Итальянский писатель и философ Умберто Эко писал, основа любого культурного феномена — игра. Сартр высказывал ту же идею игры: «как форма бытия человеческой свободы». По Шеллингу это способ эстетизации и очеловечивания человека, по Кэрроллу — логический механизм. Веселье и игры сами по себе не являются легкомысленным занятием, они естественным образом становятся неотъемлемой частью жизни. В этом материале мы рассмотрим казахское игровое пространство, механизмы воздействия игр на человека и цифровизацию окружающего мира.
История
Доподлинно неизвестно, когда именно мы начали играть, однако древние игральные кости, найденные на территории Ирана, указывают на их возраст в 3000 лет. Плитки маджонга и домино появились около 2000 лет назад, настольные – 1000 лет назад. Такое наследие не забыто, например, шестигранные кубики, которые используются в большинстве современных игр, очень похожи на бросание жребия костями – асыками.
Казахский ученый Таласбек Асемкулов писал про интересную стратегическую игру, в которую играли чингизиды – тартикем (тәртікем). Она представляла собой бросание асыков – астрагалов – от 200 тысяч до полумиллиона на специальном участке, расчерченном как современные шахматы. Такая древняя «настолочка» длилась несколько дней, и люди могли играть как пешими, так и верхом. По предположениям ученого, тарткем символизировал верования в сотворение мира, а также являлся великолепной штабной игрой, в которой нужны были знания о политической географии того времени, знание дипломатии и войны – мощнее, чем «Монополия».
Таласбек Асемкулов сравнивает тарткем с «Улуг ау», великой загонной охотой. Казахи и их предки устраивали фэнтезийную на наш слух игру почти на выживание каждые весну и осень. Делалось это по нескольким причинам: заготовка мяса на полгода, воинские учения для родов и племен, разведка тысяч километров степей, проверка народа на единство, отработка ориентирования на местности. Во время гона координация перемещения контролировалась боевыми барабанами, которые крепили на верблюдах. Если кто-то не появлялся, это приравнивалось к преступлению и они должны были понести наказание. Мощнее, чем «Варкрафт».
Все игры мира за прошлые столетия не счесть, в нашей истории тоже: от кыз куу до салочек, от жамбы ату до тиров, от аксуйек до поиска предметов в онлайне. Кстати, о компьютерах. Нам повезло жить в эпоху, когда можно не только изучить историю, но и сыграть в нее.
Современность
Первая видеоигра была представлена миру задолго до современных гаджетов и интернета в каждом доме – это было во время дня открытых дверей в Национальной лаборатории Брукхейвена в октябре 1958 года Уильямом Хигинботамом и называлась «Теннис для двоих». С середины 60-х вплоть до 90-х годов внимание Запада в лице Штатов и Европы неотрывно концентрировалось на таком явлении, как компьютерные и видеоигры, старички тетрис и сега в их числе. Тогда становится ясно – новое явление резко перерастает область детских развлечений, и в скорости появляется гуманитарная дисциплина game studies (англ. изучение игр). Слова «Что наша жизнь? Игра!» из оперы Чайковского вдруг обретают дополнительный смысл.
Вопреки заблуждению людей о том, что геймеры – это дети или подростки, не выходящие из дома, или взрослые социофобы, исследования показывают, что среднестатистический геймерский возраст – 31 год, при этом большинство из них – женщины. К тому же, в мире около двух миллиардов игроков, среди них – казахстанские киберспортсмены. Самый известный, если верить статистике отечественных порталов – Даурен Кыстаубаев с призовым состоянием около четырехсот тысяч американских долларов, настоящий первопроходец из Казахстана. Ему в феврале будет 31. Другому геймеру-контрстрайкеру Рустему Телепову 30 лет, он участвует в компьютерных «олимпийских» играх, а его выигрыши составляют четверть миллиона долларов. Топ-3 замыкает Абай Хасенов, весьма знаменитый в мультигейминговом пространстве Казахстана, России, Европы и Штатов.