От айдара до дредов: казахстанская мода на косички

О работе казахстанского брейдера-«косоплета»

Самовыражение – то, зачем гонятся модники почти-восьмимиллиардного мира. Если раньше фриковость внешнего вида в поп-культуре чаще приписывалась субкультурам, киберпанку, а иногда и бунтарскому духу молодежи, то сейчас особо никого не удивишь разноцветными волосами, яркими аксессуарами и фривольным поведением в любом возрасте и профессии. Казахстан за последние несколько лет с одной стороны заполонили кейпоперы, хаусеры, вайнеры и прочие, а с другой – те, кто попросту хочет разбавить серые будни красками. Самый доступный способ для последних – смена прически. Мы поговорили с алматинским брейдером Миррой Жаксыбаевой о том, чем она занимается, как люди «прокачивают» свои волосы и в чем смысл дредов, в материале el.kz

Дредлоки, дреды или локи — распространенное название естественно или искусственно спутанных в локоны волос. Чаще всего выглядят как аккуратные колтуны или туго переплетенные меж собой и другими материалами косички.

Брейды – косы, плотно прилегающие к голове.

Дредмейкер – человек, который делает дреды из волос, из войлока, из синтетического фиброволокна (из канекалона).  

«Брейдер буквально означает косоплет, но мы называем себя брейдерами и плетем не только косы, но и дреды, тру дреды, зизи, афрокудри, 3D-куб, марли, джа-дреды, софт-дреды, фактурки, гофродреды и прочее. Видов причесок в нашей сфере очень много, и мы изобретаем новые. Кстати, тут больная тема: есть прическа, классические африканские косы, их в народе сократили до «афрокосичек», а все виды плетений стали называть «афроплетениями». Однако я считаю, нужно избавляться от стереотипной частички «афро-», так как косы и дреды плели не только африканцы. Не первый год разводят демагогию про культурную апроприацию в комментариях под фотками с дредами или косами крутых мастеров стран бывшего СНГ. Как правило, это люди, которым нечем заняться. Плетение кос и дредов было не только у африканцев, есть информация о дредастых фараонах, к примеру. Спартанцы и кельты были с дредами. Веды индийские говорят о дредах. Узбекские девушки заплетали 40 кос. Казахских девушек сложно представить без брейдов – бұрым. На Руси русые косы были богатством», - объясняет Мирра.

Dreadlocks с английского языка переводится как «устрашающие локоны», по сути «жуткими патлами» их стали называть из-за нерасчесанного спутанного вида приверженцев растафарианства в 50-е годы ХХ века (религиозное движение, впервые распространенное в Эфиопии и Ямайке, прим.авт.). Растаманы верят, что Джа вытянет за дреды людей на небеса, что очень похоже на веру в славянского Сварога, который также должен был вытягивать воинов из поля боя в случае смертельной угрозы. Вера в магическую защиту волос есть и у индейцев, которые украшали прически перьями, бусинами, костями и клыками животных, деревянными безделушками. Азиатские шаманы украшали бороды и волосы, дервиши заплетались в косы под тюрбанами. У казахов тоже придавали много значения волосам, например, до замужества девушки носили одинарную косу, после – двойную, объединенную на кончиках бижутерией. Волосы украшали шолпы, шашбау и пр. (чаще всего это были серебряные или золотые монетки, звенящие при ходьбе). В детстве детей обривали и девочкам оставляли тулым (две пряди волос по сторонам головы), а мальчикам – айдар, своеобразный чуб, который заплетали в косичку. Есть также проклятия, которые звучат как «Пусть волосы отрежут!», что показывает: не было для казахов большего унижения и несчастья. Когда настигала какая-то беда, женщины распускали косы и плакали, например, при жоктау (пер. с каз.яз., песнь о потере близкого человека). Заплетение кос у казахов дошло и до наших дней, но у некоторых на смену традиционности пришла эпатажность дредов.

Главная