за неосторожное слово можно угодить в капкан всеобщего презрения. Тем удивительнее, что люди самоопределяются, объединяются в группы, ищут общность с другими такими же. Для казахского мира это отлично знакомо, «коллаборация» кочевников в древности помогла становлению нации. В историческом контексте родо-племенной строй развивался везде, однако у казахского общества более других сохранились эти традиции: запрет на женитьбу до седьмого колена, первенство выступлений на собраниях, культурно-бытовые региональные различия. Поэтому генеалогия, наука о родственных связях, в Казахстане не теряет актуальности.

У таких тюркских народов, как казахи, киргизы, башкиры, татары и узбеки собрание сведений о преемственности, истории и узах рода зовется одним емким «шежіре́» (шежире). Оно служит источником исторической, этнографической и антропологической информации. Проще говоря, в шежире изложены наиболее значимые события жизни ру (пер. с каз. «племя, род») и отдельных личностей. Историк Махсат Алпысбес, который занимается генеалогическим изучением казахов, пишет, что шежире является «коллективной памятью» тюрков, объединением исторического фольклора, особенно в традициях «устного письма». Чаще всего знания с перечислениями имен предков по прямой мужской линии передавались устно, иногда в стихотворном виде, даже если существовала письменность.

В собраниях сочинений Шокана Уалиханова можно встретить такие строки про казахских аксакалов: «…Каждый почетный киргиз-родоначальник знает всю генеалогию своего рода и, чтобы быть благовоспитанным и порядочным человеком, усердно изучает народное право под руководством старого бия, пользующегося в народе репутацией, юридическою известностью, и совершенствуется в красноречии, приобретая на память множество поговорок, пословиц, забавных анекдотов и употребляя их для украшения своих речей…» Махсат Алпысбес называет эту объяснительную устную традицию условной эгоисторией – памятью народов о самих себе. Она не исключает черты древних мифологических воззрений, когда одни и те же качества и деяния приписываются разным людям, герои буквально обладают сказочной силой или божественной сущностью (например, легенда о происхождении тюрков от волчицы, которая вскормила безногого и безрукого юношу). Шакарим Кудайбердиулы писал, что «родословной, которая бы хронологически последовательно проследила все колена от пророка Адама до наших дней, не существует». Разумеется, сказительная форма исключительно субъективна, а порой недостаточна из-за погибших во время геноцидов, голодомора, репрессий и войн носителей мудрости. Все же обязательный обычай знать наизусть «Жети ата» (букв. перевод с каз. «семь дедов», знание предков до седьмого колена) и пиетет к своим корням помогли восстановить шежире. С другой стороны, эта сакральность была обусловлена недопущением близкородственных браков для улучшения генофонда.

В книге Махсата Алпысбеса «Шежире казахов: источники и традиции» есть занимательная историческая отсылка: он описывает, что интерес дореволюционного западного мира к этнической геногеографии Казахстана был силен. Однако в советскую эпоху «из-за вынужденности этнографов руководствоваться марксистской методологией, глубокое и объективное изучение ряда вопросов было невозможным». Волна массового увлечения казахами шежире, свободная гонка и культ восстановления своих «тек» (пер. с каз. родословная, фамилия) пришелся на смену тысячелетий. Именно до и после нулевых это вылилось в издание миллионных тиражей под оттиском тамг родов.

Книгу можно скачать здесь

СПРАВКА. Русский историк-востоковед Николай Аристов писал о тамгах в своем труде «Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности» (1896 год): «Кроме родовых имен, другим указателем этнического состава тюрков-кочевников, также связанным с родовым бытом, могут служить родовые т а м г и, т.е. знаки родовой собственности, налагаемые преимущественно на скот, но встречающиеся также на других имуществах рода и его членов, и употребляемые в виде гербов, печатей, взамен подписей и т.д. Древнейшее, кажется, упоминание о тамгах у тюрков (именно у гаогюйцев) относится к V веку: «На домашнем скоте вообще кладут метки, и, хотя в поле пристанет к чужому, никто не возьмет его». Но нельзя сомневаться, что родовые тамги у тюрков-скотоводов существовали в несравненно более отдаленные времена. Весьма вероятно, что родовые тамги были первоначально изображениями родовых богов или духов-покровителей и лишь впоследствии обратились в знаки родовой собственности, приняв для этого формы геометрических фигур, как наиболее удобные для вырезывания или выжиганий. По многочисленным наблюдениям, у восточно-финских племен, родовой быт которых давно уже начал рушиться, образование тамг для новых семей...совершается посредством добавления приставочных черт к знаку старой семьи».

Классическое казахское шежире рода может состоять из нескольких томов и включает патриархальное древо, от отца к сыну. Некоторые продвинутые издания могут отметить в сносках женщин, которые внесли какой-то вклад в развитие общества. Сейчас можно отследить мужских «пра-пра» до 20-25 колен, а то и выше, часто большие рода количественно насчитывают более одного миллиона человек, например, Албаны, Дулаты, Найманы, Аргыны, Жалаиры, Байулы, Алимулы и пр. Род считается прервашимся, если не рождаются мальчики или умирает последний представитель. Кроме того, нередко современные казахи называют лишь самые старые три ответвления после жуза, так как поздние летописи включают огромное количество информации.

СПРАВКА. «Кария казахского народа говорили: “Мы дети трех ханов – Сейыл хана, Жайыл хана, Ел хана. От Сейыл хана – восемь могущественных туркменов. От Жайыл хана – Майкы, а от него – Уызбек. От Ел хана – Сыбан. От Уызбека происходят трое сыновей – Мын (старший), Жуз (средний), и Кырык (младший). От Сыбан – Казак и Созак. Дети Созак – каракалпаки. От Казак – происходят – Акарыс, Жанарыс, Бекарыс. Во всех трех жузах говорят, что предки казахов – эти трое» (М.Алпысбес, «Шежире»)

Медленный, но несомненный рост численности казахов в Казахстане и по миру поставил другую задачу перед исследователями и генеалогами-энтузиастами: чтобы не было путаницы в родах, нужен переход в онлайн. Так Интернет превратился в безмолвного сказителя. Соавтор самого большого проекта по шежире на казнете Айсагали Садуакасов рассказал историю создания сайта.

«Сайт разработал мой старший брат. Идея зародилась в 2015 году, тогда в интернете был экзелевский файл по шежире на каком-то форуме, но он был слишком сложным, все смешалось. Поэтому друг брата посоветовал ему сделать сайт по генеалогии, чтобы все было доступно и легко. В 2016 году мы запустились. За 4 года у нас уже набралось 1 миллион занесенных имен и 35 модераторов из разных регионов. В данное время я занимаюсь поддержкой сайта, брат занимается лишь технической частью»,- рассказал Айсагали (по просьбе интервьюируемого данные о его брате не публикуются, прим.авт.)

Сайт «Тумалас» (прим.пер. с каз. «родственник») работает без спонсоров, на волонтерской основе представителей разных ру. К тому же, любой посетитель проекта может заполнить, исправить, добавить информацию (фото, год рождения, профессия, статьи) абсолютно бесплатно, как в онлайн-энциклопедиях.

«Наш проект не преследует определенную целевую аудиторию и представлен для любого желающего узнать о шежире казахов без коммерческой выгоды для создателей. Доступность диктует веление времени, к примеру, Шежире-книга выпускается минимальным тиражом, поэтому доступ к нему имеют не все, а онлайн – без ограничений. Сайтом занимаются в основном энтузиасты-активисты и любители. Их объединяет идея создания полноценного, восполненного древа безвозмездно, ведь в советское время запрещалось говорить об этом – приравнивалось к трайбализму и говорилось, что это пережитки феодализма»

Среднее дневное посещение сайта – от 10 до 30 тысяч. По словам Айсагали, во время карантина отметка достигала 140 тысяч. Сайт – интерактивный, поэтому из-за неправильно внесенных данных могут возникнуть неточности или несоответствия, в таком случае за дело берутся модераторы. Если они не справляются, обращаются к шежіретанушы (генеалогам), этнографам, историкам, ищут в публикациях, материалах. Айсагали рассказывает, что более достоверной частью казахского древа является та часть, которая насчитывает последние пару столетий.

«Изучение шежире значит больше, чем знать свою историю. Надо отметить, казахи не делятся на ру, казахи состоят из них. Это весьма и весьма разные понятия, это в каком-то смысле облегчало, упрощало управление. У каждого ру был свой моральный кодекс, идеология, ұран (клич, лозунг, прим.авт.), за которые держались, это служило неким критерием достоинства при объединении в единый народ для защиты от врага или для предотвращения чьего-то непристойного поступка. К примеру, выражение «Не позорь наш ру (род)» осталось с тех времен, ұран наподобие «Ура!» поднимал рух (боевой дух, прим.авт.)», - отмечает Айсагали.

Примечательно, что среднюю продолжительность жизни в шежире ранних веков берут как 25-30 лет, отследить предков таким образом можно вплоть до 10-11 веков. Айсагали рассказывает, что на сайте есть древо, которое насчитывает 35 колен, на сегодняшний день они рекордсмены.

«По шежире отчетливо прослеживается история того или иного ру, да и в целом правдивая история казахов. Например, обычная демографическая ситуация: расцвет популяции, горькая судьба во время «Ақтабан шұбырынды алқакөл сұлама», голодоморов, Великой Отечественной. К сожалению, иногда в роду, в древе встречается всего одна ветвь. Генеалогия действительно как большое дерево: если благодать, разрастается, а если нет благоприятных условий, иссякает, увядает»

Кроме названных Айсагали причин, есть большой пласт истории Казахстана, связанный с миграцией соотечественников за границу. Модераторы сайта сотрудничают с казахскими диаспорами в Китае, Турции, Монголии, Германии, США и в странах ближнего зарубежья.

«В основном к нам обращаются для уточнения некой информации об этнографии. Например, связывались из Института этнологии и антропологии России, ученые из Турции, Кыргызстана, а также с других сайтов по шежире. За помощью в восстановлении своего рода обращаются практически каждый день – у каждого своя история (детский дом, война, семейные драмы и др.). Запомнился один интересный случай. Как-то раз мне звонили с Алматы, человек попросил помочь с заполнением данных на сайте. Обычно я не сохраняю контакты и переписки с такими людьми, так как их очень много, в день по 10-30 человек. Я сразу же удаляю переписку и контакты в мессенджере, но так сложилось, что именно про этого мужчину я забыл. Через 2-3 дня звонит другой, потому что на сайте увидел имя своего дедушки. Как оказалось, он несколько лет безуспешно искал родню. Удивительно, но первый мужчина оказался родней второму. Оба так обрадовались, сказали, что наш сайт как передача «Жди меня». Хотя, знаете, такое часто случается: почти каждый день кто-то находит своих родственников, о которых в жизни не слышали»

Спорный момент, который возник в беседе с Айсагали, касался роли женщин в создании рода и их упоминании в шежире. По его словам, мало древ, которые содержат имена девушек, но они есть. Однако фигурируют там в качестве матери или жены, но никак не дочери, хотя Айсагали говорит: «в истории казашками гордились и почитали». Если раньше существование Интернета было невообразимой мечтой, возможно, ситуация с гендерным равенством тоже изменится.

В генеалогических преданиях, шежире, главным носителем информации традиционно является человек. Мировоззрение казахов, весь культурно-исторический код прослеживается благодаря вот таким «ескі сөз» (пер.с каз. «старое слово», устный фольклор), и с нуждой самоидентификации и трансляции коллективной памяти, родословная будет в трендах еще очень долго.

Главная