Сколько вы учились плетению кос?
Первый раз заплетала подругу в классические африканские косы лет 5 назад. Потом себе делала бокс-брейды и классику. С августа 2019 года учусь у топовых брейдеров России и Казахстана. И продолжаю учиться.
Самовыражение – то, зачем гонятся модники почти-восьмимиллиардного мира. Если раньше фриковость внешнего вида в поп-культуре чаще приписывалась субкультурам, киберпанку, а иногда и бунтарскому духу молодежи, то сейчас особо никого не удивишь разноцветными волосами, яркими аксессуарами и фривольным поведением в любом возрасте и профессии. Казахстан за последние несколько лет с одной стороны заполонили кейпоперы, хаусеры, вайнеры и прочие, а с другой – те, кто попросту хочет разбавить серые будни красками. Самый доступный способ для последних – смена прически. Мы поговорили с алматинским брейдером Миррой Жаксыбаевой о том, чем она занимается, как люди «прокачивают» свои волосы и в чем смысл дредов, в материале el.kz
Дредлоки, дреды или локи — распространенное название естественно или искусственно спутанных в локоны волос. Чаще всего выглядят как аккуратные колтуны или туго переплетенные меж собой и другими материалами косички.
Брейды – косы, плотно прилегающие к голове.
Дредмейкер – человек, который делает дреды из волос, из войлока, из синтетического фиброволокна (из канекалона).
«Брейдер буквально означает косоплет, но мы называем себя брейдерами и плетем не только косы, но и дреды, тру дреды, зизи, афрокудри, 3D-куб, марли, джа-дреды, софт-дреды, фактурки, гофродреды и прочее. Видов причесок в нашей сфере очень много, и мы изобретаем новые. Кстати, тут больная тема: есть прическа, классические африканские косы, их в народе сократили до «афрокосичек», а все виды плетений стали называть «афроплетениями». Однако я считаю, нужно избавляться от стереотипной частички «афро-», так как косы и дреды плели не только африканцы. Не первый год разводят демагогию про культурную апроприацию в комментариях под фотками с дредами или косами крутых мастеров стран бывшего СНГ. Как правило, это люди, которым нечем заняться. Плетение кос и дредов было не только у африканцев, есть информация о дредастых фараонах, к примеру. Спартанцы и кельты были с дредами. Веды индийские говорят о дредах. Узбекские девушки заплетали 40 кос. Казахских девушек сложно представить без брейдов – бұрым. На Руси русые косы были богатством», - объясняет Мирра.
Dreadlocks с английского языка переводится как «устрашающие локоны», по сути «жуткими патлами» их стали называть из-за нерасчесанного спутанного вида приверженцев растафарианства в 50-е годы ХХ века (религиозное движение, впервые распространенное в Эфиопии и Ямайке, прим.авт.). Растаманы верят, что Джа вытянет за дреды людей на небеса, что очень похоже на веру в славянского Сварога, который также должен был вытягивать воинов из поля боя в случае смертельной угрозы. Вера в магическую защиту волос есть и у индейцев, которые украшали прически перьями, бусинами, костями и клыками животных, деревянными безделушками. Азиатские шаманы украшали бороды и волосы, дервиши заплетались в косы под тюрбанами. У казахов тоже придавали много значения волосам, например, до замужества девушки носили одинарную косу, после – двойную, объединенную на кончиках бижутерией. Волосы украшали шолпы, шашбау и пр. (чаще всего это были серебряные или золотые монетки, звенящие при ходьбе). В детстве детей обривали и девочкам оставляли тулым (две пряди волос по сторонам головы), а мальчикам – айдар, своеобразный чуб, который заплетали в косичку. Есть также проклятия, которые звучат как «Пусть волосы отрежут!», что показывает: не было для казахов большего унижения и несчастья. Когда настигала какая-то беда, женщины распускали косы и плакали, например, при жоктау (пер. с каз.яз., песнь о потере близкого человека). Заплетение кос у казахов дошло и до наших дней, но у некоторых на смену традиционности пришла эпатажность дредов.
«Один-два дредастых всегда мелькали даже в маленьких городках. А в Алматы, особенно в творческой среде, заплетенных всегда было много. Кто-то подражал Бобу Марли, следовал растафарианству или просто фанател от Децла, а нынче от Трэвиса Скотта и XXXTentacion, и прочих Моргенштернов, кто-то привык ловить всеобщий восторг – ведь это так красиво, а кто-то бежит за удобством, когда не нужно ежедневно укладывать и возиться с волосами. Тонкой нитью проскальзывает и бунтарство, - делится Мирра. - В последнее время дреды – это веяние моды. Для кого-то через дреды налаживается связь с космосом. У каждого свой смысл и своя философия»
Дреды в прошлом веке носили любители регги, ню-металла или просто чтобы быть частью молодежной субкультуры. Сейчас, по словам брейдера, «в какой-то момент выстрелила тема» и снова пришла мода на заплетение кос и локонов. Мирра рассказывает, что «медитирует брейдингом» – наслаждается процессом плетения кос.
«У меня был долгий и тернистый путь к себе, но дело жизни, думаю, обрела пару лет назад – в дредоплетении и брейдерстве. К сожалению (или к счастью), высшее образование не смогла получить, хотя училась на инженера-проектировщика нефтегазового дела в КазНТУ им. Сатпаева. Еще ребенком рвалась заработать деньги, продавая фрукты и ягоды с бабушкиного огорода, за которыми сама же и ухаживала. Устраивала концерты и спектакли с конкурсами для соседей. Выручка не приносила прибыли, ибо шла на призы для зрителе. Сейчас я понимаю, что в работе или любом хобби мне был интересен процесс. Пока у меня горят глаза, я должна делать – это дорогого стоит. В классе 10-м пошла работать в ресторан. Это не просто «принеси-подай»: нужно было изучить сервировку, разбираться в винной карте и меню, знать, в какой момент подать кокотницу, а когда – дижестив. Помню, рубашка должна была быть застегнута до удушения, и как у Шерлока, белоснежной и накрахмаленной. Была официанткой, барменом, администратором. В разное время я работала оператором эфира на алматинском ТВ, бухгалтером в компьютерном центре, открывала свой секонд-хенд, участвовала в тендерных закупках, даже была офис-менеджером при «Жас Отан». Как только я достигала нужных умений и навыков, уходила в другую сферу. Сейчас я плету косы, чешу дредозаготовки, делаю натуральные дреды. Мои клиенты становятся моими друзьями – заплетаются однажды и попадают в цепкие когти (смеется, прим.авт.). После этого людей уже не остановить: им хочется менять прически, цвет, длину и фактуру. Знаю по себе, мы уже не хотим своих волос. Пусть они растут, чтобы было к чему приплести и все»
в ответах брейдера Мирры
Первый раз заплетала подругу в классические африканские косы лет 5 назад. Потом себе делала бокс-брейды и классику. С августа 2019 года учусь у топовых брейдеров России и Казахстана. И продолжаю учиться.
Нет, все, что в сети – игрушки. Мы должны чувствовать материал, волосы, кончики. В процессе нужно подкручивать пряди, перекрывать свой цвет волос, контролировать толщину и длину прядей. Мертвой машинкой этого не прочувствуешь. В брейдерстве только хендмэйд, только хардкор.
Самое длительное по времени плетение - точечные Африканские косы. 8-12 часов. Но в первый раз было около 1,5 суток. Есть ещё натуральные дреды на длинные густые волосы. 20-30 часов. Мы разбиваем работу на два три дня. Но есть быстрые виды причёсок. Д.е. дреды, например, на всю голову часов 4-6. D.e. - double ended, т.е. двухконцовые дреды или косы, многоразовые комплекты, их проще приплетать. Так же можно заплестись частично - афрозатылок или на андеркат, когда бока и затылок выбриты, это занимает от 40 минут до 2-х часов. Плести мы рады нон-стоп, это такой релакс. В студии есть все удобства, всегда можно прервать «заплет» и перекусить, есть чай и кофе, микроволновка, можно полноценно пообедать и даже сходить в кафе, можно воспользоваться доставкой еды, есть санузел, все удобства. Брейдер может подстроить свой график под себя или под клиента. Было бы круто плести с 10 до 5, например, по будням. Я запись веду заранее на удобное мне время, но это не всегда так работает. Люди звонят и говорят: «Мирр, у меня сегодня съемки клипа, заплетешь?». Заплету, если даже время к ночи, а плести часа 3-4. Ну, что поделаешь? Такие мы. Я и сама ненавижу записываться на процедуры. Я спонтанна, мои заплеташки тоже.
Расплет – важная часть всего таинства плетений. Сделаешь это неумеючи, потеряешь волосы. Раньше считалось, после дредов только налысо. Неосведомленные люди так и считают. Был, кстати, эпик фейл – у меня заплетался парень, ему 13 лет. Не могу не добавить, он бариста в крутой кофейне и заработал на свои дреды сам, мозговитый пацан, я в восторге от него. Так вот, он заплел д.е. дреды (дабл эндед дреды, double ended dred, т.е. двухконцовые дреды, локон складывается пополам и от середины оплетается своей прядью волос, они многоразовые, прим.авт.). Носил довольный, а через некоторое время я вижу его побритым. Моему сожалению не было предела. Оказалось, он просто неправильно расплел и решил, что его волосы выпадают и надо брить. До сих пор корю себя за то, что была неубедительна в рекомендациях. Он еще и встречается часто, кофейня возле нашей студии. Раплетаться нужно не спеша. Аккуратно и выполнять все по правилам.
Неудобно спать только первые пару дней, и то не факт. Обычно быстро приспосабливаешься, откинув дреды или косы наверх. Уход самый элементарный. Мыть разведенным водой шампунем, в чистом виде он плохо вымывается из дредов или кос, и оседает в виде хлопьев, это довольно неэстетично выглядит. Не перетягивать туго в хвост. Если будет раздражение, нужно протереть пару раз ватным диском, смоченным чистой водой, краевую линию прически, обработать антисептиком. Первые пару дней может быть легкий стресс для волос и он проявляется в виде зуда или покраснений. Расчесывать локоны ни в коем случае нельзя: бактерии не дремлют. А вообще, мастер дает необходимые рекомендации, времени для этого предостаточно.
Средняя цена – 50000 тг за косы или искусственные дреды на всю голову. Сюда включено время изготовления заготовок (бывает, тратишь неделю на комплект, чаще это 1-2 дня), качественный материал, приплетение (тоже несколько часов труда). Конечно, есть прически на любую сумму. Я делала коррекцию дредов на бороде для одного шамана, к примеру. Есть афрозатылки от четырех тысяч, а есть и дреды натуральные за 200000 тг. Цена зависит от длины и густоты волос, от вида причёски, от материала и от затраченного времени. В сфере услуг часто можно услышать фразу «Кому дорого – тот просто мало зарабатывает». Сейчас во всех городах Казахстана есть брейдеры, но своего мастера нужно искать. Ко мне приезжают из других городов.
Главное правило брейдера – не перевешивать. На здоровые волосы можно вплести не больше 600г канекалона. Я стараюсь сделать комплект легким, но в то же время сохранить густоту. В среднем комплект весит 450г.
Главное правило брейдера – не перевешивать. На здоровые волосы можно вплести не больше 600г канекалона. Я стараюсь сделать комплект легким, но в то же время сохранить густоту. В среднем комплект весит 450г.
Нам просто жизненно необходимо укреплять спину и ноги. Стоять без перерыва целый день – нагрузка еще та. Стоишь горбатый, еще и моргать забываешь, к вечеру глаза в шоке. Иногда болят пальцы, зависит от вида прически.
Я привыкшая к вниманию. Ещё с детства была белой вороной, то стрижка ежиком, то яркая шляпа, вечно что-нибудь эдакое, не как у всех. Порой хотелось слиться с толпой, но это было сложно, ведь я была ещё и на голову выше своих сверстников. В какой-то момент я приняла себя и полюбила. Негатив я игнорирую. Наверное, и он есть. Чаще всего слышу комплименты и вижу восхищенные взгляды.
«Многие казахстанцы зависимы от общественного мнения и это катастрофа. Есть у девочки мечта – зелёные волосы, а ей 38, муж и дети, свекровь, уят болады (с каз.яз. «стыдно будет»). Или мальчик всю жизнь мечтал балетмейстером быть, а родители его в банкиры продвинули. И живут два несчастных девочка и мальчик, все ровненько и хорошо, а душа не на месте. Это ужасно»
Однако мода на толерантность позволяет разгуляться тем, кто любит выразить себя внешним видом. К примеру, мужской маникюр становится трендом не умаляя брутальности и не подвергаясь особым гомофобным гонениям. Более всего такие рисунки напоминают шаманскую атрибутику, веру в анимизм, тотемизм или другие языческие культуры. Скорее всего, особая тяга к самоидентификации связана с глобализацией и страхом потери своего Я. С другой стороны, высокая конкуренция и урбанизация прошлых лет, которая загоняла работников в рамки строгих костюмов, потихоньку уступает корпоративным уловкам по мотивированию: многие офисы предоставляют зоны для отдыха, коферумы, свободный стиль в одежде, не говоря уже об удаленке, главное, чтобы люди занимались делом. Как и кринолины, жабо, парики и корсеты из китового уса, косы могут оказаться как скоротечным явлением, так и возрождением былых ценностей. Стоит помнить, что люди и их внешний вид, как и мода, не вечны.
© 2020 информационно-познавательный портал el.kz
Фотографии из личного архива Мирры Жаксыбаевой и взяты из открытых источников
Автор: Акерке Толеген
Дата публикации: 07.11.2020