Знаменитые казахские кюйши IX-XX веков

Искусство творить музыку степей

Андерсен писал, «где не хватает слов, говорит музыка». В ней же, по мнению Гете, яснее всего проявляется величие искусства. Музыка – самое прекрасное из того, что сотворил человек, это отражение душевных переживаний. Настроения, события, история и культура наслаиваются на ноты. Бах, Бетховен или Моцарт на слуху миллионов, а кем же создана и записана мелодия казахских степей? Читайте подборку el.kz о популярных кюйши-композиторах прошлых веков

Күй – кюй – традиционная казахская музыка. Исполняется на домбре, кобызе или других народных музыкальных инструментах. Күйші – кюйши – тот, кто исполняет кюи.

Кюи – особое наследие казахского народа, так как они охватывают период более тысячи двухсот лет, а также связаны с реальными историческими событиями на территории Евразии. Например, до наших дней дошел народный кюй «Қос мүйізді Ескендір» (букв. с каз.яз. «Двурогий Искандер») про Александра Македонского, а мифы про Коркыт-ата, жившему приб. в VIII-IX веках известны каждому казахстанскому ребенку. Мы собрали для вас наиболее известных композиторов. 

Қорқыт (IX век)

Коркыт – поэт-мыслитель и кюйши-композитор огуз-кыпчакских племен, вырос на берегу Сырдарьи (река на юге Казахстана). По данным историков, его род с отцовской стороны произошел от огузского Камы (Кайыспас), отца звали Каракожа, а род мать была дочерью кыпчаков, звали ее Алтыншаш. 

Бартольд писал, что Коркыт – не батыр, а абыз (патриарх), хранитель и распространитель народной мудрости. Коркыта называют «күй атасы», что значит «отец-основатель кюя», он играл на кобызе – струнном инструменте, который, по легенде, вырезал сам. Коркыт также был баксы (с каз.яз. знахарь-шаман), он – воплощение степной философии и тенгрианства.

В народе говорят, что когда он родился, были затмение, дожди и бури, гремела и грохотала гроза, которая всех испугала, поэтому его назвали «Коркыт», что вольно можно перевести как «тот, который пришел, когда мы были напуганы». Другой наиболее известный миф про кюйши – «как Коркыт бежал от смерти». Согласно молве, как-то в путешествиях он видел людей, которые копали могилы, на вопрос кому, те отвечали: «Коркыта». Поэтому кюйши, дабы не подпустить к себе Смерть, денно и нощно играл на кобызе, плывя на расстеленном ковре по водам Сырдарьи. По словам Шокана Уалиханова, здесь кроется глубокий символизм: Коркыт нашел бессмертие в служении человечеству созданным им искусством. Кобызшы почитают тюркские народы, в своих трудах о нем также писали Мухтар Ауэзов и Алкей Маргулан. «Книга Коркыт ата», написанная на арабском языке, хранится в Дрездене и Ватикане. Кесене (мавзолей) Коркыта в виде кобыза, который «поет» на ветру благодаря уникальной акустике, находится на территории современной Кызылорды. 

Кюи Коркыта: «Қорқыт» (сущ. три варианта), «Аққу», «Әупбай», «Башпай», «Желмая», «Елім-ай, халқым-ай», «Сарын» (сущ. два варианта), «Тарғыл тана», «Ұшардың ұлуы» и пр.

Akerke Tolegen · Korkyt - Bashpai
Akerke Tolegen · Korkyt - Ushardin uluy
Akerke Tolegen · Korkyt - Zhelmaya

Кетбұға (XII-XIII века)

Согласно устному народному творчеству и некоторым письменным источникам, Кетбуга – великий жыршы (поэт-песенник), кюйши, баксы из найманского рода, современник Чингис хана. Последнее связано с тем, что именно Кетбуга является автором кюя «Аксак кулан» – о трагично погибшем во время охоты Жошы (Джучи, сын Чингис хана). По рассказам, никто не смел объявить о такой вести суровому завоевателю, тогда Кетбуга сыграл Чингис хану кюй о кончине его отпрыска, безмолвное и полное боли естірту (традиция объявления о смерти близкого издалека, намеками, чтобы не ошарашить человека). Об этом можно узнать из «Шежире тюрков» - «Шад-жарат ал-атрак», памятнику XV века. Кюйши почитают не только казахи, но и кыргызы с каракалпаками. Кетбуга чтили бием (би, судья) такие видные деятели, как Доспамбет жырау и Махамбет Отемисулы.

Кюи Кетбуга: «Ақсақ құлан» (сущ. шесть вариантов), «Нарату» и пр.

Muslim Amze · Кетбұға - Ақсақ Құлан
user766170564 · Ақсақ құлан

Асанқайғы (XIV-XV века)

Асан Сабитулы родился в 60-70 годы на берегу реки Едил (Волга). Курбангали Халидулы в своем труде «Тауарих хамса» писал, что знаменитый Майкы би является предком Асанкайгы.

Асанкайгы жил во времена дробления великой Золотой Орды, он был современником ханов Берке, Улуг-Мухамед и Абулхаир, а также султанов Керей и Жанибек. Его называли «дала абызы», степным патриархом, время Асанкайгы – переселение казахов, обособление Дешти Кыпчака, поэтому он много думал о судьбе народа, о будущем.

Кюи Асанкайгы: «Ел айырылған», «Асанқайғы», «Желмаяның жүрісі», «Зар» и др.

Akerke Tolegen · Assankaigy - Zhelmaya

Қазтуған (XV век)

Как и многие в средневековье, Казтуган Суйинишулы представлял собой многогранную личность: он был и батыром, и кюйши, и би, и оратором. Жил он между реками Едил и Жайык (Волга и Урал соответственно), на берегу Каспийского моря, преимущественно в местах, которые называли Карасу. По дошедшим до нас стихам ученые говорят, что он был аристократом, а также, возможно, видел великого Асанкайгы. 

Кюи Казтугана: «Сағыныш», «Құлақ күй». 

Байжігіт (XVI-XVII века)

Байжигит родился на Алтае. Благодаря казахскому шежире можно отследить, что он выходец из Среднего Жуза, кереев. Среди них он потомок ответвления Абак-Жастабан. Байжигит рос сиротой, остался без родителей в пять лет, поэтому его жизнь была полна трудностей. Именно поэтому, считают люди, его кюи полны тоски.

Кюи Байжигита до сих пор хорошо известны на территории Восточного Туркестана и на Алтае. Изучением его наследия занимались такие деятели, как Магауин, Хаймолдин и Асемкулов. 

Кюи Байжигита: «Азат» (сущ. две версии), «Ақтабан», «Алмажай», «Аңшының зары», «Арман», «Әлдисұр», «Беласар», «Бөкен жарғақ», «Бұлғын сусар», «Былқылдақ», «Дәлдірең торы», «Жетім торы», «Жұмағұл», «Ерке атан», «Қайың сауған», «Қара жорға», «Қашқан қалмақ», «Қоңырат», «Қосбасқан», «Қособа», «Қос сиыр», «Кербалақ», «Көкейкесті», «Көңіл», «Көктөбе», «Күншуақ», «Көкбалақ», «Көк қаршыға», «Нарын», «Сара би», «Секіртпе», «Сылаң торы», «Тоғыз тоты» и пр.

Akerke Tolegen · Baizhigit - kazakh ethnic music - kui

Абылай хан (1711-1781)

Абылай (Абильмансур) Уалиулы – хан казахского народа из рода торе, а также кюйши XVIII века. Его время можно описать как обострение политической ситуации в степи с угрозой полного уничтожения, о чем в устной литературе осталось такое четверостишие: 

«Былай барсаң Қоқан бар – қоқаңдаған әкең бар,

Былай барсаң қалмақ бар – күшіңді еппен алмақ бар,

Былай барсаң қытай бар – жапырағыңды бұтай бар,

Былай барсаң орыс бар – балаңды берсең қоныс бар».

То есть существовала угроза со стороны Коканда, калмаков, Китая и Российской Империи. Поэтому кюи Абылая можно разделить на два периода. Первый объемлет время джунгарских набегов, в этих кюях рассказываются о походах, военных потерях и победах, о подвигах батыров. Второй период касается более спокойной жизни. Некоторые кюи Абылай хана были переведены на ноты Уалихановым и Затаевичем, которые также первыми написали о нем как о кюйши. 

Кюи Абылай хана: «Ақ толқын», «Алабайрақ», «Бұлан жігіт», «Дүние қалды», «Жетім торы», «Қайран елім», «Қара жорға», «Қоржын қақпай», «Майда жал», «Садақ қақпай», «Сары бура», «Шаңды жорық» и пр.

Махамбет (1804-1846)

Махамбет Отемисулы – батыр, полководец, поэт и кюйши казахского народа. Родился и вырос в округе Бекетай, Ішкі Бөкей. По рассказам, его вдохновляли такие земляки, как Камбар батыр, Ер Таргын, Сыпыра жырау, Асанкайгы, Казтуган, Шалкииз, Жиембет, Доспанбет и другие. Главным кумиром Махамбета являлся знаменитый Сырым батыр. Махамбет был ученым, кроме казахского языка знал русский, татарский и арабский языки.

Махамбет возглавлял революции, поэтому и кюи его были пропитаны освободительным духом. 

Кюи Махамбета: «Ақжелкен», «Жайық асу», «Жорық», «Жұмыр-Қылыш», «Исатайдың Ақтабаны-ай», «Қайран Нарын», «Қиыл қырғыны», «Нарын», «Өкініш», «Тарлан», «Шілтерлі терезе» и др.

Muslim Amze · Махамбет "Жорық"
Muslim Amze · Махамбет. "Жұмыр-Қылыш"

Боғда (XIX век)

Богда Караулы родился и вырос на берегах рек Жем и Сагыз, в то же время много путешествовал по регионам Актобе, Атырау, Орал и Мангыстау (Западный Казахстан) и изучал наследие кюйши. Он был современником батыров Исатая и Махамбета, кюйши Сокыр Есжана. Богду вдохновляли такие кюйши, как Абыл, Кошкар, Еспай, Кауен и Арыстан.

Кюи Богды: «Боғда», «Бозтөбе», «Жем-су», «Екіндіде ел іздеген», «Кербез Ақжелкен», «Кербез керік», «Қара жаяу», «Сегіз лақ» и пр.

Akerke Tolegen · Bogda - kazakh kui - ethnic music

Тәттімбет (1815-1860)

Таттимбет Казангапулы – автор многих кюев, распространенных на юге, востоке и в центральных регионах Казахстана. Он современник таких людей, как Биржан сал, Жаяу Муса, Жанак, Шоже, Кунанбай, Муса Шормана и других. Также он активно участвовал в общественной жизни, например, был одним из тех, кто присутствовал на коронации Александра II. Ахмет Жубанов писал, что творчество Таттимбета занимает особое место в казахской музыкальной истории, и сколько бы времени ни прошло, его кюи будут духовной пищей для многих поколений.

Кюи Таттимбета: «Азына», «Ақбас бура», «Балбырауын» («Шымылдық үзер»), «Балқан тау», «Бес төре», «Боз торғай», «Былқылдақ», «Желқара», «Жетім қыз», «Жібек жал», «Ерке бұлан», «Қаражорға», «Кенжетай», «Қорамжан», «Қосбасар» (сущ. четыре варианта), «Қоянды», «Көкейкесті», «Көшжанаған», «Манабай», «Майда сары», «Мінеки», «Нар шөккен», «Ноғай-қазақ», «Өлең сай», «Салқоңыр», «Саржайлау», «Сарықамыс», «Сарыатан», «Сары өзен», «Сұлама», «Суықтөбе», «Сұлуағаш», «Сылқылдақ», «Тепеңкөк», «Тасбұлақ», «Толқын», «Терісқақпай», «Шайыр қалды» и пр.

Aibar · Тәттімбет - Қосбасар
danyshpan tutykh · Біләл Ысқақов - Сарыжайлау (Тәттімбет)
kurmangazy.com · Тәттімбет Саржайлау

Құрманғазы (1818-1889)

Курмангазы Сагырбайулы родился в Букеевской Орде (Западный Казахстан). С раннего детства был близок к музыке, вдохновлялся кюйши Узак, Есжан, Даулеткерей и другими, впоследствии сам стал скитальческим кюйши-композитором. Он был выдающимся домбристом, Курмангазы называют представителем казахского духовного возрождения XIX века. Он был очевидцем восстаний против колониальной политики, подвергался гонениям, его заключали в тюрьмы. Произведения Курмангазы отражают общественные волнения и трудности той эпохи, его называли кюйши-философом.

Кюи Курмангазы: «Адай» (сущ. три варианта), «Айда бұлбұл, Айтжан-ай», «Ақбай», «Ақсақ киік» (сущ. два варианта), «Амандасар», «Алатау», «Аман бол, шешем, аман бол», «Байжұма», «Балбырауын», «Балқаймақ» (сущ. два варианта), «Бас Ақжелең», «Бозшолақ», «Бозқаңғыр», «Бұлбұлдың құрғыры», «Демалыс», «Жігер», «Ертең кетем», «Итог», «Кішкентай», «Көбік шашқан», «Кісен ашқан» (сущ. два варианта), «Лаушкен», «Маната», «Назым», «Не кричи, не шуми», «Ойбай, балам», «Пәбескі», «Сарыарқа», «Саранжап», «Серпер» (сущ. четыре варианта), «Теріс қақпай» (сущ. два варианта), «Төремұрат», «Түрмеден қашқан», «Ұзақ Ақжелең» и пр.

Gani Azhibek · ▶ «Балбырауын» ┇Құрманғазының күйі┇
Gani Azhibek · ▶ «Қайран шешем» ┇Құранғазы күйі │
bauka092 · Құрманғазы - Адай
bauka092 · Құрманғазы - Сары-Арқа

Дәулеткерей (1820-1887)

Даулеткерей Шыгайулы родился в Букеевской Орде (Западный Казахстан), в местности Карамола. Выходец из знатного рода, однако посвятил свою жизнь творчеству. Его вдохновляли такие кюйши, как Сокыр Есжан, Байжума, Мусирали и другие. Как и многие современники, он не остался безучастным в период народных волнений девятнадцатого века, его произведения называют «утешением для плачущих», «Төре күйлерінің атасы» - основоположник кюев торе.

Кюи Даулеткерея: «Ақбала қыз», «Ат қалған», «Байжұма», «Бапас күй», «Бұлбұл» (сущ. два варианта), «Ващенко», «Желдірме», «Жігер» (сущ. три варианта), «Жұмабике», «Керілме», «Көркем ханым», «Көрұғлы», «Қарақожа», «Қосалқа» (сущ. три варианта), «Қосағалы», «Қоңыр» (сущ. два варианта), «Құдаша», «Қыз Ақжелең», «Қос ішек», «Мұңды қыз», «Нар идірген», «Салық өлген», «Тартыс», «Топан» (сущ. два варианта), «Тұндырма», «Ысқыма» (сущ. два варианта), «Шолтақ» и пр.

danyshpan tutykh · Тұран ансамблі - Көроғлы

Абыл (1820-1892)

Абыл Таракулы родился в полуострове Мангыстау в местности Оймауыт, Желтау в состоятельной семье. Он был виртуозным домбристом, кюйши-композитором, современником таких кюйши, как Кулшар, Богда, поэта Балапан, впитал в себя традиции исполнения не только казахских степей, но и творчество Хивы, Каракалпакии, Туркменистана.

Кюи Абыла: «Абыл», «Ақжелең», «Ақсақ құла», «Әрәнжанның шалқымасы», «Кеңес», «Нарату» и пр.

Akerke Tolegen · Abyl - ethnic music - kazakh kui

Қожеке (1823-1881)

Кожеке Назарулы родился в Жетысу, в Каркаре (на юго-востоке Казахстана). Отец Кожеке Назар был видным оратором, общественным деятелем того времени, что оказало влияние на самого кюйши. Кожеке был против колониальной политики российской империи второй половины девятнадцатого века, поэтому откочевывает к реке Текес, которая на тот момент была в «китайской» стороне. Из-за отказа быть ставленником Китая, Кожеке заключают в тюрьму Куре, умирает он там же. На сегодняшний день известны более ста его кюев.

Кюи Кожеке: «Ағарсынның ақ толқыны», «Аққу», «Арман», «Баекенің естіртуі», «Балаларыма», «Балам-ау», «Боз жігіт», «Бөлтірік», «Біржан сал», «Жиренше», «Қарашаштың қазасын естірту», «Жиреншенің Қарашашты жоқтауы», «Кертолғау», «Көрұғлы сұлтан», «Күй бастар», «Күй шақыртқы», «Қамбархан», «Қолға алынар алдында», «Қос келіншек», «Қинау», «Құл пенде», «Мұңлық», «Өз қолым», «Рабат төренің естіртуі», «Раушан», «Сайрамкөл», «Сарбапы бұлбұл», «Тарпу», «Тоқтарым», «Түрмедегі қинау», «Шалқайма», и пр.

Akerke Tolegen · Kozheke - ethnic music - kazakh kui

Сармалай (1835-1885)

Сармалай родился в Западном Казахстане, в местности Талдыкудык, настоящее имя – Садык. Из-за крайней бедности он был вынужден работать у богатого соседа-русского, из-за этого окружающие прозвали его «Сармалай». 

В отличие от других кюйши в этом списке, Сармалай не домбрист и не кобызист, он играл на казахской флейте – сыбызғы. Он был потомственным флейтистом, его учителя звали Сабыр. Мелодии Сармалая затрагивают взаимоотношения человека и природы. 

Кюи Сармалая: «Ақсақ құла», «Бұлбұл», «Жетім қыз», «Қара жорға», «Қоңыр бұқа», «Нар идірген», «Сансызбай», «Шал бүркіт» и пр.

Akerke Tolegen · Сармалай Ор. Болат Сарыбаев - «Нар Идірген»

Тоқа (1830-1914)

Тока Шонманулы родился близ Жезказгана, в местности Жанаарка близ реки Коктал. Его прозвали «Сары Тока», так как он родился в роду «тока» на Сарыарке (центральные регионы). Тока был известен обостренным чувством справедливости, из-за своих выступлений против власти даже побывал на двухгодичной ссылке. Современниками кюйши были Таттимбет, Ыкылас, Кыздарбек, Дайрабай и другие. Он участвовал в айтысах (конкурсы ораторов, которые традиционно напевали песни под домбру на острые социальные темы, прим.авт.) с некогда знаменитыми кюйши Шашак Найман, Сугир Алиулы и другими. 

Кюи Тока: «Азамат», «Аққу», «Айдос», «Алшағыр», «Балшекер», «Бозайғыр», «Жалғыз ішек», «Жолды қоңыр», «Қосбасар» (сущ. три варианта), «Ерке қыз», «Саржайлау», «Сары өзен», «Төрт толғау» (сущ. четыре варианта), «Терісқақпай», «Тоғыз-тарау» и пр.

Akerke Tolegen · Toka - ethnic music - kazakh kui

Ықылас (1843-1916)

Ыкылас Дукенулы родился также в Жезказгане, местности Жанаарка. Он был потомственным кобызистом, и его отец Дукен, и дед Алтын играли на кобызе. Творчество Ыкыласа в народе прозвали «пришествием после Коркыта». Среди его многочисленных учеников были Ашай, Абикей и Сугир – известные впоследствии кюйши.

Кюи Ыкыласа: «Айрауық», «Аққу», «Асанқайғы», «Бозторғай», «Жалғыз аяқ», «Жез киік», «Ерден», «Қазан», «Қаншайым», «Қасқыр», «Саржан төре», «Шақыру» и пр.

Ihlas Museum of Folk Musical Instruments · Ықылас – Қорқыт

Қазанғап (1854-1927)

Казангап Тилепбергенулы родился на берегу Аральского моря, на полуострове Куланды в местности Акбауыр. Рос в бедной семье, поэтому в детстве работал пастухом. По мере взросления он учился у разных знаменитых кюйши: у Тореша из Донызтау, у Орынбая из Бескалы, у Курманияза из Емби, у Усена из Оренбурга и других, что помогло ему в его самостоятельном творчестве. Казангапа прозвали кюйши-экзистенциалистом и Абаем кюя.

Кюи Казангапа: «Ақжелең» (сущ. два варианта), «Балжан қыз», «Балжанның он жетісі», «Балжанның келін боп түсуі», «Балжан қатын», «Бұраң бел», «Домалатпай», «Жұртта қалған», «Көкіл», «Кіші Қаратөс», «Қаратөс», «Қыз Ақжелең», «Қиту-қиту қайт-қайт», «Окоп», «Тентек Ақжелең», «Торы ат», «Үлкен Қаратөс», «Шырылдатпа», «Ысқырма» и пр.

Muslim Amze · Қазанғап - Күй шақырғыш

Дайрабай (1860-1937)

Дайрабай Ерназарулы родился возле реки Атасу в местности Жанаарка, в Жезказгане. Среди его друзей были Тока, Ыкылас, Укили Ыбырай, Толебай сал и другие. Дайрабай тоже жил в непростое время: восстаний, революций, голода, гонений, что, несмоненно, отразилось на его творчестве.

Кюи Дайрабая: «Әттеген-ай», «Дайрабай» (сущ. четыре варианта), «Қоштасу», «Қыр», «Сыр», «Сырдың суы», «Шәуілдір» и пр.

kurmangazy.com · Дайрабай

Өскенбай (1860-1925)

Оскенбай Калманбетулы родился в Мангыстау, в село Жетибай. Говорят, что у его отца Калманбета было пятеро детей; два сына и три дочери – все были виртуозными домбристами. Так, Оскенбай с детства рос в творческой среде, а его взросление и становление личности прошло среди таких кюйши, как Лекер, Жоламан, акынов, как Суюнбай, Арал, Жолды, певцов, как Адил, Шалтаман, Тастемир и других. В репертуаре Оскенбая было более двухсот кюев, его называли «Адайдың жеті қайқысының бірі» (один из семи бардов рода Адай, пер. с каз.яз.).

Кюи Оскенбая: «Соқыр қыз», «Жаңылтпаш», «Қынжал», «Өрелі мая», «Шөлмек сынған», «Ыңғай төкпе», «Кербез Айша», «Жирен жорға», «Жеті бұлбұл», «Бала Науайы», «Өмір күйі», «Ақжелең» и пр.

Akerke Tolegen · Oskenbai - ethnic music - kazakh kui

Дина (1861-1955)

Дина Нурпеисова – талантливая казахская кюйши, которая была ученицей Курмангазы. Она родилась в местности Бекетай кумы, в Западном Казахстане. Уже с девяти лет ее знали как «маленькую домбристку», которая виртуозно исполняла кюи Даулеткерея, Узака, Есжана, Байжума и других. С девяти до девятнадцати лет, вплоть до замужества, обучалась у Курмангазы.

Кюи Дины: «Ана бұйрығы», «Әсем қоңыр», «Байжұма», «Бозшолақ», «Бұлбұл», «Делегат», «Домалатпай», «Еңбек ері», «Жеңіс», «Жігер», «Кербез», «Көгентұп», «Көкөніс», «Қарақасқа ат», «Қосалқа», «Меңдіқара», «Науысқы», «Он алтыншы жыл», «Өттің дәурен», «Сауыншы», «Тойбастар», «Шынар» и пр.

bauka092 · Дина Нұрпейісова - Әсемқоңыр
bauka092 · Дина Нұрпейісова - Науысқы (ор. Айгүл Үлкенбаева)
bauka092 · Дина Нүрпейісова - Қарақасқа Ат

Мәмен (1859-1931)

Мамен Ералыулы родился в Западном Казахстане, в местности Карасамыр. Он также был учеником Курмангазы, а в народе был известен их айтыс с Диной.

Кюи Мамена: «Ақшолпан», «Дүрбелең», «Қайғылы қара», «Кербез Ақжелең», «Он алтыншы жыл» и пр. 

Bakytzhan Bisenbaiuly · Ақшолпан - Мәмен ор. Дина

Дәуітбай (1873-1937)

Дауитбай Тауданбекулы родился у реки Буктырма в Восточном Казахстане, был образованным кюйши-композитором, участвовал в жизни народа и стал жертвой сталинских репресий. В двадцать лет переехал жить на территорию Монголии, в Баян-Улгий. Дауитбай был знаком с Тураром Рыскуловым и посвятил ему свой кюй «Арнау».

Кюи Дауитбая: «Арна», «Арнау», «Жалама айдаған», «Жаяу солдат», «Ертіс толқыны», «Қайран Бежең», «Тарту» и пр. 

Сейтек (1861-1933)

Сейтек Оразалыулы родился в Западном Казахстане, близ Уральска. С детства учился у местных кюйши, как Шошак, Аликей, Турып и других. За вольнодумие подвергался гонениям, сидел в тюрьмах Орда, Уркит, Астрахани и Москвы. Сейтека даже сослали в Сибирь с ярлыком «политически опасного», поэтому его кюи полны страданий. Его особая техника исполнения кюев на домбре называется «Сейтек перне», то есть струны Сейтека.

Кюи Сейтека: «Айдау», «Арман», «Балқаймақ», «Бес қыз», «Бұлбұл Айдай», «Ғазиз», «Еркіндік», «Жантаза», «Заман», «Заман-ай», «Көк ала ат», «Қарашаш», «Қызыл сұңқар», «Он алтыншы жыл», «Он жетінші жыл», «Ортпа», «Сексен ер», «Тойбастар» и пр.

Akerke Tolegen · Seitek - ethnic music - kazakh kui
Главная