Краски мира на холсте

О творчестве павлодарского художника Осербая Шоранова

Природа Казахстан уникальна, и богата своими красивыми местами. Есть тут и горы, взмывающие ввысь, и бескрайние степи, расположены здесь бездонные озера с прозрачной водой, отражающей небо. Запечатлеть такую красоту мы можем в полной мере только в памяти и на снимках фотоаппарата, но есть люди, которые с помощью кистей, красок, а также частички своей души могут перенести весь неповторимый вид на холст. Один из них - художник Осербай Шоранов. Этот талантливый живописец принадлежит к плеяде павлодарских художников XX - начала XXI веков, которые занимают одно из главных мест в современном изобразительном искусстве республики.

Творческий путь

Осербай Аманжолович родился в Павлодарской области 15 октября 1952 года. Рисовать он начал еще в детстве, проявлял свое умение на уроках рисования, увлекался изготовлением стенгазет. После окончания средней школы, решил посвятить свою жизнь именно живописи. Родители поддержали идею сына, и Осербай Шоранов поступил в Алма-Атинское художественное училище. Прервать обучение пришлось из-за службы в армии, но отслужив, молодой художник вернулся в стены альма-матер. Несмотря на пройденное время, художник до сих пор с теплотой вспоминает своих педагогов, признанных мастеров казахстанской станковой живописи. Среди них Мухит Калимович Калимов, Марис Касымович Хитахунов, Амандос Атибекович Аканаев. Именно у них мастер научился трудолюбию, чувству гармонии и терпению.

- У педагога Мухита Калимова, который нас обучал, была мастерская прямо в училище. Там располагались его картины, там он работал над новыми шедеврами в свободное время. Для меня это было очень интересным явлением, - вспоминает Осербай  Аманжолович.

После обучения, в 1976 году, художник вернулся в родное село Грязновку (сейчас Аксу прим. авт.), где необходимо было помогать пожилым родителям. Устроился учителем в местную школу. Осербай Шоранов, пришел в искусство во второй половине 70-х годов столетия, и посей день его жизнь неразрывно связана с изобразительной деятельностью.

                    

На фото: Осербай Шоранов.

Работы талантливого художника Прииртышья начали появляться на всевозможных выставках с 1978 года. Кроме областных экспозиций, картины Осербая Аманжоловича были представлены на республиканском, всесоюзном и международном уровне.

В 1988 году павлодарский живописец пополнил ряды членов Союза художников СССР, а через четыре года стал членом Союза художников Казахстана. Вначале 2000-х Осербаю Шоранову был выдан грант акима области за вклад в развитие культуры и искусства в регионе. В 2007 году художнику было присвоено почетное звание академика Академии художеств Республики Казахстан. А через три года он был награжден почетным знаком Министерства культуры Республики Казахстан «Мәдениет қайраткері». В 2009 году на торжественном собрании деятелю был вручен дипломом Академии художеств Республики Казахстан. В 2012 году Осербаю Аманжоовичу, указом первого президента страны было присвоено звание «Заслуженный деятель Республики Казахстан». 

Родная земля в ярких красках

Живописный мир павлодарского художника - это мир особой гармонической связи с настоящим и прошлым культурным наследием казахского народа. Как отметила Елена Дубовая, - павлодарский искусствовед, главный хранитель фондов художественного музея, после персональной выставки художника в 2012 году: «Мировоззрение автора красноречиво свидетельствует о цельности и ясности восприятия реального мира.  Для творческого взлета фантазии и мысли художнику, казалось, было бы достаточно кропотливого творческого исследования этногенеза и эволюции отечественной культуры, но ему этого мало для воплощения на холсте. Высокопрофессиональный мастер, очень требовательный к своему художественного замыслу, Осербай Шоранов выработал особый пластический язык, видя свою сверхзадачу в продолжении развития традиций эпического искусства Казахстана».

На фото: картина "Тау өзеңі - Көл сай" 2018 год, художник О. Шоранов.

По мнению искусствоведа, в 90-е годы Осербай Аманжолович находился в активном поиске своего большого стиля. И картины, написанные им в 2000-е годы, подтверждают, что он нашел этот стиль в связи с древнейшими традициями казахского искусства. Произведения, которые были представлены на первой персональной юбилейной выставке художника в 2002 году, посвященные его 60-летию являются одновременно показателем его огромного творческого опыта, и открытости ко всему новому, обращению к будущему. Анализируя работы художника, эксперты отмечают в них индивидуальный подход к композиции и образам. В картинах Осербая Шоранова проглядывается особый авторский ритм, иногда он умышленно отрицает понятие глубины в своих пейзажах. Все эти приемы создают особый художественный мир, напитанный цветом и светом. В результате перед зрителем предстает образ пространства родной земли с тысячелетней историей. Атмосферу мифов и легенд Великой степи, художник создает, используя ритм в цвете, линиях, которые то сгущаются, то расплываются на холсте образуя тем самым легкую, дышащую и живую картину. Этот стиль можно увидеть в таких работах: «Охота» (2004), «Гаухар-батыр» (2005), «История Великой степи» (2005), «Кочевье» (2006), «Месть» (2007), «Ярость» (2007), «Железный воин» (2009).

Чтобы пейзаж или портрет ожил, художник ищет такое соотношение цвета и контраста, где переход между ними был бы очень мягким, почти не заметным. Мастер умеет точно найти подходящие теплые или холодные цвета, нанося на холсте их очень гармонично.  Монументальные эпические полотна для художника – это одновременно и эксперимент, и его узнаваемый стиль, в котором можно увидеть его гражданскую позицию и жизненный опыт. Видно, что автор ищет свою изобразительную поэтику, с помощью которой он может «поговорить» со зрителем на духовные темы. Делиться радостью жизни с людьми – это потребность художника, и в этом понимании он делится своим счастьем обладания жизнью. Поэтому из-под его кистей выходят такие произведения как: «Бакытты» (2000), «Серуен» (2000), «Балалык шак» (2002), «Мать-Тенгри» (2006).

               

На фото: картина "Бақытты", художник О. Шоранов.

Тему семьи, домашнего очага, уюта, женщины как хранительницы семейных ценностей, счастливого беззаботного детства, раскрываются в картинах: «Ыстық баурысақ» (2006), «Беседа» (2003), «Гостинцы» (2006). «Көбік дәмі» (2009). Затрагивает художник и другие темы которые рассказывают о понятии времени, земного отрезка человеческой жизни, ее ценности, памяти потомков.

Тема женской красоты, верности и любви передана художником в поэтических образах девушки-легенды «Жұмбақ қыз» (2010), Деве-защитнице «Гаухар Батыр» (2005), в прекрасных девушках степи «Сарыарка сазы» (2000). Это не просто рассказы о любви. Это сущность Любви. «Мать-Тенгри» (2006) - вечная экспрессия обретения и потери, любви, настоящая драма чувств.

На фото: картина "Көбік дәмі" 2000 год, художник О. Шоранов. 

В декабре 2017 года в Павлодарском областном художественном музее состоялось открытие второй юбилейной выставки Осербая Аманжолович, посвященной 65-летию автора.   Название экспозиции - «Мотивы Великой степи», в полной мере отразила все великолепие казахстанской культуры. Всего на тот момент было представлено сто работ, исполненных в различных жанрах и техниках.

Живопись под открытым небом

Как человек с активной жизненной позицией, Осербай Шуранов постоянно работает на пленэре. Он неутомимо путешествует по всему Казахстану. Участие в ежегодных международных пленэрах в Баянауле, Бурабае, Кокшетау, Нур-Султане, Шымкенте, Атырау утоляет у художника потребность общения с природой, с коллегами по цеху, а главное - позволяет взглянуть на природу, как на часть мирового пространства, что так свойственно философии художника.

- Новые места всегда красивы, их хочется запечатлеть, рассматриваешь детали, свет. Это вдохновляет, просыпается желание писать картины, - говорит художник.

Пленэрная работа - еще одно признание в любви своей малой родине и стране. На иртышских берегах, южных горах, на озерах Кокшетау, Баянаула, Осербай Шоранов находит не просто красивые виды, воплощенные в пленэрные работы, но и решая художественные задачи, автор красками южного лета, ищет гармонию цвета.  В результате рождаются такие произведения как: Машат «Қазығұрттың басында кеме қалған» (2012), «Машат» (2012), в горных алматинских речках, в ясных жарких днях Баянаула и Атырау. «Аксу жагасында» (1997), «Туманный Арасан» (2010), «Утро в горах» (2010, «Художники на пленэре» (2010), «Найзатас. Этюд» (2011), «Озеро Торайгыр» (2011), «Озеро Жасыбай» (2012).

На фото: картина "Жаңа жағалау" 2017, художник О. Шоранов.

- Кстати совсем недавно мы, совместно со студентами и преподавателями архитектурно-строительного факультета Павлодарского государственного университета имени С. Торайгырова приняли участие в пленэре по сакральным местам Баянаульского района Павлодарской области. Мероприятие это уже можно назвать традиционным. В ходе пленэра мы побывали во многих живописных уголках Баянаульских земель, среди них гора Найзатас, которую в народе называют «булкой» и скала Кемпиртас, получившую второе название «Баба-яга». Хочу отметить, молодое поколение художников, с которыми мы провели этот пленэр, ребята достаточно серьезно относятся к работе, скрупулезно и внимательно изучают детали, и техника у них особенная. Хорошо, что будущее, именно за такими специалистами, - отмечает художник.  

Как отмечает художник, сначала создаются этюды, своего рода наброски, которые станут основой большой картины. На этом этапе подбираются краски, передающие определенный свет и дальнейшую композицию. Затем художник создает картину. По словам живописца, бывает, что работа идет быстро и произведение можно закончить за короткое время, но бывает, что вдохновение будто уходит, и завершить картину не получается в течение нескольких лет. Она словно стоит и ждет своего часа.

На фото: картина "Ыстық бауырсақ" 2006 год, художник О. Шоранов.

Есть у художника и городские пейзажи. Так Осербай Аманжолович запечатлел красавицу столицу Казахстана, раскрыл духовно-поэтический новый архитектурный образ главного города нашей республики в работах: «День Астаны» (2009), «Астана - керемет» (2010), «Түнгі Астана — Пирамида. Этюд» (2010), триптих «Астана. На гребне истории» (2005). Призрачные, легко исполненные виды Нур-Султана, Алматы, Павлодара, Шымкента, Атырау еще раз демонстрируют авторские находки, вариации цветов, это триптих «Павлодар. Вчера, Сегодня, Завтра» (2007), «Атырау» (2012), «Атырау. Старый дом» (2012).

По словам Осербая Шоранова, картины для него словно дети, в каждую из которых он вкладывает частичку своей творческой души.

- Бывает даже и продавать не хочется свои работы, настолько они мне дороги. С каждой связана своя история, каждая имеет свой характер, - делится размышлениями автор. 

 Но не только картинами увлекается павлодарский деятель. Еще одним излюбленным занятием талантливого художника является рыбалка.

- Я очень люблю отдохнуть на берегу какого-нибудь водоема с удочкой в руках. У меня и снастей много. Но, к сожалению, не всегда есть такая возможность, слишком много работы, но думаю в ближайшее время мне все же удастся вырваться на отдых, - говорит павлодарский художник. 

Как поделилась своими впечатлениями искусствовед Елена Дубовая: «Призвание живописца Осербая Шоранова -  в художественном объяснении и открытии всего мира. С помощью дарованного ему чувству пластики формы и цвета мы, зрители, приобщаемся к эстетическим открытиям, становимся богаче духовно и щедрее. В картины Осербая Аманжоловича вложен особый замысел, показывающий свою историю мира, раскрывая личную художественную философию и поэтику. Все произведения автора неразрывно сплетены с историей и бытом казахского народа, создавая свою модель творчества с современностью».

Отметим, что произведения павлодарского художника высоко оценили и за рубежом. Свидетельством этому служит тот факт, что его картины находятся в экспозициях музеев и в частных коллекциях Грузии, Италии, Франции, Югославии, Германии.

Фото картин из личного архива Осербая Шоранова.

#Павлодар #живопись #Осербай Шоранова

Ұқсас материалдар