Абай и его наследие

О чем рассказывает музей Абая в городе Семей?

Полное название Музея Абая в городе Семее звучит так: Государственный историко-культурный и литературно-мемориальный заповедник-музей Абая «Жидебай-Борили». В его залах собрана вся имеющаяся на сегодняшний день информация о великом поэте и мыслителе. Через экспозиции музея можно проследить весь жизненный путь Абая, узнать подробнее о его биографии, жизни творчестве и людях которые его окружали. Музей уже давно стал визитной карточкой города и туристы, которые приезжают сюда в первую очередь посещают этот историко-культурный комплекс. Портал El.kz расскажет подробнее об экспозициях музея и интересных фактах из жизни Абая.

История музея

Музей был основан в 1940 году, его открытие было приурочено к 95-летию со дня рождения Абая Кунанбаева. С момента своего открытия музей не раз менял месторасположение. Первая экспозиция появилась в доме Бекбая Баисова, здесь музей располагался до 1944 года. В этом же году экспонаты были перевезены в дом Анияра Молдабаева, воспитанника Абая и активного деятеля партии Алаш, здесь экспозиции находились на протяжении 23 лет.  В 60-е музей размещался в бывшем доме купца Романа Ершова.  

Статус Государственного историко-культурного заповедника-музея был получен в 1990 году. В него вошли не только здания находящиеся в городе Семей, но те которые находились в поселке Борили и урочище Жидебай, именно музей Мухтара Ауэзова, дом-музей Абая, мечеть Кокбая Жанатаева, музей Асета Найманбаева, Шакира Абенова, а также заповедная зона общей площадью 6,4 тысячи гектаров.  

Городская часть музея состоит из дома купца Ершова, медресе, мечети Ахмета-Ризы (перенесённой сюда из Борили), здание администрации и музей «Алаш-арыстары – Мухтар Ауэзов». Кстати, в медресе Ахмета-Ризы Абай обучался на протяжении четырёх лет в период с 1855-59 годы.

Экспозиции музея

Комплекс в городе Семей включает в себя 13 тематических залов рассказывающих о творчестве, философии, жизни, становлении поэта, и его последователях.

«Эпоха Абая»

Зал под названием «Эпоха Абая» открывает экспозицию, посетив его можно узнать какое было административное управление в период жизни Абая. А также узнать родословную поэта. Известно, что его дед Ускенбай и прадед Иргизбай были биями, то есть очень влиятельными людьми в степи.  По архивным документам, находящимся в музее, видно, что отец Абая, Кунанбай Ускенбаев также был бием и волостным управителем. В 1849 году его избрали старшим султаном Каркаралинского округа. В 1849 году на средства Кунанбая была построена мечеть в городе Каркаралинск. Отец Абая был очень верующим человеком и будучи уже в преклонном возрасте совершил хадж. Более того в Мекке на его деньги был построен дом для гостей, куда могли прийти его земляки. Ссыльный польский этнограф Адольф Янушкевич, в своем дневнике и письмах из путешествия в казахскую степь,  характеризует Кунанбая Ускенбаева как одаренного, образованного и очень уважаемого в народе человека, в гостях у которого часто были известные поэты и музыканты. Кстати истории и песни этих людей любил слушать Абай, который всегда тянулcя к новым знаниям.  Свое первое образование мальчик получил в родном ауле, у муллы Габитхана. А в десятилетнем возрасте он продолжил обучение уже в Семее, сперва в медресе Габдулжаппара, а после в духовной семинарии Ахмета Ризы. Из экспозиции можно узнать о еще одном интересном факте из юности Абая: на протяжении трех месяцев он посещал и русскую церковно-приходскую школу.

Воссоздают эпоху времен Абая предметы быта, это различные музыкальные инструменты сыбызгы, кобыз, а также жезл баксы, жившего в ауле Абая. Дополняет экспозицию домашняя утварь, например торсык (кожаный сосуд для кумыса), куты (деревянная фляжка так же предназначенная для кумыса), еттабак (блюдо для мяса), полотенце жены Абая Еркежан, украшенное вышивкой и другое.  Боевые орудия того времени находятся в отдельной витрине экспозиции. Художественные произведения также создают атмосферу того периода. Например, главное место в экспозиции занимает гобелен «Степные мотивы» под авторством художника-реставратора Шамиля Кожаханова. Символический образ поэта запечатлен в виде белого тулпара.

В 1868 году царским правительством было издано «Временное положение по управлению степными областями Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторств. Новая система административного управления разрушила сложившие веками территориальные, родовые  разделения, взяв в свои руки военную и гражданскую власть. Карта Казахстана в экспозиции, ксерокопии документов, знаки судебного бия, денежные знаки как раз наглядно демонстрируют те территориальные преобразования в общественном укладе казахов, которые произошли в степи после этой реформы.

Фото: интерьер комнаты Абая в доме Анияра Молдабаева.

Также в экспозиции представлены материалы о Кояндинской или Ботовской ярмарке, основанной купцом Варнавой Ботовым в 1848 году. Ее ежегодный товарооборот доходил до двух-трех миллионов. Однако она была известна не только своей масштабной торговлей, но и разнообразной культурной жизнью, являясь своеобразным культурным центром. Сюда съезжались лучшие акыны, певцы, борцы, силачи и артисты. На Кояндинскую ярмарку часто приезжал Абай, чтобы послушать поэтов-импровизаторов.

Жизнь Абая тесно связана с Семеем. Приезжая в город он гостил у своих земляков. Одним из которых был Анияр Молдабаев. Абай помог Анияру устроиться в русскую школу, после окончания, которой он работал в банке Семея. К тому же Абай и его сыновья помогли своему воспитаннику приобрести дом, где у поэта была своя комната.  В экспозиции представлен интерьер той комнаты, с письменным столом, шкафом, стулом и зеркалом.

В Семее у Абая была очень насыщенная общественная и творческая жизнь. Он познакомился с известными ссыльными демократами, яркими представителями русской интеллигенции Евгением Михаэлисом, Нифонтом Долгополовым, Северином Гроссом и другими. Благодаря общению с этими людьми Абай углубился в изучение русского языка и литературы, а в последующем и европейской литературы. В то время при ссыльных был создан так называемый статистический комитет. И по просьбе Михаэлиса, Абая избрали одним членом этого комитета. В поселяющем при комитете создали библиотеку и музей, которые часто посещал поэт. В 1885 году Абай передал для музея десятки экспонатов, часть из которых сегодня представлена в музее города Семея.  

Фото: отчет статистического комитета.

В 1866 году после смерти старшего брата Кудайбайберды, Абай был назначен волостным управителем Кучук-Тобыктинской волости, а в 1875 году он стал управителем Коныр-Кокше-Тобыктинской волости. Через год против поэта было возбуждено судебное дело, которое затянулось на восемь лет. В экспозиции представлены материалы этого дела, и статистические сведения по данной волости. В архивных документах зала можно увидеть и письмо Абая Кунанбаева адресованное Сенату, написанное им в 1900 году, а также характеристику его общественной деятельности, данную генерал-майором Галкиным тремя годами позже.

Истоки творчества Абая

С детства Абай интересовался народным эпосом, внимательно изучал и запоминал сказки и легенды казахского народа. Постичь всю красоту народной поэзии ему помогали айтысы, а также эпосы, среди которых «Ер таргын», «Кобланды батыр», «Камбар батыр», «Козы Корпеш - Баян Сулу» и другие. Кунанбаев имел глубокие познания древнетюркской литературы, интересовался творчеством легендарных степных жырау таких как Бухар, Шартанбай и других.  Бесценным творческим родником для Абая были труды классиков востока Низами Гянджеви, Хакима Фирдоуси, Алишера Навои. В годы обучения в медресе поэт зачитывался оригинальными произведениями этих авторов. В своих поэтических строках «шакирда» Абай как бы обращается к великим предшественникам  востока за помощью.

Абай Кунанбаев совмещал в себе стремление постичь знания и философию Востока и Запада. Поэтому произведения русских и европейских авторов были ему очень интересны. В изучении русского языка поту помогал его младший брат Халиолла, который обучался в городе Омске и хорошо владел русским. Из русских классиков Абай читал Пушкина, Толстого, Лермонтова, интересовался взглядами Чернышевского, Белинского и других. Из европейских писателей он предпочитал Байрона, Шиллера, Гете, Дельвига. В экспозиции можно ознакомиться с книгами, которые читал поэт.

Фото: книги, которые читал Абай.

Творчество Абая

Поэзия для Абая была больше чем просто творчество. Огромное значение он придавал искусству слова. В стихотворении «Поэзия – властитель языка», он определяет поэзию как высокое искусство, а следовательно поэт должен быть мастером языка. В экспозиции зала «Творчество Абая» можно ознакомиться с лирическими произведениями поэта. Поэзия должна служить народу говорил Абая, и менять общество в лучшую сторону. Именно поэтому народ является главной темой в произведениях поэта-философа. В его стихах можно проследить чаяния народа, разобраться в ценностях людей живших во времена Абая. Творения поэта можно считать литературной публицистикой, ведь в них часто встречалась критика в адрес биев, волостных управителей и других богачей. При этом автор дает очень яркие и точные образы характеров реально существовавших персонажей. Ярким примером этой работы стало стихотворение «Наконец волостным я стал», где четко раскрывается характер условного управителя.   

Большую часть в творчестве Куннабаева занимают стихи посвященные природе, временам года. Именно эти произведения дали начало так называемой пейзажной лирике в казахской литературе. Философская лирика поэта пронизана размышлениями о добре и зле, жизни смерти, человеке и его поступках.  Все это говорит о таланте поэта ка философа-гуманиста.

                  

Фото: первый сборник произведений Абая, г. Санкт-Петербург 1909 год.

В ранние годы своего творчества поэтические строки Абая были пронизаны темой любви и взросления. Используя традиционные восточные литературно-выразительные приемы, поэт воспевал красоту луноликой казахской красавицы. С 1889-1891 годы из-под его пера вышел отдельный цикл любовной лирики. Его лирические произведения были оформлены в «Восьмистишья» - исповедь Абая, размышление философа, о жизни и произошедших событиях. Лирика поэта тесно связана на со словами назидания.

Фото: "Слова назидания" Абая, рукопись Нурсеита.

«Слова назидания» были написаны в период с 1890 по 1898 годы. Это мысли философа о разных аспектах жизни человека. Это новый многогранный жанр для казахской литературы, который включает в себя помимо философских раздумий, публицистику, и воспитательные  элементы. С этими произведениями Абая также можно ознакомиться в музее. Кроме того в этом зале можно увидеть много произведений Абая.  Одни из самых ценных стихи, опубликованные в газете «Дала уалаяты» и редкая рукопись Абая «Несколько слов о происхождении казахов», а также его произведения, изданные уже после смерти поэта на 15 мировых языках.

Фото: произведения Абая на разных языках мира.

Переводы и музыкальное наследие Абая

Переводческой деятельностью Абай начал заниматься с 1882 года за это время он перевел около пятидесяти произведений разных авторов. За литературным опытом он обратился к русским классикам а именно к роману «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. Абай размышлял над тем если бы герои Пушкина находились в других временных и национальных реалиях, как бы это повлияло на их поступки и как изменилась бы их судьба. В результате этой работы были созданы переводы из романа: «Характер Онегина», «Письмо Татьяны к Онегину» и другие произведения.

Абай творчески и очень тщательно работал над воссозданием образа Онегина, анализировав все детали его характера. Он не упустил ни лирические отступления самого Пушкина, ни замечания и оценки критиков. Как результат был создан восьмой отрывок из романа «Предсмертной исповеди Онегина».

                

Фото: переводы Абая из «Евгения Онегина».

Особым профессионализмом и творческим подходом отличались и переводы произведений Лермонтова. Абай видел общее в своей философии и философии русского писателя, своего рода некое духовное родство, поэтому переводил его с особой любовью. Благодаря переводам Кунанбева, казахский читатель познакомился не только с творчеством великих русских авторов, но и европейских. Ведь поэт активно занимался переводами произведений Гете, Байрона, Шиллера и других. В одном из разделов зала музея теме созвучия Абая и Гете посвящена отдельная экспозиция. Здесь представлены предметы, подаренные музеем Гете в городе Ильменау (Германия). Это – камень с изображением папоротника из коллекции Гете, литография охотничьего домика немецкого писателя и мыслителя. Также в зале представлены музыкальные произведения Кунанбаева и записи музыковедов Затаевича, Жубанова и других.

«Поэмы Абая»

По мотивам восточной литературы Абаем написаны три инновационные поэмы. Это всем известное произведение «Искандер» об Александре Македонском, «Масгут» и незаконченная поэма «Сказание об Азиме». Все они имеют совершенно новую форму для казахской поэзии. В поэме «Искандер» автор не расписывает подробной биографии Искандера, поэт говорит о характере завоевателя, его алчности, человеке, жаждущем покорения всего мира. В поэме Абай показывает всю бессмысленность завоевания ради богатства и развенчивает жадность Искандера устами древнегреческого философа Аристотеля. Также в экспозиции представлены сочинения восточных поэтов, Фирдоуси, Низами, Навои, также написанных на тему Александрий, и сама поэма «Искандер». Поэма Абая «Сказание об Азиме» напоминает жанр волшебной сказки, сюжет которой частично взят из сказки «Тысяча и одна ночь». В этом произведении Абай Кунанбаев развивает идею борьбы честности с подлостью и обманом, темы которые он не раз затрагивал в своих других произведениях. В поэме «Масгуд» Абай критически переосмысливает тему о Халифе и его мудром визире. Поэма перекликается с «Восточной легендой» Ивана Тургенева. Однако Тургенев дает лишь литературную обработку восточной легенды, то Абай, через судьбу героя показывает личное отношение к жизни.

Зал «Лето»

Отдельный зал экспозиции музея посвящен стихотворению Абая Кунанбаева под названием «Лето» («Жаз»). Это произведение было написано поэтом от впечатления после перекочевки его родного аула на новые пастбищные угодья. В стихотворении Абай живым языком с использованием ярких образов передает состояние природы и периода жизни его народа. Кстати стихотворение увидел свет лишь в 1889 году в приложении к газете «Акмолинские областные ведомости». А в 1914 году стихотворение было переведено на русский язык общественным деятелем, участником движения Алаш-Орды, ученым-агрономом Сатылганом Сабатаевым.

Фото: юрта в зале "Лето".

Представленная в экспозиции большая живописная панорама является своего рода иллюстрацией стихотворения, отображая жизнь аула на кочевье. Здесь можно увидеть людей, мужчин и женщин в радостном настроении. На фоне панорамы установлена юрта со всеми убранствами, а на витринах расположены предметы быта, этнографии, ювелирные украшения, и одежда той эпохи.

Зал, посвященный поэтическому окружению Абая

Вокруг Абая всегда собиралась активная молодежь, тянувшаяся к творчеству и знаниям. Поэт и сам не раз говорил, что у каждого мастера должны быть свои последователи, если же их нет, то все его труды напрасны. В этом зале можно познакомиться с  представителями Абаевской литературной школы. Писатель Мухатр Ауэзов главными учениками Кунанбаева называл двух его сыновей Магавью и Акылбая, а также Кокбая Жанатайулы – близкого друга Абая, под именем которого он публиковал свои первые стихи и Шакарима Кудайбердыулы - племянника. Это были молодые поэты самые верные последователи Абая.

Зал открывается произведениями Шакарима, поэта, философа, писателя, историка, переводчика, публициста и композитора. Отец Шакарима Кудайберды - старший брат Абая. Шакарим – многожанровый автор, он работал в таких жанрах как рассказы, поэмы, философские трактаты, романы и переводы. Одна из известных его творческих работ поэма «Калкаман - Мамыр». Одним из самых известных исторических его трудов является «Родословная тюрков, киргизов и ханских династий». Шакарим также как и Абай изучал философию западных авторов, разрабатывая собственную концепцию благочестия. Также он переводил н казахский язык русских и европейских писателей. Тело Шакарима захоронено в урочище Жедибай.

Фото: раздел посвященный Шакариму Кудайбердиулы.

Также среди последователей Абая был и Турагул Кунанбаев его сын, поэт, переводчик, Аубакир Акылбаев, композитор, певец и поэт. Аубакир, сын Акылбая, внук и ученик Абая, Арип Танирбергенов поэт, переводчик, Асет Найманбаев - поэт, переводчик, композитор, певец и Уаис Шндыбаев и другие.

Сегодня в экспозиции музея представлена фотография семьи Абая, снятая в 1903 году. На снимке: Абай, его сыновья Турагул и Магавья, внуки Аубакир и Пакизат, жена Еркежан и сноха Камалия, жена Аубакира. Также в зале  размещены рукописи, произведения поэтов абаевского окружения.

«Абаеведение»

Изучением творчества и жизни Абая актвино занимались деятели Алаш-Орды. Благодаря их трудам началось зарождение такого лиетратурного напарвления как абаеведение, которое сегодня является отдельной научной дисциплиной.  Алихан Букейханов высоко оценивал роль Кунанбаева в казахской истории и литературе. Букейханов был первым человеком кто занялся исследованием наследия великого поэта. Статья Ахмета Байтурсынова под названием «Қазақтың бас акыны» опубликованная в 1913 году в газете «Казах» внесла огромный вклад в понимание важности исследования феномена Кунанбаева.  В 1908 году писатель, драматург, журналист и государственный деятель Миржакып Дулатов также посвятил статью Абаю, она была опубликована в татарской газете «Уакыт». В 1914 году уже в газете «Казах» Дулатов публикует статью «Абай», посвященную 10-летию со дня смерти поэта. В этой статье он отмечает Абая как основоположника новой казахской письменной литературы. Пишет о необходимости изучения и пропаганды его наследия Абая, поднимает вопрос об увековечении памяти Абая и создания его музея. Большой вклад в изучение творчества Абая внес писатель Жусупбек Аймауытов. В 1918 году совместно с Ауэзовым он начал издавать журнал «Абай», в котором под псевдонимом публиковал статьи «Абайдың өмірі және қызметі», «Абайдан кейінгі ақындар». Преподаватель женской гимназии Назипа Кулжанова, перевела на русский язык стихотворение Абая «Желсіз түнде жарық ай». Этот перевод  был напечатан в томском журнале «Сибирский студент».

Биографические сведения и литературоведческий анализ сочинений Абая были представлены в первом сборнике поэта, подготовленном сыном Абая Турагулом и племянником Какитаем Искаковым. Именно Какитай Искаков был первым издателем произведений Абая. Первый сборник вышел в свет в 1909 году в Санкт-Петербурге в издательстве Ильяса Бораганского. В 30-ые годы к творчеству Абая обращаются  и другие известные ученые, писатели, общественные деятели. Сред них Кудайберген Жубанов, Ыдырыс Мустанбаев, Ильяс Жансугуров и другие.

Становление абаеведения как науки связано с именем Мухтара Ауэзова писателя, драматурга, классика казахской литературы, академика. С детства Ауэзов обучается грамоте по стихам Абая.

Образ Абая в изобразительном искусстве

Образу Абая Кунанбаева в изобразительном искусстве в музее отведен отдельный зал. Здесь представлены произведения живописи, графики, скульптуры разных лет. Одним из первых среди профессиональных художников к теме Абая обратился Николай Крутильников. Закончив Казанское художественное училище в 1916 году, он приехал в Семей и устроился художником в местный театр. Крутильников принимал активное участие в жизни Семипалатинского подотдела Русского Географического общества, где познакомился с Мухтаром Ауэзовым. Видимо, это знакомство и побудило его обратиться к теме Абая. Экспонируемая работа «Абай пишет стихи» написана Крутильниковым в 1924 году.

В 1934 году был объявлен конкурс на создание портрета Абая и иллюстраций к его произведениям. Одним из участников конкурса был Абилхан Кастеев. В 1947, 1968 годах он совершил поездки на родину Абая, после чего создал живописные акварельные пейзажи: «Лето в горах Чингистау», «Сопка Караул», «Баканас и Байкошкар» и другие. Сегодня музей в городе Семее располагает 12 работами художника.

Тема Абая получила дальнейшее развитие в творчестве Е.Сидоркина, заслуженного деятеля искусств Казахстана. Им созданы иллюстрации к «Казахскому эпосу», «Сказкам»,  а так же к роману Ауэзова «Путь Абая». Также музей располагает серией графических работ художника И.Исабаева, созданных в 1967- 1970 годах по мотивам произведений Абая. В связи со 100-летием со дня смерти Абая, в 2004 году музей организовал конкурс среди художников, победители которого преподнесли в дар музею свои работы. Тема Абая, исторических мест, связанных с его творчеством и жизнью вдохновила на создание картин и скульптур не только художников, но и представителей других профессий.

Фото: А. Кастеев «Чингистау».

Фото: «Абай и жатаки» О. Кужленко.

Абай и Семей

Жизнь Абая Кунанбаева всегда была тесно связана с Семеем. Этот город с богатой историей в период жизни поэта был крупным культурным и торговым центром, ведь здесь проходили караванные пути из Китая, Сибири и Средней Азии.

Один из разделов экспозиции музея посвящен быту казахов-горожан. В интерьере домов казахов живущих в городе ХIХ, начале ХIХ веков использовались не только традиционные предметы быта кочевников, но и классическая изысканная мебель. В зале можно увидеть гнутую венскую мебель, также выполненный в изящном стиле диван друга Абая ссыльного краеведа Николая Коншина, переданный в музей его дочерью. Привлекает внимание посетителей большой буфет, трельяж-горка с выпуклыми стеклянными дверцами. Также в интерьере представлена посуда того времени, это столовые и чайные сервизы, изделия из фарфора, стекла, изготовленные на знаменитой Кузнецовской фабрике. Облик старого города раскрывают работы художников М.Беляева, Н.Егорова, а также фотографии той эпохи.

Фото: экспозиция мебели того времени.

Музей Абая в Семее - место, которое хранит в себе вековую историю жизни и творчества великого поэта, рассказывает о быте в те далекие времена. Поэтому приехав в Семей, вам обязательно следует посетить этот храм истории и прикоснуться достоянию нашей культуры.  

Вам будет интересно прочитать:

Сакральное богатство Прииртышья

Достопримечательности Костаная

Мавзолей Кейки батыра, Торгайские геоглифы 

Данные предоставлены Музеем Абая в г. Семей.

#Семей #Абай #Музей Абая

Similar materials